Чуть больше месяца назад в центре Иркутска закрылась «шанхайка». Продавцы и арендаторы павильонов перебрались в «Китай-город» — новый рынок рядом с Покровским.
История вопроса
Популярный вещевой рынок «Шанхай» появился в центре Иркутска в конце 1992 года. Тогда под торговлю был отведен участок площадью почти пять тысяч квадратных метров. С тех пор территория рынка увеличилась почти в два раза. О его закрытии городские власти впервые заговорили в 2004 году. Причиной тому послужило множество нарушений: правил пребывания иностранных граждан на территории РФ, земельного законодательства, благоустройства и санитарного состояния, незаконная предпринимательская деятельность, незаконное использование иностранной рабочей силы, осуществление несанкционированной торговли. К тому же на территории «шанхайки» были проблемы с регулированием дорожного движения. Однако к решительным действиям мэрия приступила лишь спустя 10 лет.
В апреле 2014 года, заручившись поддержкой надзорных ведомств и силовиков, мэрия инициировала многочисленные проверки и рейды на рынке. Их результатом стали правовые основания для демонтажа павильонов — под снос попали более 50 объектов.
Что появится на месте старой «шанхайки», пока не понятно. Городские власти планируют расширить дорогу по Софьи Перовской до четырех полос и создать здесь транспортный узел с благоустроенной пешеходной и парковой зонами, а памятники архитектуры в окрестностях рынка отреставрировать.
Новоселье в Китай-городе
После закрытия рынка практически все продавцы и арендаторы павильонов перебрались на новое место торговли — в «Китай-город». Он находится на улице Челябинской недалеко от рынка «Покровский». Оказалось, добраться туда несложно. С центрального рынка и Синюшиной Горы курсируют бесплатные маршрутки и автобусы. Стоянка для пассажиров на центральном рынке обозначена рекламным билбордом. Рядом с ним две девушки в громкоговоритель объявляют об очередном рейсе — бесплатный транспорт ходит с 7 утра и до 7 вечера каждые 15 минут (ранее в тексте сообщалось, что транспорт работает до 22 часов — прим. ред.). Им пользуются не только покупатели. Утром на бесплатных автобусах на работу едут продавцы «Китай-города».
Территория рынка огорожена забором, все машины въезжают через шлагбаум. Автомобильное движение контролируют регулировщики. Первым делом обращаешь внимание на деревянное строение с надписью «Туалет». Оказывается, это что-то вроде кассы, а сам туалет, точнее, биотуалеты, находится рядом.
Рынок живет своей жизнью. Среди равномерного гула голосов можно различить русскую, китайскую, киргизскую и узбекскую речь. Стройно организованные ряды павильонов обвешаны шторами и одеялами, одеждой, шляпами. Рядом сидят продавцы. Временами трудно отличить живых людей от манекенов. Коробки, баулы с вещами иногда стоят прямо на асфальте. Торговля на улице идет бойко. На «шанхайке», как и прежде, оптом и в розницу можно купить одежду, обувь для детей и взрослых, сумки, искусственные цветы, скатерти, постельное белье. Здесь уже есть крытые торговые места и два торговых центра, складские помещения, парковка. Многочисленные таблички свидетельствуют о том, что на рынке ведется видеонаблюдение.
Здания торговых центров достаточно просторные, с высокими потолками. Воздух внутри прохладный. Покупателей здесь чуть меньше, чем на улице. 38-летняя продавец Елена скучает без дела — клиентов у нее сегодня практически нет. Но она не унывает, считает, что со временем торговля наладится.
Елена:
— Еще не все оптовики знают, куда мы переехали. Но они сюда пойдут. Рынок удобен тем, что по-прежнему в одном месте можно купить и одежду, и обувь, и текстиль для дома.
Прежде она работала воспитателем. Но ушла из-за низкой зарплаты. Говорит, что продавцом быть выгоднее.
30-летняя продавец Анна работает на «шанхайке» восьмой год. По ее словам, после переезда покупателей стало больше. Анна продает чулочно-носочные изделия.
Анна:
— Конечно, на старом месте было привычнее. Добираться сюда далеко, но люди все равно едут. Благо, есть бесплатная маршрутка. В основном мои покупатели — перекупщицы из других городов. Они берут носки оптом целыми мешками, а потом перепродают со своей наценкой.
У Гульнары павильон площадью 15 метров, он завален всем подряд — кулинарными терками, мочалками, шариками, хозяйственными перчатками и другой мелочью. Рабочий день Гульнары начинается в восемь утра. В это время появляются первые покупатели, в основном оптовики. Женщина уже восемь лет на рынке. Говорит, что согласна на любые условия, лишь бы торговля была.
Многих иркутян рынок привлекает ценой — она гораздо ниже, чем в обычных магазинах. 28-летняя Исмет живет в Иркутске-2. Сегодня она приехала на рынок за шторами. По ее мнению, здесь они дешевле, чем в магазине.
Исмет:
— В принципе, товар здесь нормальный. Киргизские вещи вообще хорошего качества. Я здесь закупаюсь последние года четыре. Цены такие же, как и на бывшей «шанхайке».
Розничные, а уж тем более оптовые цены на «шанхайке» действительно доступные. Например, летняя сумка обойдется в 100—350 рублей, мужские и женские трикотажные футболки в 100—150 рублей. Пара женских шорт стоят 250—400 рублей, цены на летние платья и сарафаны колеблются от 150 до 1500 рублей. При оптовой закупке цены уменьшаются в разы.
Лакомый кусочек
«Китай-город» еще окончательно не обустроился. Справа и слева от торговых рядов, как грибы, растут новые павильоны — арендаторы уверены, что новое место лучше. А вот жители частного сектора, вблизи которого бурлит рыночная жизнь, не особо рады соседству с новым рынком. Иркутянка Ирина (имя изменено — прим. авт.) рассказала, что к жильцам обратились риелторы с предложением продать дома и участки. Многие пошли на уступки и стали продавать дома. Ирина рассказывает, что именно это подвигло ее поступить также. Была заключена сделка, оформлены документы. До декабря нынешнего года иркутянка должна найти новое место жительства. Еще одна местная жительница Елена (имя изменено — прим. авт.) с ужасом ожидает, что и к ней обратятся риелторы.
Елена:
— Я не хочу уезжать отсюда. Но понимаю, что жизнь здесь станет невыносима. Мы недовольны этим рынком — он близко к домам. Понимаем, что центр города нужно очистить, но ведь можно было бы вынести торговлю туда, где нет жилого массива. У нас безвыходное положение. Наверное, когда придут риелторы, придется соглашаться и продавать дом. Вся улица уже продана. Мы же не можем тут одни находиться.
А вот семья из соседнего дома уже продала свой дом и даже купила новое жилье в пригороде Иркутска. Сейчас жильцы активно готовятся к переезду, который планируется в ближайшее время.
Равиля Фаттахова, IRK.ru
Хосподя… Дом застраховать, землю под домом оформить, сдать этот дом и продать потом года через 3…