Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Мотопутешествие во времени

Основатель первого в Иркутске музея ретромототехники Владимир Астафьев в рамках спецпроекта «Любимое дело» рассказал о том, как начиналось его необычное увлечение. Сейчас в коллекции Владимира почти 40 экспонатов.

Незабываемый ИЖ-49

Мне было 12 лет, когда я серьезно стал увлекаться мотоциклами, — делится воспоминаниями коллекционер. — Как многие мальчишки, я готов был целый день проводить в гаражах и наблюдать за тем, как взрослые чинят мотоциклы. И еще я с восхищением взирал на своего отца, у которого был ИЖ-49.

Этот небольшой мотоцикл и отец, сидящий за его рулем, — одно из самых ярких воспоминаний Владимира. В 13 лет он впервые сел за «штурвал» того мотоцикла и понял, что эта любовь на всю жизнь. Со временем у Владимира Астафьева появилась мечта всех парней СССР — мотоцикл «Ява». По тем временам владеть им считалось «высшим шиком» — все равно, что сегодня сидеть за рулем очень дорогой иномарки.

В 23 года я «изменил» своим любимым мотоциклам и купил машину, — улыбается коллекционер. — Я продолжал интересоваться мотоциклами и всем, что с ними связано, но взрослая жизнь затянула — работа, семья.

А на пятидесятый юбилей Владимира ждал особый подарок: сослуживцы, узнав о его любви к мотоциклам, подарили настоящий спортивный Honda и интерес к мототехнике разгорелся у Астафьева с новой силой. Пять лет назад он увидел в газете объявление, которое еще раз изменило его жизнь: «Продаю ИЖ-49». Оказалось, точно такой же, как «первая любовь», в далеком детстве. Прокатился и расстаться уже не смог. Вместе с покупкой ИЖ у Владимира родилась идея о создании коллекции советских мотоциклов. Для него мотоциклы — как пожелтевшие фотографии многолетней давности из семейного альбома. Об одних он когда-то грезил мальчишкой, другие были у соседей, друзей и родственников. С каждым связано какое-то драгоценное воспоминание.

Back in USSR

Сегодня в уникальной коллекции иркутянина почти четыре десятка двухколесных экспонатов. С колясками и без, тяжелые мотоциклы и более легкие мотороллеры, всех цветов и моделей. У каждого из них своя история: что–то дарили или отдавали совершенно незнакомые люди, что-то покупал сам. Есть только одно правило — все мотоциклы у Владимира на ходу.

Бывает, покупаешь экспонат фактически в разобранном состоянии, — рассказывает коллекционер. — Часто не хватает каких-то деталей, их покупка обходится как пять таких мотоциклов, но главное — починить. Среди моих знакомых много автомехаников с «золотыми руками» — энтузиастов, как я, разбирающихся в мототехнике.

Прогуляться по этому музею все равно что совершить путешествие во времени. Только вместо придуманной машины из фантастического фильма — настоящие мотоциклы. Первая остановка — в Ижевске 50-х годов, где выпускался один из самых первых советских мотоциклов марки «ИЖ». Пройдете чуть дальше и попадете в Чехословакию — это родина той самой знаменитой «Явы». За ним — военный мотоцикл «Урал» — копия немецкого BMW. А рядом легендарные «Минск», «Тула», «Рига». Есть в коллекции и небольшой «мотозоопарк», например, сине-желтый мотоцикл «Тула» 1960 года выпуска, он также известен под названием «бегемот». Его соседа — «Минск» 1953 года — в народе называли «козликом».

Под стать и антураж выставочного зала, оборудованный в стиле старого советского гаража. Здесь собрано все, что хранили граждане Страны Советов в гаражах, — лыжи и стиральные машины, пластинки, граммофоны и магнитофоны, чугунные утюги и забавные лампы, календари и даже целая коллекция самоваров. Словом, все в соответствии со старой советской «мудростью»: что не помещается в квартире, «переезжает» на ПМЖ в гараж. Сегодня все эти ненужные когда-то предметы могут считаться не меньшими раритетами, чем сами мотоциклы. Есть у этого музея и свой особенный «хранитель» — сразу возле входа посетителей «встречает» огромный портрет Владимира Ильича Ленина. На подоконнике нашлось место для бюста вождя пролетариата — когда-то такие считались обязательным атрибутом каждого уважающего себя номенклатурного работника.

Окончательно с названием музея еще не определились, — говорит Владимир Астафьев. — Мне в этом году исполнилось 55 лет, поэтому подумываю назвать его «Старый байкер». Торжественная церемония открытия назначена на 12 декабря — символично, что в День Конституции РФ. Хотелось подарить землякам в честь праздника небольшой подарок. Адрес музея: улица Подгорная, 27.

В планах у коллекционера не только запуск постоянно действующей экспозиции ретро-мотоциклов, но и основание первого в Иркутске байкерского центра. Здесь деятельный байкер планирует расположить ремонтные мастерские, гостиницу для мотопутешественников, кафе и даже небольшой сквер с фонтаном и лавочками — там можно будет посидеть и отдохнуть от городской суеты. Кому как не Астафьеву знать, что и суровые с виду байкеры порой склонны к философии и любят поразмышлять о многом.

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • Wanderer 11 января 2015 в 13:54

    По словам людей, ходивших туда и шарящих в мотоциклах сов.мотопрома, многие экземпляры страдают отсутствием аутентичности. Есть мнение, что раз уж делаешь музей, то не стоит отходить от оригинальной сборки, от мелких деталек до покраски.

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля