В День всех влюбленных Иркутск ждет громкая премьера — балет «Казанова». В основу либретто положены стихи Марины Цветаевой об одном из самых загадочных мужчин в истории.
Джакомо Казанова — «развратник» и сердцеед, чье имя давно стало для нас синонимом порока. О его похождениях сложено множество легенд. В объятья дерзкого венецианца падали добропорядочные дамы, целомудренные девы и даже непорочные монахини. Его жизнь была похожа на грандиозный карнавал: любовные встречи, немыслимые авантюры, дуэли на шпагах и пистолетах сопровождали Казанову повсюду. Перед ним мелькали все знаменитые столицы Европы — Неаполь и Париж, Константинополь и Берлин, Вена и Петербург.
Говорят, когда Казанова приезжал в город, перед ним открывали окна даже самые неприступные прелестницы. На их восторженные призывы «О, Казанова, мое окно открыто!» он с ленью в голосе отвечал: «Дорогая, окон так много, а времени так мало».
Никому и никогда неуловимый Казанова не рассказывал правду о себе, предпочитая каждый раз придумывать все новые и новые факты биографии. От современников он скрывался за множеством масок: поэт и писатель, дипломат, политик, философ, врач, математик, даже беглый арестант. И, конечно же, прожженный циник.

Только потомкам Джакомо показал свое настоящее «я», оставив в наследие мемуары, названные просто — «История моей жизни». В них он легко и честно кается в своих грехах. Однако клянется, что не искал громкой славы сердцееда. Он искал любовь, беззаветную и безусловную.
Снявший маски Казанова предстает перед своим читателем человеком непонятым, ведь окружающие видели в нем только скандальную личность, а дамы — очередное приключение, которым позже можно хвастаться. Он не просит жалости, но видится несчастным и уязвимым. Некому было спасти его от одиночества.
Может, он не охотник, а жертва, вечный бродяга любви? Именно такой портрет человека по имени Джакомо Казанова «вытанцевался» у балетмейстера Иркутского музыкального театра Людмилы Цветковой. Идею создания балета об истории великого любовника Людмила Львовна продумывала в течение полутора лет, тщательно изучая образ Казановы. Несколько месяцев назад на глаза режиссеру вновь попалась прочитанная в юности поэма Марины Цветаевой «Конец Казановы». Она и оказалась недостающим элементом, который решено было взять за основу либретто.
Поставить балет по Цветаевой — невероятно сложная и амбициозная задача. Известно, что Марина Ивановна всю свою жизнь весьма прохладно относилась к театру и не приветствовала воплощение своих произведений на театральных подмостках. Короткую пьесу о Казанове Цветаева даже называла не пьесой, а «тысяча первым признанием в любви».
Но балет… Можно ли станцевать стихи? По словам Людмилы Цветковой, главное — не стихи, а любовь. Одной из основных героинь балета Людмила Цветкова сделала саму Марину Цветаеву. Так все действо превращается в своеобразный диалог двух поэтов, двух душ, ищущих любви.
— Опыт создания балетов по стихотворным произведениям у меня есть, в пример могу привести «Пера Гюнта», — рассказывает балетмейстер. — «Конец Казановы» — это красивый и местами грустный рассказ, который словно сам просит о том, чтобы его оживили через танец. Я поняла, что вижу Казанову, героя, о котором столько думала, таким же, как Марина Ивановна.

Этот Казанова уже немолод. Ему 75 лет и он исполняет свое последнее «амплуа» — библиотекаря в богатом замке Дукс. Бывший «великий любовник» составляет каталог драгоценных книг своего покровителя — князя де Линь и воскрешает не менее драгоценные воспоминания, записывая собственные мемуары.
На дворе вот-вот наступит девятнадцатый век, который принесет с собой новые непонятные правила и законы. В этом изменившемся мире состарившийся Казанова никому не нужен, пусть и глаза его до сих пор горят, как в молодые годы. Недаром второе название пьесы — «Феникс».
Цветаева воспринимает Казанову как символ вечной молодости и возрождения. Всем своим избранницам он дарил настоящие, неподдельные чувства, сжигая себя до пепла — вновь и вновь. Это была не та безграничная любовь, о которой он мечтал, но его переполняли искренние чувства — будь то страсть, восхищение или нежность. Женщины потому и боготворили его, ведь каждой Казанова давал именно то, что нужно было ей одной.
Нынешний Казанова — лишний человек, и жизнь его осталась в прошлом, в клочьях пожелтевших писем от многочисленных возлюбленных. Их Казанова нещадно уничтожает день и ночь, вспоминая каждый ошибочный зигзаг на пути к истинной любви. В самый канун нового года, в разгар метели, уставший, он решается шагнуть навстречу своей последней даме — Смерти.
На земле его держат две вещи — юная и пылкая Франциска, которая разгуливает в мужском камзоле и без утайки признается Казанове в любви, и найденное письмо полувековой давности. Это все, что осталось от первой истинной любви героя — дерзкой француженки Генриетты. Через 50 лет уставшее сердце ловеласа вновь всколыхнет малютка Франциска, и истинная любовь придет во второй раз. Но окажется слишком поздно.

Правильно раскрыть в танце все эти драматические переплетения судеб помогает музыка. Музыка в балете Людмилы Цветковой разнообразна, как раз под стать личности главного героя. Мрачный Бах, воздушный Моцарт, романтичный Вивальди. Здесь же произведения современных композиторов, в том числе и иркутских.
— Автор музыки к одному из танцевальных номеров — Константин Артамонов, наш местный композитор, — рассказывает Людмила Цветкова. — Есть в балете одна сцена, где Казанова играет на виолончели и призывает таким образом к себе дух Генриетты. Его старая возлюбленная мастерски владела этим инструментом, а Казанова играет из рук вон плохо. Но ему нравится играть — ведь так он ближе к любимой женщине. Эту ломаную мелодию нужно было обыграть. Костя и его супруга, звукорежиссер Анна Агапитова, очень помогли.
В постановке много авторских находок. Они, словно кусочки венецианской мозаики, складываются и создают нужную картину. Например, виолончель, что служит Казанове проводником во времени, сделана по специальному заказу с нарушением пропорций — чтобы подчеркнуть всю магию этого инструмента.
В этом балете вы не увидите ярких красок и цветов. Светлые тона, минимализм в декорациях — все, чтобы не отвлекать внимание от главного, от хореографии. Исторические костюмы, доведенные деталями до совершенства, но белого цвета. С помощью цветных прожекторов на сцене этот цвет можно превратить в любой оттенок.
Главный элемент декорации — темное окно, за которым то движутся тени, то падают хлопья снега. Оно будто закрывает Казанову от всего враждебного ему мира. Автор декораций и художник-постановщик балета — Татьяна Королева из Санкт-Петербурга, верный друг и соратник Иркутского музыкального театра.
— Случалось так, что декорации рождали образы и даже новые танцы, — улыбается Людмила Цветкова. — Например, у нас среди декораций есть металлические столбики. К таким в Венеции привязывают гондолы. Однажды я засмотрелась на них и придумала номер «Тоска о Венеции», в котором Казанова рассказывает о своем родном городе.

В балете «Казанова» много сложных техничных номеров, построенных на сочетании классической и современной хореографии. Репетиции постановки сейчас проходят в режиме нон-стоп. Каждую свободную минуту балетная труппа театра проводит в репетиционном зале.
В главной роли выступает солист балета Юрий Щерботкин, любимец иркутской публики. Именно ему предстоит воплотить мечущуюся натуру Казановы. Не менее сложная задача стоит и перед заслуженной артисткой РФ Марией Стрельченко: в этот раз балерина выступает сразу в двух ипостасях — Марины Цветаевой и Генриетты.
В самом конце жизни, на последней странице своих мемуаров Казанова написал интригующую фразу: «Любовь — это поиск». Вот только поиск чего, великий любовник так и не уточнил, предлагая каждому из нас найти ответ на этот вопрос самостоятельно. Премьера постановки назначена на символичную дату — 14 февраля. Самый подходящий день, чтобы узнать еще что-то интересное о непростой штуке под названием любовь.
Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

-
triu61
4 февраля 2015 в 14:30
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарииБилеты есть еще?