Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Теплоход в огне

около 13 минут на чтение 37 комментариев
Фото пользователя nestandv из Instagram
Фото пользователя nestandv из Instagram

Иркутская общественность до сих пор поражена подробностями страшного пожара на теплоходе «Баргузин-2», произошедшего 2 августа в районе Большого Голоустного. Возгорание едва не стоило жизни более чем 120 людям, но пришедшая на помощь яхта спасла пострадавших от пламени. Что происходило на горящем теплоходе и кто может быть виноват в случившемся — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Незапланированное купание

Примерно за десять-пятнадцать минут до взрыва двигателя из вентиляционных отверстий на корме корабля стал просачиваться неприятный едкий дым. Среди десятков веселящихся и отдыхающих пассажиров попались наблюдательные люди, уловившие эти тревожные сигналы. Александр, один из пассажиров того злополучного воскресного рейса, в тот момент как раз находился на палубе рядом с машинным отсеком и решил рассказать капитану о непонятной ситуации.

— Я незадолго до инцидента находился на задней палубе и сидел непосредственно возле того самого двигателя, — рассказывает очевидец. — Мы с товарищем почувствовали запах гари и обратили внимание, что дым идет не из трубы, а из вентиляционных отверстий. Мы пошли в рубку, нашли капитана и сообщили ему о неполадках. Капитан, если не ошибаюсь, обратился к бортинженеру, чтобы тот пошел и проверил.

Техники корабля не успели принять меры по устранению неполадки. Около шести вечера в двигательном отсеке «Баргузина» раздался взрыв. В этот момент судно находилось в полутора километрах от берега возле Большого Голоустного. Кормовую часть охватил густой дым, из дыры на палубе по задней части теплохода начал разбегаться огонь. К счастью, от взрыва никто не пострадал. Но многие понимали: надо спасаться, и как можно скорее. На борту в тот момент было 116 пассажиров и шесть членов экипажа.

— Я стоял примерно в четырех метрах от того места, где находился двигатель, и на моих глазах он взрывается, — вспоминает Александр. — Раздался резкий хлопок, и сразу повалил едкий дым, который начало затягивать в салон корабля. Спустя какое-то время началась эвакуация.

Фото пользователя nestandv из Instagram
Фото пользователя nestandv из Instagram

По словам Александра, команда и пассажиры вcе это время безуспешно пытались связаться с МЧС и другими оперативными службами. Но это оказалось большой проблемой — мобильные не ловили. Нельзя было воспользоваться и средствами связи корабля — электроника теплохода была завязана на взорвавшемся двигателе. Как только он вышел из строя, заглохли и все системы управления. А резервный источник питания, хотя бы для рации, на «Баргузине» почему-то не был предусмотрен.

При эвакуации вскрылась еще одна неприятная деталь — часть надувных плотов, которые вместили бы больше трети пассажиров, остались на корме корабля. Путь к ним полностью перекрывал бушевавший пожар. Поэтому в ход пошли оставшиеся плоты, но их могло не хватить. Александр также видел нескольких человек, которым не досталось спасательных жилетов.

Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко
Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко

Пассажиры вдалеке от берега без нужного количества плотов были близки к панике. И здесь на помощь терпящим бедствие пришел Александр Ляховчук — владелец яхты «Принцесса 62», возвращавшийся с семьей из бухты Песчаной и абсолютно случайно проплывавший мимо. И именно эта случайность, уверены многие, позволила в итоге избежать жертв. Яхта подошла к горящему теплоходу и Александр начал принимать на борт потерпевших. Прежде всего он забрал детей, быстро отвез их на берег и вернулся за остальными.

— Я сразу поменял маршрут и подошел к горящему теплоходу практически через две-три минуты, — поясняет Александр Ляховчук. — В первую очередь забрал детей. У меня на борту было порядка тридцати спасательных жилетов — столько же человек смог забрать и отвезти на берег, пока остальные грузились в спасательные плоты. Их я потом отбуксировал к берегу, а затем вернулся за капитаном, его помощником и матросом. И потом буквально на моих глазах корабль уже сгорел. Это было чрезвычайное происшествие, и отреагировать я мог только так. Слава богу, все живы-здоровы.

На корабле в эвакуации активно помогал один из членов команды — помощник капитана или техник — опрошенные очевидцы не помнят. Его профессионализм и помощь при спуске спасательных плотов и погрузке на них людей также отмечали многие спасенные. Общими усилиями удалось снять с горящего корабля всех без исключения.

Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко
Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко

Спустя несколько минут после того, как от борта теплохода отчалили последние плоты, корабль полностью охватило огнем. Люди отчетливо понимали, к каким последствиям могло привести замешательство при эвакуации. На берегу промокшие и напуганные, но целые и невредимые люди разжигали костры: необходимо было согреться и немного обсушиться, так как при движении плоты начерпали воду. Все личные вещи уничтожил огонь. Но тогда, кажется, никто об этом не вспоминал. Вскоре потерпевших забрал теплоход «Александр Великий», который проплывал мимо. Корабль взял курс на Листвянку.

Александр не припоминает, прибывали ли на место бедствия спасатели до момента отплытия. На полпути к Листвянке многострадальных пассажиров с «Александра Великого» забрал теплоход «Баргузин-1» — близнец сгоревшего корабля. В итоге часть потерпевших решили не испытывать судьбу и высадились в Листвянке. Большинство же решили плыть этим же кораблем в Иркутск.

Уже поздним вечером остальные пассажиры и члены команды добрались до областного центра, где на пристани их встретила внушительная команда оперативных служб и представителей власти. Руководство Восточно-Сибирского речного пароходства, входящего в группу компаний «Истлэнд», в чьем владении находился «Баргузин-2», выделило автобусы, на которых потерпевших развезли по домам и другим точкам, куда им было нужно добраться.

Опасный прецедент

Спасатели МЧС прибыли на место лишь к шести часам вечера, когда эвакуация пассажиров и экипажа давно завершилась. Как разъяснил участвовавший в тушении врио начальника части федеральной противопожарной службы №2 Игорь Уткин, как только пришло экстренное сообщение, к горящему теплоходу вышли два катера с базы Байкальского поисково-спасательного отряда. По прибытию пожарных остов теплохода еще держался на плаву, но спасать на корабле было уже нечего.

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области
Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

— Корабль на момент нашего прибытия практически выгорел, — вспоминает пожарный. — От него осталась, так сказать, одна лодка — два катамарана, из которых он состоит. А вся надстройка была полностью уничтожена огнем. Первый катер, который подошел раньше нас, подал стволы на тушение от своих насосов. И также дополнительно, когда мы подошли, приняли меры для разборки остатков пожара. Потому что по большому счету открытого горения уже не было, и «Баргузин» находился у берега.

Спасательные суда, оборудованные специальными средствами пожаротушения, в том числе и для подобных случаев, добирались до места происшествия около сорока минут. Это было связано с тем, что сигнал о бедствии поступил очень поздно, а сам горящий теплоход находился в отдаленном районе — на расстоянии примерно 96 километров от базы в Николе. Не было и четкой связи с местом аварии.

— Силы и средства федеральной противопожарной службы доставлялись по водной артерии, — поясняет Игорь Уткин. — Конечно, мы не знали всей картины случившегося: находились ли люди в воде, не знали, что им была оказана помощь проходящей яхтой. Поэтому мы, конечно, готовились к более тяжкой ситуации, зная тактику и технику тушения плавсредств, которые могут гореть долго. В открытом Байкале, на отдалении от берега ликвидация пожара практически невозможна. Поэтому мы готовились к тому, что горящий теплоход нужно тянуть к берегу и уже там тушить.

Собеседник отмечает, что случаев, подобных пожару на «Баргузине», в нашем регионе не было последние 25-30 лет — как минимум с конца 80-х годов прошлого века. Тогда, по словам Игоря Уткина, серьезное возгорание кораблей произошло на одной из ремонтно-эксплуатационных баз.

Раскаяние и расследование

Уже на следующий день представители компании «Истлэнд», собственники сгоревшего теплохода, созвали пресс-конференцию с намерением прояснить случившееся. По словам исполнительного директора Восточно-Сибирского речного пароходства Виталия Кельманова, как только начался пожар, капитан «Баргузина» включил систему пожаротушения, однако она не сработала должным образом.

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области
Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Также руководитель отметил, что, когда пожар вышел из-под контроля, было принято решение об эвакуации. Всего на корабле размещались шесть надувных спасательных плотов, рассчитанных на 20 человек в каждом, и один плот на 10 человек. Однако, как мы писали выше, три шлюпки на корме отрезало бушующим пожаром. Поэтому возникла реальная угроза, что оставшихся четырех плотов просто на всех на хватит. И, если бы не подошедшая яхта, итог катастрофы был бы неизвестен.

Присутствовавшие на пресс-конференции пассажиры утверждали, что капитан теплохода с момента пожара бездействовал, оставшись сидеть в рубке. О какой-либо полноценной централизованной помощи со стороны команды корабля или МЧС пассажиры судна также не говорят. И еще люди посчитали кощунственными высказывания руководства Восточно-Сибирского речного пароходства о каких-то согласованных действиях по эвакуации, если людей спасал в итоге случайный человек на яхте.

Представители компании отметили, что действия капитана и команды теплохода оценят компетентные органы. Также они подтвердили, что после взрыва двигателя корабль был полностью обесточен. А капитан до начала возгорания успел связаться с диспетчерской ВСРП по сотовому телефону и сообщить координаты бедствия. После этого связь прервалась.

Осмотр корабля проводили специалисты Российского речного регистра перед началом навигации. Также Виталий Кельманов уверил, что перед отплытием теплоход проверяется, а по ходу движения на судне действует система контроля безопасности. Со слов членов экипажа, в тот день при движении из Иркутска в бухту Песчаная все технические параметры корабля были в порядке. И в этих условиях, с нормально работающими системами судна, случившаяся на теплоходе катастрофа стала неожиданностью для команды и руководства компании.

Пожар на теплоходе удалось локализовать довольно быстро. Но предварительную причину взрыва двигателя и возгорания на корабле никто пока назвать не может. Ясно одно — теплоход восстановлению не подлежит. Огнем полностью уничтожило пассажирское и машинное отделения. Как отметил Виталий Кельманов, температура пожара была настолько высокой, что горел даже металл.

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области
Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Сейчас остов судна остался в прибрежной зоне Большого Голоустного, в районе местечка Нижние Хомуты. Восточно-Сибирское следственное управление СКР на транспорте возбудило уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Обломки корабля осматривают представители СК и Российского речного надзора. После этого специалисты планируют доставить остатки теплохода в Порт Байкал, где проведут собственные дополнительные экспертизы для установления причин случившегося. Также в рамках следственных действий в ВСРП изъяли техническую документацию и личные дела членов экипажа.

Ожидается, что в связи со случившимся надзорные органы захотят оценить техническое состояние остальных кораблей Восточно-Сибирского речного пароходства. Руководство ВСРП также заявило, что инициирует собственную проверку своих кораблей, для чего на предприятии создана рабочая группа. Виталий Кельманов уверяет, что компания не боится никаких инспекций и готова предоставить доступ к судам. Также специалистам компании поручили проработать варианты другого размещения спасательных плотов на кораблях, чтобы в будущем не допустить их отсечения огнем в случае подобного пожара.

Также руководство Восточно-Сибирского речного пароходства выплатит компенсацию пассажирам теплохода «Баргузин-2», чьи вещи утрачены на пожаре. Сумма страховых выплат может составить до 23 тысяч рублей. Уточнить информацию по выплатам можно по телефону горячей линии: (3952) 28-72-50, или в офисе ВСРП по адресу: улица Чкалова, 37.

***

Страшный пожар на теплоходе «Баргузин-2» мог обернуться катастрофой со множеством жертв. Однако счастливая случайность уберегла людей от смерти. Причем удача улыбнулась не только потерпевшим, но и владельцам судна — в случае гибели кого-то из пассажиров руководству пришлось бы держать ответ за каждого. Но даже без человеческих жертв кто-то, несомненно, останется крайним в деле о возгорании «Баргузина-2». Но кто?

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20150804/fire/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пожар на теплоходе «Баргузин-2»
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход