Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх
 Спецпроект «Любимое дело»

Жизнь под парусами

Парусный спорт в Иркутске развит плохо. Причин этому несколько: дорого, короткий навигационный сезон, нехватка школ. Однако это не мешает любителям прогулок под парусами наслаждаться просторами местных водоемов и своими силами готовить новые поколения матросов. О том, что главное в занятиях парусным спортом, рассказал Виктор Макушев в рубрике «Любимое дело».

Увлечение

В парусный спорт Виктор пришел еще мальчишкой в далеком 1989 году. Все началось со школьной секции — лекции, практические занятия. В десять лет Витя уже уверенно держался за штурвалом. Большинство воспоминаний о первых тренировках уже стерлись из памяти, но Виктор не забыл, каким великим счастьем были выходы в море. Самое яркое впечатление — как впервые штормило лодку, а весь экипаж бегал по палубе с одного края на другой. После таких «укачиваний» морская болезнь уже не страшна.

Виктор
Виктор

Как рассказывает наш герой, за 26 лет в парусном спорте многое изменилось, начиная от количества регат и заканчивая стоимостью оснащения. Парусный спорт вообще занятие дорогостоящее, и поэтому даже при большом желании не каждый может себе позволить такое хобби. Одни только паруса на яхту средних размеров могут обойтись в 14 тысяч евро при условии, что менять их необходимо хотя бы раз в пять лет, а ведь еще нужно оплатить стоянку, ремонт, топливо и приобрести специальный непромокаемый костюм.

— Если говорить о парусном спорте образно, то это как надеть костюм от Кардена, встать под холодный душ и рвать стодолларовые бумажки, — смеется Виктор. — Одежда для этого вида спорта по цене соизмерима с дорогим и хорошим костюмом, стоит порядка тысячи евро, и раз в пять лет ее необходимо менять. И это только личная одежда участника, не считая парусов и веревок.

Виктор отмечает, что парусный спорт в Иркутске — это любительское занятие. Есть несколько экипажей, которые ездят на всевозможные российские и иностранные регаты и добиваются хороших результатов. Остальные спортсмены — их около ста — гоняются между собой на местных гонках. То есть в соревнованиях постоянно участвует десяток лодок. Сегодня ты выиграл, а завтра обыграли тебя.

Регата «Ангарские хутора» в 2015 году.
Регата «Ангарские хутора» в 2015 году.

— Парусный сезон открывается 12 июня регатой «Парусное лето» одновременно со всероссийским праздником «Паруса России». И дальше по цепочке: в конце июня проводится регата «Ангарские хутора», в ней участвует всего пять—шесть лодок; во вторую неделю августа проходит «Байкальская регата», она стартует от Ольхона и проводится в пять этапов, — поясняет Виктор. — Сентябрь открывает гонка «У истоков», а в конце месяца закрывает сезон «Бархатная осень», каждый четверг проводится этап регаты «Четверговки». Но это лишь официальные регаты, любительские же заезды проводятся постоянно.

Школа

Проблема не только в стоимости парусного спорта, но и в отсутствии должного образования. У юных иркутских матросов нет возможности после окончания обучения развиваться дальше, не хватает четкой системы. В городе есть две детские парусные школы, но после них юным матросам ничего не светит. Ученик, достигая восемнадцатилетнего возраста, рассчитывает на развитие карьеры, ему хочется, чтобы его достижения были замечены и за счет них он мог получить путевку в большой спорт, но в Иркутске такой возможности пока нет.

— Я смотрю, как это организовано во Владивостоке, и понимаю, что это совсем другой уровень. С одной стороны, Владивосток — богатый город на море, но с другой, Иркутск больше него, — рассуждает Виктор. — У нас население 600 тысяч человек, у них 500, но при этом у них в парусной школе занимается 100 ребят, а у нас около 30. Там около 15 тренеров, у нас всего два. У них тренировки проходят ежедневно по два раза в день, у нас же — только два раза в неделю.

Из-за постоянной текучки среди матросов Виктору пришла в голову идея готовить себе матросов самостоятельно. За сезон набирается около 15 учеников. Чтобы из них получились хорошие матросы, нужен как минимум год. После обучения можно смело формировать из них экипаж и выпускать в море.

— Собирается народ, я провожу ознакомительное занятие, например, собрал пять—шесть новичков, и минут 40 я рассказываю про матчасть, чтобы у них было осознание, что у всего есть название, — поясняет Виктор. — Потом мы выходим на воду, расправляем паруса и отрабатываем маневры. Во время всего этого человек смотрит, интересно это ему или нет.

Экипаж яхты
Экипаж яхты

Еще один большой шаг сделал Виктор в направлении доступности спорта — нашел спортивные лодки, которые можно смело назвать более дешевым классом яхт. Одна такая новая лодка стоит около 1,5 миллионов рублей, а если брать судно уже с пробегом, то оно может обойтись в 500—700 тысяч. В Иркутске уже есть пара таких экземпляров.

Сейчас Виктору удается совмещать свое увлечение с работой. Правда, иногда приходится выбирать: отправиться на регату или на работу. Все решает ситуация.

— Еще есть несколько регат, в которых я хотел бы поучаствовать. В мире порядка пяти гонок, которые ходят этапом 600 миль. Подобные гонки есть в Англии, на Карибах, в Средиземном море и в Австралии, — рассказывает Виктор. — Я бы хотел обойти вокруг мыса Горн под парусами и Атлантику в гоночном режиме. Это все реально, но пока это только мечты.

Урожайный сезон

В этом году экипаж Виктора в гонке во Владивостоке на «Кубке залива Петра Великого» занял 12 место и стал первым среди иногородних участников. Но несмотря на это, капитан с гордостью говорит об этих результатах, потому что его экипаж совсем немного уступил местным морякам и чемпионам.

— «Кубок залива Петра Великого» — это самая интересная и показательная гонка, на которую мы ездили. Регата проводится во Владивостоке уже около 28 лет. Мы участвуем в классе «Конрад 25Р», — делится воспоминаниями Виктор. — На гонке собирается очень серьезная компания, приезжают ребята из всех городов России. В этом году были участники из 11 городов и очень много местных. Всего в нашем классе гоняется порядка 35 лодок. Самый лучший результат у нас был в 2011 году — 8 место.

У местных гонщиков есть преимущество — они гоняются на своих лодках и хорошо знают море. Остальные участники приезжают на соревнования буквально за неделю и гоняются на тех лодках, которые им предлагают организаторы. Местные гонщики свою акваторию знают на порядок лучше приезжих экипажей, и порой во время регаты для результата или безопасности лучше пристроиться за сильным экипажем и двигаться следом.

— Если рядом с тобой идет опытный участник и пытается сделать что-то непонятное, не пытайся играть в умного, надо просто стать обезьяной. Сел к нему на хвостик, куда-то приехал, смотришь — а ты пяток лодок обогнал, — смеётся Виктор.

Последний сезон для Виктора и его команды был очень насыщенным. Участие в кубке и местных регатах отнимало много времени. Периодически получалось так, что на воде наш герой проводил по пять вечеров в неделю, от этого даже появилось чувство, что на яхту он приходит как домой. А тем временем дома к парусникам ревновала семья — жена и маленький сын.

— Жена у меня парусным спортом не занимается, но в выходные я ее периодически катаю на лодке, — улыбается Виктор. — Берем лодку у кого-нибудь из друзей и отправляемся в моря. Летом сыну было полтора года, мы сели в Иркутске и за три дня доехали до Малого моря. Вот такое у ребенка получилось трехдневное путешествие под парусами. Он был очень доволен и счастлив.

Алёна Иванова, ИА «Иркутск онлайн»

  • Sabina 5 ноября 2015 в 09:58 +2

    Раз уж первый комментарий удалили, добавлю без ссылки. В Иркутске есть парусная школа на базе яхт-клуба Исток, по окончании обучения получаешь корочку яхтенного рулевого прибрежного плавания. Школа вполне себе официальная.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля