Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Хорошо там, где мы есть: Новая Зеландия и Австралия

IRK.ru продолжает серию публикаций о людях, которые переехали из Иркутска в другие страны. Бывший иркутянин Александр Солодков рассказывает о своем сложном переезде в Австралию через Новую Зеландию.

Мои родители переехали из Новосибирска в Иркутск, когда мне было два года. В Иркутске прошла большая часть моей жизни: школа, университет, аспирантура. Сразу после поступления на химфак ИГУ я начал работать в Лимнологическом институте СО РАН, пошел по стопам родителей-ученых.

Впервые мысли переехать в другую страну появились в 1999-м, когда наша семья жила какое-то время в Германии. Тогда у меня появилась возможность оценить плюсы и минусы жизни за границей. При всем уважении к России я понял, что хочу жить в комфортных условиях. Так появилась мечта. Я начал общаться на форумах «наших там», собирался даже поступать в университет в Дублине. Но тогда мне не хватило уверенности в своих силах.

Основной причиной для переезда в итоге стала жажда нового. С каждым годом человек становится все более консервативным, обрастает связями, имуществом, обязанностями. Как говорится, пускает корни. К моменту переезда мне было уже 26 лет, и я решил, что переезжать надо либо сейчас, либо никогда.

Выбор среди англоязычных стран, «удобных» для иммиграции, не велик. Это Канада, Великобритания, Новая Зеландия и Австралия. В этих странах действует иммиграционная политика, так что переехать на постоянное место жительства и получить впоследствии паспорт гораздо проще, чем, скажем, в США. Мы в итоге остановились на Австралии и Новой Зеландии.

Подготовительный этап

3 января 2009 года я впервые зашел на один форум «наших» в Австралии и начал изучать способы переезда. Три месяца штудировал всю доступную информацию, прежде чем смог задать первый вопрос. Потом еще год активно собирал информацию, как по Австралии, так и по Новой Зеландии, пытаясь определиться, куда все-таки лучше иммигрировать. В конце концов выбрал «зеленый континент».

На следующий год мы с женой начали готовиться активно. Записались на курсы по подготовке к IELTS (тест на знаниe английского языка), стали изучать, какие документы нужны для иммиграции, пересмотрели кучу видеороликов, я перечитал множество блогов в ЖЖ. О грядущем переезде разговаривали каждый вечер.

Пока мы готовились, иммиграционный департамент Австралии ужесточил требования к оценкам за тест, а также убрал мою специальность из списков на иммиграцию. Это такие списки профессий, которые нужны стране. Если твоя специальность в этих списках есть, можно иммигрировать независимо (Skilled Independent), если нет — нужно спонсорство работодателя или родственника (Sponsorship). Я «пролетел» по обоим пунктам. Пришлось переключиться на Новую Зеландию. В эту страну мне удалось получить временную рабочую визу.

По условиям новозеландской визы я не мог брать с собой или приглашать в страну никого до тех пор, пока не найду работу. Поэтому ехал один. Дата была специфическая, если не сказать, роковая — 29 февраля 2012 года. Может быть, от того у меня возникли трудности на границе в Китае. Была опечатка в визе и меня не пускали в Новую Зеландию. Пришлось экстренно искать консульство и ехать за новым документом. Позже, через три месяца, по студенческой визе ко мне прилетела моя жена.

Она ехала не одна, а с нашей собакой по кличке Персик. В Новую Зеландию, как и в Австралию, ввозить животных из стран, где не контролируется бешенство, нельзя. Поэтому жена летела в Окленд через Сингапур, где оставила нашего питомца на долгие шесть месяцев карантина. Вывоз животных из России и оформление карантина — это отдельная долгая история. Мы начали готовить документы и искать подходящий карантин примерно за полтора года, хотя можно уложиться и за полгода.

В Новой Зеландии мы прожили почти год. После этого переехали в Австралию. Туда же попросили отправить собаку после окончания карантина. Опуская подробности, скажу, что мы были очень рады получить ее обратно живой и невредимой.

Персик на пляже
Персик на пляже

«Страна вечной весны»

Я улетал в Новую Зеландию на пике эмоций. Не мог поверить, что спустя долгие годы мечтаний и упорной подготовки моя мечта осуществилась. Я был очень возбужден от осознания того, что еду за новой жизнью в совершенно другую, абсолютно незнакомую часть мира. Был полон сил строить свою и нашу новую совместную жизнь. Покидая Иркутск, не испытывал грусти.

Страна показалась мне очень приятной, тихой и дружелюбной. Здесь чисто и красиво, люди на улицах улыбаются и приветствуют незнакомцев. Новую Зеландию еще называют «страной вечной весны», и это вполне справедливо: мягкий и теплый климат, в течение всего года периодически идет дождь, который с особой силой льет зимой. Температура воздуха всегда находится в комфортном диапазоне и не превышает 28°С.

Разочарования по поводу Новой Зеландии появились на фоне трудностей с поиском работы. Эта страна удалена от всего остального мира и немного отстает в экономическом развитии от него. Здесь превалирует сельское хозяйство и пищевая индустрия, а предприятий и тяжелой промышленности практически нет. Эта страна идеально подходит для жизни, когда «все хорошо», но не когда находишься в поиске работы и своего места.

«Оззи лэнд»

Спустя почти год мы переехали в Австралию. Переезжали в январе, когда в южном полушарии лето. После прохладной Новой Зеландии мы резко попали в пекло Австралии. Нам особенно «повезло»: именно в тот день, когда мы прилетели в Сидней, был зафиксирован абсолютный рекорд температуры +47,8°C.

Сам Перт, где мы живем уже полтора года, нам нравится. Этот средний по величине город является столицей Западной Австралии. Кроме него, в штате нет больше крупных населенных пунктов.

Если Новая Зеландия похожа на Великобританию по образу жизни и архитектуре, то «Оззи лэнд» (так иногда называют Австралию) больше напоминает США. Большинство домов невысокие, а центр города совсем небольшой — буквально несколько кварталов. Люди, как и штатах, предпочитают многолитровые «ракеты», и в стиле их одежды можно проследить американское влияние.

Сами оззи (австралийцы) строго следуют любым правилам и очень боятся нарушить даже самое простецкое. К сожалению, обладают, как мне кажется, достаточно узким кругозором. Вероятно, это связано с изолированностью континента от остального мира.

При этом они помешаны на активном и здоровом образе жизни. Все куда-то бегут, едут на велосипедах, гребут на байдарках, каждые выходные везут свои мотоциклы на off-road покатушки, участвуют во всевозможных марафонах, плавают круглый год в открытых бассейнах и океане. Постоянно вижу по утрам, как люди занимаются с персональным тренером в парках. Темно еще, холодно, но так стараются! А еще говорят, что только русские — экстремалы. Да, это так, но оззи, похоже, не меньше. Кто б из нас стал бегать под проливным дождем?

В городе Перт
В городе Перт

Западная Австралия стала нашим новым местом постоянного проживания, пока не могу сказать, что домом — мы еще адаптируемся. Найти работу по специальности мне было очень сложно, жена нашла гораздо быстрее. Однако со временем работа нашлась, и жизнь постепенно входит в нормальное русло.

Чувствую ли я себя востребованным специалистом, пока сказать сложно. Австралийцы — специфичный народ. Кажется, они считают, что, кроме Европы, США и Индонезии, откуда плывут на своих лодках все нелегалы, другого мира не существует. Где-то там есть еще страны, но местным они мало известны.

Россия для них, это что-то очень холодное, непонятное и немного пугающее. От того, наверное, регалии, полученные не в Великобритании или Штатах, мало кого интересуют или не интересуют вообще — нужен местный опыт и образование. Так что по приезду в Австралию нам пришлось начинать все с самого нуля.

Наш жизненный уклад сейчас очень отличается от иркутского. Здесь все встают очень рано — в 6 утра как минимум. А наш день начинается в 5 или 5:30, спать ложимся обычно не раньше 10 вечера. Мы приобщились к здоровому образу жизни: питаемся исключительно «органическими» продуктами, постоянно бываем на пляже, много гуляем, но еще больше работаем.

Пока редко получается выбираться за пределы Перта — времени и денег на все не хватает. Однако уже сейчас можно сказать, что в целом наша жизнь стала более качественной: хорошая еда и экология, мало поводов для стресса, низкий уровень преступности, много возможностей для жизни в удовольствие. В любой день недели можно пойти покататься на серфе или кайтсерфе, встретить закат на пляже. Не надо ждать выходных и далеко ехать, чтобы ловить кайф от жизни.

В бытовом плане тоже стало проще. В Австралии и конкретно в Перте можно найти все, что нужно: вещи, запчасти, услуги. С качеством бензина, например, никто вообще на заморачивается. Австралийцы просто не понимают, как это — заправляться на определенной заправке, потому что там хороший бензин. Он есть — и все. Еда доступна всегда и везде, любая. Способов развлечься и отдохнуть очень много: во всех районах Перта есть парки, по выходным в клубах часто играют музыканты и ди-джеи. Один мой знакомый, русский, который как-то приезжал в гости из Сиднея, сказал, что Перт — это город для тех, кто понял жизнь.

Единственное, к чему придется привыкнуть, — буквально за все приходится платить. Однако государство позаботилось о том, чтобы людям было легче расставаться с деньгами. Большинство вещей можно сделать через интернет, почту или отделение банка. По словам моего коллеги, даже после смерти с имущества умершего взимается налог, прежде чем его родственники смогут получить наследство. Платят все и везде. Что поделаешь — капиталистическое государство.

Моя нынешняя зарплата существенно выше, чем та, что была в Иркутске. Однако аренда жилья, еда, страховки, счета — все это недешево. Помогает русский опыт — нам с женой удается экономно расходовать деньги, даже немножко остается. Жизнь в России, конечно, очень закаляет.

Солодковых по кличке Персик
Солодковых по кличке Персик

Про жилье

В Новой Зеландии мы снимали заднюю часть дома хозяина, «лэндлорда», как называют собственников недвижимости. Это была небольшая «бабушкина» квартира со всеми удобствами. Когда мы переехали в Австралию, первый месяц снимали комнату в доме у одной престарелой немки. Это была пыльная комната с окнами на магистраль — круглые сутки было шумно, а так как мы переехали в январе, в самую жару, то еще и ужасно жарко. Сейчас даже представить не могу, как мы прожили там столько времени.

После сняли квартиру в многоквартирном доме. А недавно наконец-таки переехали в нормальную квартиру, правда, без мебели — пришлось кое-что покупать. Под «нормальной» я имею в виду наличие стиралки и посудомойки, а также хорошую обстановку. В предыдущей квартире у нас не было ничего из этого, а белье приходилось стирать либо в коммунальной стиральной машине (за $4), либо на руках.

Сюрпризом для нас стало, что наш дом находится на самой дорогой улице в Австралии. Кроме него, здесь нет больше многоквартирных домов, но по обе стороны располагаются огромные особняки колониального стиля с теннисными кортами, лужайками, фонтанами. Некоторое недоумение вызывают сравнительно недорогие машины, припаркованные во дворах таких домов.

В Перте с жильем трудно, в Окленде было попроще. Сдается, как правило, старое жилье, 60-70-х годов постройки, может быть, и древнее, за немаленькие деньги — от $300 в неделю. Более-менее хороший вариант будет стоить от $400 в неделю, и на него претендуют 20-40 человек. Так что хорошие квартиры и дома разлетаются быстро. Площадь жилья оценивается спальнями: одно-, двух-, трехспальная квартира. Имеется в виду кухня, туалет, открытое пространство (гостиная) и соответствующее количество комнат. Практически везде запрещено содержание животных, причем любых: собак, кошек, хомяков, птичек, рыбок, черепах и остальных.

О ностальгии

Чувство ностальгии мне не знакомо. Ностальгия — это когда было хорошо, а сейчас плохо и хочется обратно. На данный момент мы считаем, что нашли если не лучшее место на Земле, то, по крайней мере, очень комфортное. Это не только наше мнение: так говорят и европейцы, переехавшие на ПМЖ в Западную Австралию.

Здесь всегда тепло. Зимой минимальная ночная температура составляет 2°С, а днем в среднем 15—18С. Летом температура, хоть и поднимается до 47°С, но так как воздух сухой и везде есть кондиционеры, жара переносится достаточно легко. Здесь чисто. Улицы и помещения торговых центров, офисов и мест массового скопления людей моют каждый вечер, иногда — мылом. Пыли и мусора практически нет.

Здесь безопасно и тихо. По улицам можно свободно ходить хоть в 10 вечера, хоть в 3 утра. Конечно, многое зависит от района, но в целом все хорошо. Местные пляжи располагаются в 15 минутах езды на машине от центра города и по праву считаются одними из лучших в мире. Вода в океане теплая круглый год.

Здесь много возможностей для самореализации: открывай бизнес, учись на кого хочешь — от киношника до инженера. Зарплаты в Западной Австралии традиционно считаются самыми высокими. В среднем они находятся в районе $60—120 тысяч в год. В нефтегазовой и горнодобывающих сферах, на которых базируется экономика штата, минимальные зарплаты начинаются от 80 тысяч и доходят до космических 300—500 тысяч австралийских долларов в год, в научной и образовательной сферах — 55—120 тысяч. Так что мы пока не видим причин для возвращения обратно в Иркутск или Россию.

По типично русским блюдам мы особо не скучаем. Но есть те продукты, которые мы с удовольствием поедим, когда снова окажемся в России. На первом месте, конечно же, красная икра! Местные совершенно не представляют, как ее можно есть ложками, тут она в большом дефиците.

Кроме икры, я бы отведал замечательных бурятских поз — по ним все-таки скучаю. Жена несколько раз упоминала, что хочет копченой рыбки. Вот, наверное, и все. Остальное в изобилии есть и здесь. Однако если тоска по русской еде все-таки одолеет, то в Перте есть магазин товаров из Восточной Европы и России. Мы пока еще там не были, но, по словам некоторых представителей русской общины, там можно найти вполне привычные нам продукты. Кроме того, в Перте много русских, которые дома пекут торты, лепят пельмени и вареники на продажу.

***
В заключение хотелось бы сказать пару слов про иммиграцию. Что считать «иммиграцией»? Для меня это получение постоянного статуса в стране (вида на жительство, статуса постоянного резидента), а также достойная работа, позволяющая неплохо жить.

Говорят, что иммиграцию можно считать завершенной после года проживания в стране. Не могу согласиться с этой точкой зрения. Мы начали готовиться к иммиграции 4 года назад. Покинули Россию 2,5 года назад. Сейчас вот уже полтора года живем в Австралии. У нас обоих есть более-менее сносная работа, жизненные условия улучшились, денег едва-едва, но хватает. Тем не менее я все равно считаю что наша иммиграция пока еще не закончилась. Она определенно подходит к концу, но еще нужно многое сделать, чтобы было хорошо.

Иммиграция — очень длительный, дорогостоящий и нервный процесс. Но приз, который вы получите, если осмелитесь, превосходит все затраты. Вы познаете себя и поймете, чего на самом деле стоите.

Юлия Плотникова, IRK.ru

Фото из личного архива

  • Максим Белезяков 4 сентября 2017 в 15:11

    Мой первый комментарий!

    Я считаю, что самое сложное по части переезда - начать. Без шуток. Не удивляйтесь. И будьте готовы к трудностям. Но Англия определенно того стоит, я переехал в южную часть и вообще никак не жалею. Однако я например вообще не ожидал, что будет столько головняка с перевозкой вещей. Пришлось нанимать…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля