Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Братск: в 2017 году дышать станет легче?

Больше 260 дней в году братчане дышат ядовитыми выбросами градообразующих предприятий. Власти Братска не считают ситуацию критической, заявляя о том, что работа с заводами-загрязнителями ведется. Более того, жителям города назвали конкретные сроки, когда город перестанет задыхаться, — 2017 год.

Все идет по плану

31 октября в эфире ТРК «Братск» вышло интервью с главой города Сергеем Серебренниковым. Градоначальник рассказал о том, как выстраиваются отношения с новой региональной властью. Но братчане остались недовольны — в интервью не прозвучала тема экологии.

Спустя неделю на сайте телекомпании появилось продолжение разговора с Сергеем Серебренниковым. Журналисты объяснили, что об экологии мэр говорил, просто интервью оказалось настолько объемным, что не уместилось в рамках отведенного эфирного времени. На видео Серебренников говорит о том, что сделано за год для решения экологических проблем, как ведется работа с предприятиями-загрязнителями, и каких результатов необходимо достичь.

Итак, проблема экологии, что-то сдвинулось за год в ее решении?

— Это вы должны оценить, жители города, сдвинулось или не сдвинулось. Я просто скажу то, что мы сделали. По БЛПК — практически новое производство. Есть старая линия, она пока еще действует, но и она будет модернизирована. Прокуратура экологическая просто молодцы, надо им сказать огромное спасибо. Они работают профессионально, настойчиво, несмотря ни на какие атмосферные давления, административные давления. Есть прецедент, идут и заставляют включать режим ограничения. С БЛПК мы договорились. У нас есть план мероприятий, где прописаны пункты по устранению и минимизированию вредных выбросов. Мы должны придти к тому, чтобы параметры, заложенные в проекте, соблюдались. Те пункты, которые мы запланировали, они в итоге должны привести к соблюдению всех технологических параметров.

Они обещали, что пахнуть практически не будет…

— Это прописано. Мы с этим пунктом, знаете, сколько бодались. Они говорят тяжело, дорого. Будем делать. Тяжело, дорого 2019—2020 годы. Нет, раньше. 2017 год — все дурно пахнущие выбросы на БЛПК должны быть убраны. Будем следить, чтобы это выполнялось, чтобы они эти мероприятия проводили.

Территория БЛПК

Территория БЛПК

Глава города недавно встречался с акционерами Группы компаний «Илим», приезжавшими на юбилей БЛПК. Он попросил их строго следить за выполнением и финансированием мероприятий по сокращению выбросов.

На Братском алюминиевом заводе ситуация другая, поскольку отличается технология производства. Но и там сегодня ставят системы газоочистки. Как сообщил мэр Братска, и с ними разработан план мероприятий. Сергей Серебренников поделился впечатлениями от поездки на Богучанский алюминиевый завод, часть которого уже запущена.

— Вы знаете, там нет дыма вообще, там вообще ничего не дымит. Мы зашли в корпуса, там чистота, можно в тапочках ходить. Мы должны стремиться, чтобы Братский алюминиевый завод был примерно таким же, чтобы он отвечал современным требованиям, — поделился впечатлениями градоначальник.

На вопрос о социальном партнерстве Сергей Серебренников заметил, что такое взаимодействие мэрии с градообразующими предприятиями Братска можно оценивать по-разному. «Можно было встать в жесткую позицию и сказать: „Мы от вас не примем ни копейки, а вот делайте“, и они будут делать и растянут это на 25 лет. И не придраться, потому что сегодня нормативы такие, они постоянно меняются», — пояснил глава города.

По словам Серебренникова, задача городских властей не только донести до первых лиц предприятий, что в Братске плохая экология, важно склонить их к тому, чтобы был принят оптимальный вариант для решения проблем. «Мы не можем скатиться на популизм или еще что-то», — резюмировал глава города.

«Большой Братск» — большие надежды

Откровениям градоначальника братчане, увы, не верят. Два года назад, когда запускали «Большой Братск» — проект модернизации БЛПК, надеялись, что ситуация изменится в лучшую сторону, но чуда не произошло.

«Большой Братск» — масштабный инвестиционный проект группы компаний «Илим». В рамках него построена крупнейшая в мире целлюлозная линия объемом производства 720 тысяч тонн хвойной целлюлозы в год. Официальный запуск нового завода состоялся в июне 2013 года, в нем принимал участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

— Много было связано надежд с этим проектом, братчане думали, что наконец-то будет найдено решение экологической проблемы. И громкие заявления звучали, что в городе не будет пахнуть. Прошло какое-то время, понятно, что пуск, наладка оборудования, все это не сразу, и возникла ситуация, когда в Братске начало пахнуть еще сильнее. В некоторых районах города, в центральной части, где низины, стали скапливаться выбросы. Как только наступали неблагоприятные условия для их рассеивания, сразу же стоял резкий запах, — рассказал братчанин Иван Терехов.

У проекта довольно долгая история. Неоднократно сроки запуска новой линии переносились. «Большой Братск» был одобрен советом директоров группы «Илим» еще в 2010 году. После чего в модернизацию БЛПК вложили почти миллиард долларов. В руководстве заявляли, что производство будет отвечать всем современным стандартам, превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере уже не будет фиксироваться.

Согласно экологическому отчету ОАО "Группы «Илим» за 2014 год, в филиале в Братске завершились пуско-наладочные работы нового производства хвойной целлюлозы. С 2013 года введена в работу установка системы для отбора дурно пахнущих газов, образующихся в производственном котле. Запуск новых мощностей в филиале компании в Братске позволил снизить выбросы дурно пахнущих газов на 55%.

На момент подготовки материала пресс-служба группы компаний «Илим» не предоставила информацию о природоохранных мероприятиях, реализуемых братским филиалом в 2015 году, и об уровне загрязнения атмосферного воздуха, объяснив это тем, что специалисты, компетентные в данной теме, сейчас находятся за границей.

Но если в прошлом году количество выбросов снизилось на 55%, почему братчане продолжают задыхаться? Как пояснил прокурор Братской межрайонной природоохранной прокуратуры Дмитрий Петренев, проект «Большой Братск» реализован «Илимом» с нарушениями природоохранного законодательства, не были учтены источники выброса вредных веществ.

— Согласно проекту выброс вредных веществ должен был сократиться до нормативных показателей, но этого не произошло. Произошла ситуация намного хуже. Сегодня новое производство находится в рамках пуско-наладочных работ, из неучтенных источников выбрасываются вредные вещества, — объяснил прокурор. — В результате проведенных нами проверок, мы установили источники, откуда происходят эти выбросы, условия, при которых они попадают в атмосферу. Это кратковременные, но дурно пахнущие выбросы.

По словам Дмитрия Петренева, в Братске превышена ПДК двух ядовитых газов: сероводорода и метилмеркаптана.

Нормы предельно допустимых концентраций по конкретным веществам устанавливает Роспотребнадзор. Интересно, что с 80-х годов норма по метилмеркаптану — основному загрязняющему веществу в Братске — увеличена в несколько тысяч раз. Последний раз, в 2008 году, Роспотребнадзор официально увеличил ПДК по ядовитому газу еще в шесть раз. Как пояснил природоохранный прокурор, не видит основания для увеличения нормативов, например, по фтористому водороду и сероводороду ПДК не изменялись уже давно.

Дмитрий Петренев. Фото автора
Дмитрий Петренев. Фото автора

Сейчас метилмеркаптан и сероводород выбрасываются без газоочистки напрямую в атмосферу, можно сказать, в аварийном режиме. В 2013 году природоохранная прокуратура города через суд обязала БЛПК установить резервную горелку. Она необходима в том случае, если основная горелка, которая сжигает газы, остановилась. Поскольку газы взрывоопасны, процесс их сжигания достаточно сложный. У горелок есть клапаны, через них при определенных условиях вредные вещества выходят в атмосферу.

— Посчитать такие неучтенные выбросы может только предприятие. Но БЛПК не стремится к тому, чтобы их посчитать. Мы работаем на основе технических нормативов, а это тонны вредных веществ, которые мы определить не можем. Росприроднадзор проводил замеры на некоторых источниках, там превышения ПДК были в несколько раз, — подчеркнул Дмитрий Петренев.

Как сообщил природоохранный прокурор, сегодня принято достаточно много мер, чтобы исправить эту ситуацию. Вопрос о том, чтобы закрыть производство не стоит. Предприятие обследует итальянская компания, там необходимо наладить утилизацию вредных газов. Если проблема с неучтенными выбросами не будет решена, природоохранная прокуратура обратится к главе города, потому что в таком случае вводить в эксплуатацию «Большой Братск» опасно.

Все хорошо, но пахнет плохо

Кроме БЛПК воздух в городе загрязняет Братский алюминиевый завод (БрАЗ) и «Иркутскэнерго». По словам Дмитрия Петренева, БрАЗу, как и БЛПК, официально разрешено выбрасывать вредные вещества с превышением норм ПДК, пока они не приведут свои выбросы к нормативным показателям.

— Основное вредное вещество, которое выбрасывает БрАЗ, — фтористый водород. Его среднегодовые и максимальные разовые концентрации за последние годы снизились. Если в 2005 году среднегодовые концентрации были равны 1,4 ПДК, то в 2014 году — 1,2 ПДК, — приводит статистику прокурор. — Но при этом фиксируются случаи превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ. В 2005 году, например, было 250 случаев, когда зафиксировано 9,1 ПДК фтористого водорода. Это очень много. В 2013 году таких случаев уже 105.

Промышленная территория БрАЗа
Промышленная территория БрАЗа

Как пояснил Дмитрий Петренев, до 2020 года у Братского алюминиевого завода разработан план природоохранных мероприятий. За это время на границах санитарно-защитной зоны предприятия показатели по фтористому водороду должны быть равны нормативам.

В пресс-службе БрАЗа сообщили, что для сокращения выбросов в атмосферу внедряются современные «сухие» газоочистки, позволяющие увеличить эффективность очистки электролизных газов до 99,6 — 99,8%. Монтируются системы автоматической подачи сырья, что повышает степень герметизации основного оборудования. Для увеличения эффективности дожига анодных газов в корпусах устанавливаются современные горелочные устройства. Корпуса электролиза постепенно переводятся на технологию производства алюминия «Экологический Содерберг». Предприятие проводит мониторинг воздействия производства на окружающую среду.

Братский алюминиевый завод
БрАЗ

Братский алюминиевый завод

БрАЗ

Ежегодно РУСАЛ инвестирует средства в природоохранную деятельность. За 10 месяцев 2015 года на эти цели было направлено порядка 645 миллионов рублей. О ходе реализации природоохранных проектов завод ежеквартально представляет отчет в администрацию Братска.

— У Иркутскэнерго превышений ПДК не было зафиксировано. Нарушения природоохранного законодательства мы у них выявляли, но это не такие нарушения, которые значительно влияют на состояние атмосферного воздуха, — сообщил природоохранный прокурор.

Иркутскэнерго на предприятиях, расположенных в Братске, переводит нагрузку с угольных ТЭЦ и котельных на источники, производящие энергию «более чистыми» способами — ГЭС, газовые котельные и котельные с использованием деревообрабатывающей промышленности. Регулярно ведется экологический мониторинг объектов окружающей среды. За 10 месяцев текущего года ТЭЦ и котельными Иркутскэнерго в Братске выброшено в атмосферу 14,5 тысячи тонн загрязняющих веществ, что составило 93% к уровню прошлого года. Снижение выбросов произошло за счет мероприятий по повышению эффективности производства, энергосбережению, перевода ТЭЦ-6 на 100% сжигание Ирбейского угля, имеющего более экологически чистые характеристики. Содержание золы, диоксида серы, оксидов азота и оксида углерода в атмосферном воздухе не превышает ПДК.

Несмотря на природоохранные мероприятия и модернизацию производств на БрАЗе и предприятиях Иркутскэнерго братчане чувствуют запах и от первых, и от вторых. Тех, кто долгое время живет в городе, не проведешь.

— Помимо Группы «Илим» у нас на Курчатова, где городская детская больница, постоянно пахнет Иркутскэнерго. Там скапливаются опасные газы от котельной. Иркутскэнерго сжигает отходы производства, уголь дешевый использует. Бывают дни, когда пахнет БрАЗом, например, в районе улицы Возрождения, — поделилась жительница Братска Наталья Смирнова. — Просто город со всех сторон зажат предприятиями, нельзя сказать, что один «Илим» загрязняет, все предприятия вносят свою долю. Причем во всех районах города, Гидростроитель, казалось бы, находится в 50 километрах, но там люди на большом негативе из-за того, что им пахнет. Такая же ситуация в Братском районе, в Вихоревке.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Геннадий Тарасков

  • ГАЛА 1 декабря 2015 в 09:48

    если итальянцы смотрят - это уже надежда. Т.к. я знаю что фильтры итальянские считаются одними из самых лучших по очистке выбросов!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля