В Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева произошло важное событие: завершилась реставрация знаменитого полотна художника Гаврилы Горелова «Ведут псов-рыцарей во Псков». Кропотливый процесс восстановления картины длился ровно год.
Зачем реставратору рыба и утюг?
Знаменитое полотно советского художника Гаврилы Горелова «Ведут псов-рыцарей во Псков» можно снова увидеть воочию. Шестьдесят пять лет картина находилась в фондах музея, на «валу» — специальном приспособлении для больших полотен.
— В 1947 году на выставке в Москве эта картина была названа одним из самых лучших произведений, — рассказывает директор художественного музея Елена Зубрий. — Стараниями Алексея Фатьянова, который в ту пору был директором нашего музея, полотно перевезли в Иркутск.
Произведение искусства старались хранить бережно, в свернутом виде, пытаясь максимально защитить от негативного воздействия. Но время все равно оставило на полотне свой отпечаток.
— Если приглядитесь, то заметно, где были повреждения, где пришлось их убирать, — реставратор Светлана Тютикова демонстрирует плоды своего труда. — Но самое первое — мы должны были отчистить ее от копоти и грязи — за столько лет полотно ими насквозь пропиталось. А еще было важно сохранить каждый авторский мазок. Не сломать его.
Художники-реставраторы Светлана Тютикова и Галина Муравьева сегодня с уверенностью могут сказать об этой картине: «Я помню все ее трещинки». Кропотливый процесс восстановления длился ровно год. По словам специалистов, живописная реставрация — когда мастер подправляет на картине грунт, оживляет цвета — длилась недолго. Гораздо больше времени заняла реставрация техническая — укрепление и промывка картины. Особую сложность вызвал поиск реставрационного подрамника. Для полотна размером 4х2 метра пришлось изготовить подрамник размером 5х3,5 метра.
— Закрепляли мы полотно тяжело, тянуть нужно было очень аккуратно, чтобы не дай Бог, не перетянуть, — продолжает свой рассказ Светлана Тютикова. — Когда вставили в подрамник — возникла новая проблема: теперь эту конструкцию нужно как-то развернуть. А как? С трудом картину подняли четверо здоровых мужчин — такого она была веса.
Во время процесса реставрации художникам приходилось буквально ползать по объекту реставрации, чтобы очистить или нанести слои необходимых веществ. Хочешь проконтролировать ход работ — забирайся на высокую стремянку — только оттуда было видно полотно полностью. А ошибиться нельзя — все трещины и сломы нужно обязательно заполнить специальным клеем.
Есть у реставраторов один секрет, который используется уже много веков. Для укрепления изображения на полотне, устранения и заполнения трещин и изъянов мастера применяют специально сваренный рыбий клей. Чаще всего его готовят из плавательных пузырей осетровых рыб. Варят эту «пахучую» смесь прямо в мастерской, туда же добавляют различные растворители и спирт. Запах стоит такой, что глаза ест, а окна при этом открывать нельзя — повредится драгоценное полотно.
Затем реставраторы обклеивают промазанное смесью полотно тончайшей папирусной бумагой, будто младенца кутают во фланелевые пеленки, и проглаживают картину утюгом. Правильно разгладить реставрируемое полотно — тоже настоящее искусство. Важно учитывать силу нажима, чтобы не нанести повреждения. Для этого художники-реставраторы пускают в ход старые утюги — те, что производились из стали и весили не один килограмм. Еще лучше, если в руках реставратора окажется старинный чугунный утюг, которым пользовались наши прабабушки. В начале реставрации сотрудники художественного музея попросили горожан подарить учреждению ненужные старые утюги. Таких подарков им принесли очень много. «Рабочим инструментом мы теперь надолго обеспечены» — шутят реставраторы.
— Для нас эта картина, все равно, что ребенок, — говорят Галина Муравьева и Светлана Тютикова. — Иной раз кто-нибудь скажет: ну и что в ней особенного? Обидно очень становится, своя же, родная.
Светлая любовь к России
— Горелов писал это полотно сразу после Великой Отечественной войны, когда еще не были похоронены все солдаты, стояли в руинах города. По сюжету картины князь Александр Невский вводит в Псков плененных рыцарей-тевтонцев, посмевших покуситься на Русь. Это одна из самых главных побед Руси, когда отпор захватчику был дан всем народом. То же самое произошло и в Великую Отечественную. Картина буквально пропитана любовью к своему Отечеству, которое всегда умело объединяться и противостоять под натиском завоевателей, — замечает Елена Зубрий.
Не случайно второе рождение картины состоялось накануне Дня народного единства — праздника, пропитанного светлой и искренней любовью к своей Родине. Полотно, несомненно, имеет большую художественную ценность — это одна из самых масштабных работ советских художников. Будучи учеником Ильи Репина, Горелов удивительно точно передал все нюансы исторической сцены — каждый мазок и переход красок выписан с поразительным мастерством. Но главное, что у картины есть душа.
— У нее очень светлая аура, — заключает Светлана Тютикова. — Когда мы сняли с полотна слои копоти, оно буквально ожило и засветилось. У меня большой опыт в реставрации, но такое я видела впервые — оно действительно силой какой-то наполнилось. Поразительное зрелище! А еще эта картина оказалась совсем не вредной. Знаете, бывает, с полотном долго мучаешься, оно тебе сопротивляется, а эта картина будто сама реставраторам помогала. Действительно монументальное полотно — не столько из-за размера, сколько из-за духа.
В день открытия экспозиции посмотреть на долгожданное произведение искусства пришли сотни иркутян — чиновники, искусствоведы, художники, поэты, писатели, ценители живописи. Мнения высказывались самые разнообразные, но равнодушным картина не оставила никого.
— С детства был поклонником фильма Эйзенштейна «Александр Невский», — рассказывает посетитель музея Анвар Хаиров. — Помню, как представлял себя в образе светлого князя, спасающего Русь. Сейчас смотрю на эту картину, и история снова оживает, я уже там, в ней. Она действительно будто живая — каждая деталь на свое месте, поразительная историческая точность! Много символов. Например, вериги у одного из стариков, встречающих плененных завоевателей. По моему, это символ того, что дух всегда оказывается сильнее плоти, он побеждает. А русский дух — особенно.
Сейчас полотно выставлено в русском зале музея, в этой экспозиции оно пробудет около года. Затем его вновь планируют вернуть в мастерскую — специалисты еще раз оценят успешность процесса реставрации.
Надежда Гусевская, IRK.ru
реставраторы сделали великое дело !!!!
спасибо вам !!!