Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Деревья умирают стоя

За последний год в Иркутске существенно сократилась численность деревьев. Одна из основных причин — несоблюдение правил посадки и обрезки. Чаще всего администрация города заключает контракт на проведение этих работ со строительными и коммунальными компаниями, в штате которых нет специалистов-дендрологов.

Законодательные путы

Уже много лет подряд Иркутская область входит в число регионов с самым загрязненным атмосферным воздухом. Экологи давно бьют тревогу: с каждым годом воздух в Иркутске становится только грязнее. Летняя жара, пыль, смог, выхлопные газы… Раньше большие раскидистые деревья частично защищали горожан от этих неминуемых сезонных напастей. Еще 20 лет назад центральная улица города — Карла Маркса — утопала в зелени, сейчас она превращается в пустыню. На месте многих зеленых скверов и улиц — высохшие «мумии» или пеньки спиленных под корень деревьев.

Почти на каждой улице города есть погибшие деревья. То, что они не украшают Иркутск, — еще полбеды. Они таят в себе прямую угрозу для жизни горожан. Особенно опасен сухостой во время шквальных ветров, характерных для приближающейся осени.

Такая неживописная картина — последствия изменений в законодательстве о контрактной системе закупок для муниципальных властей. В соответствии с вступившим недавно в силу федеральным законом №44, администрация города теперь обязана объявлять тендеры и конкурсы практически на все виды работ и услуг. Закон гласит: выиграл тот, кто предлагает выполнить работу дешевле конкурентов. О критериях отбора фирмы и о качестве выполненных ими работ — ни слова.

— К сожалению, мы связаны законом и обязаны объявлять конкурс для проведения работ по уходу за деревьями и посадке зеленых насаждений, даже при условии, что в городе действует муниципальное предприятие, созданное для таких целей, — поясняет заместитель начальника управления экологии городской администрации Наталья Ступина. — В итоге зачастую конкурс выигрывают коммунальные и строительные фирмы.

В штате этих компаний нет специалистов-биологов и дендрологов. Вместо знаний у таких подрядчиков один инструмент — пила. По мнению биологов, посадки эти компании осуществляют по принципу «посадили и забыли». За молодыми саженцами, на которые из городского бюджета выделяют немалые суммы, никто как следует не ухаживает. Контролировать всех и каждого мэрия не может: в управлении экологии администрации Иркутска просто нет такого количества специалистов.

Предоставленные сами себе, непрофессионалы «ухаживают» за зелеными насаждениями так, что без содрогания не взглянешь. В результате этой заботы большинство деревьев обречены на верную гибель.

Убийственная «стрижка»

«Варварство, издевательство, бесхозяйственность», — наблюдая последствия ежегодной стрижки деревьев, горожане не стесняются в эпитетах.

— Да как же так, — со слезами на глазах говорит пенсионерка из Свердловского округа Татьяна Лукейцева. — Эти деревья здесь столько лет росли, красивые, роскошные, а теперь что от них осталось? Как будто руки-ноги человеку обрезали, варвары.

В ответ на такие обвинения коммунальщики только пожимают плечами. Их дело — выполнять условия заключенного контракта. В администрации поясняют: согласно постановлениям Госстроя, существует три вида обрезки. При санитарной у дерева обрезают только сухие ветки, с помощью формовочной — формуют крону, а омолаживающую (самый «глубокий» вид обрезки) проводят для старых и больных деревьев.

Специалисты единодушны в одном: обрезка или, как они ее называют, весенняя косьба деревьям необходима. Вопрос в другом — правильно ли ее проводит подрядчик.

— Это со стороны кажется, что дело нехитрое — бери пилу в руки и вперед, — говорит заместитель директора ботанического сада ИГУ Светлана Сизых. — Но ведь живое дерево — это не дрова. Один лишний захваченный сантиметр может стоить ему жизни.

Уже несколько лет в результате обрезок, проведенных дилетантами, погибает множество иркутских деревьев.

— Администрация города заключила контракт на косьбу лип по улице Нижняя набережная с одной из фирм, — продолжает Наталья Ступина. — Когда мы увидели результат их «работы», то ужаснулись: 75% ценнейших лип от такой обрезки погибло. Пришлось спешно высаживать новые.

Засохшие столетние сосны в Академгородке, «мумии» ценных деревьев в скверах и парках — это тоже результат деятельности таких фирм.

Для нерадивых подрядчиков в администрации действуют штрафы — до 30 тысяч рублей. Обязаны будут вредители и возместить стоимость убитого ими дерева; в итоге все это может вылиться в кругленькую сумму. Но даже такая перспектива не останавливает самоуверенных начальников строительных и коммунальных компаний, решивших быстро и легко заработать на обрезке деревьев.

Засолить дерево

Еще одна причина массовой гибели деревьев — это нарушение правил снегоуборки. Зимой иркутяне не раз становятся свидетелями такого зрелища: деревья засыпаны огромными глыбами снега. Этот снег содержит невероятное количество самого дешевого реагента — соли. Она впитывается в почву, потом через корневую систему проникает и в дерево. Результат себя долго ждать не заставит: год, много два, — и дерево погибнет.

— Эту концентрацию соли не способно выдержать даже самое сильное и стойкое дерево, — заключает Светлана Сизых.

Такая уборка снега производится в нарушение всех норм и технологий. По правилам, снег нужно счищать и свозить на полигон, но никак не оставлять таять на газонах.

Город в паутине

Ослабленные «соляной атакой» деревья становятся легкой добычей для разных вредителей. Уже три года подряд плодовые деревья Иркутска терзает горностаевая моль. Стоит только пригреть весеннему солнцу и появиться первым листьям, прожорливые гусеницы тут как тут. Паразит из года в год атакует городские яблони. В итоге большинство иркутских улиц «украшает» совершенно сюрреалистический пейзаж — окутанные паутиной деревья и мерзкие гусеницы, падающие на прохожих.

Бороться с такой напастью не так-то просто. Существует несколько препаратов биологического и химического происхождения. Первые менее эффективны, зато безопасны. Эффективность вторых достигает 90-100%, но они могут вызывать отравление и аллергию у человека. Сбивать ненасытных гусениц сильным напором воды — «ноу хау», которое в этом году применили в Иркутске, — тоже оказалось не особенно действенным, часть пораженных деревьев пришлось срубить.

— Когда деревья стали массово погибать, власти забили тревогу, стали собирать советы специалистов, — подводит итог Светлана Сизых. — Но беспокоиться нужно было начинать раньше. Гибель деревьев — это лишь следствие, причина — отсутствие должного и правильного ухода, осуществлять который нужно строго под контролем специалистов.

Ситуация осложняется еще и тем, что в Иркутске большинство деревьев относятся к одному или к нескольким родственным видам. То есть, если в городе «заведется» какой-либо паразит или заразная для деревьев болезнь — большинство из них обречены на вымирание.

Цветами делу не поможешь

Посадка новых деревьев вместо погибших — предприятие не из дешевых. Власти города стараются решить проблему, обустраивая на улицах и в скверах клумбы с яркими цветами. Но, оказывается, это не выход.

— Сейчас в Иркутске высаживают очень много однолетних цветов, — говорит Светлана Сизых — Да, они очень красивые, яркие, но эти цветы — лишь декорация. Они не очищают воздух, эти функции выполняют только кустарники и деревья.

Вот и получается, что зеленое убранство областного центра целиком и полностью зависит от наличия «зелени» в городском бюджете. Пока администрация вынуждена будет нести убытки из-за действий дилетантов-подрядчиков, количество зеленых насаждений в Иркутске так и будет сокращаться с каждым годом.

— К сожалению, штраф — это единственное наказание, которое мы можем применить к таким фирмам, — поясняет Наталья Ступина. — Расторгнуть с ними контракт непросто, не оплатить сделанную работу администрация тоже права не имеет. Подавать на них в суд — тоже зачастую дело бесполезное. В большинстве случаев наши подрядчики — это фирмы-однодневки. Заработали деньги — все, закрылись.

Наилучший выход — иметь действующее, подконтрольное администрации предприятие, в котором работали бы специалисты. В Иркутске долгие годы действует МУПЭП «Горзеленехоз», но новое законодательство не дает муниципальному предприятию шанса конкурировать с небольшими компаниями. У последних минимальный штат, небольшие затраты на оказание услуг, соответственно, и стоимость этих услуг оказывается раза в три меньше, чем у «Горзеленхоза».

Для решения этой проблемы в администрации города планируют создать новое бюджетное учреждение, которое смогло бы оказывать качественные услуги по уходу за деревьями примерно за ту же сумму, что и пресловутые фирмы-однодневки.

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • izokonazol 6 августа 2014 в 23:51

    Добавлю к эпитетам «Свинство». Это нужно быть натуральной свиньей, чтобы в своем родном городе за бабки такое творить. Город в тайге, негде купаться и нет деревьев, потрясающе. Что касается контрактов - что по дорогам, что по всем остальным отраслям - нужно заключать многолетние контракты, чтобы…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля