Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как готовят бортовое питание

Как готовят бортовое питание

Мы продолжаем познавательный проект «Как это устроено?». Журналист и фотограф побывали в службе авиационного сервиса ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» и узнали, как готовят еду для пассажиров самолетов.

Служба авиационного сервиса международного аэропорта Иркутска готовит бортовое питание для 28 компаний. Среди них такие крупные, как «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», и небольшие — как местная «Ангара». На производстве трудятся 114 сотрудников. Они работают и днем, и ночью — посменно. В одной смене трудятся 15 человек — у каждого из них свой круг обязанностей.

Летом за сутки производят около 3000 порций. По словам работников, сейчас объемы снизились, еще два года назад в высокий сезон здесь готовили до 4500 обедов.

Меню обговаривается с представителями авиакомпании. Кроме традиционных эконом- и бизнес-классов готовят и для тех пассажиров, которые при покупке билетов заказали спецпитание. Можно выбрать младенческое и детское, вегетарианское, лактозное и безлактозное, углеводное и бессолевое питание. Спецрейсы, прилетающие из Москвы, иногда включают в меню омуль и грибы.

Закуски для бизнес-класса «Аэрофлота»
Ассорти из сухофруктов

Закуски для бизнес-класса «Аэрофлота»

Ассорти из сухофруктов

— Вегетарианцы часто летают «Аэрофлотом», почти на каждом рейсе есть несколько пассажиров, — пояснила заведующая производством службы авиационного сервиса ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» Наталья Петрашко, — В авиакомпании «Ангара» есть члены экипажа, которые не едят мясо, для них готовим рыбу.

У командира воздушного судна (КВС) отдельное от пассажиров и экипажа питание. На его порцию наносят специальную маркировку, чтобы не перепутать.

Оксана Кофенова, повар холодного цеха, сервирует закуски

Оксана Кофенова, повар холодного цеха, сервирует закуски

Бортовое питание должно быть нежирным. Когда составляют меню, определяют калорийность каждого блюда. Повара не используют субпродукты, фарши и ливеры, бобовые, сметану, в кондитерских изделиях — белковый и сметанный кремы. Готовые блюда не заправляют соусами, их подают отдельно.

У перевозчиков свои предпочтения в продуктах и блюдах. «Аэрофлот», к примеру, исключил из меню свинину, вместо нее используют говядину. Интересная история произошла с иркутскими поварами прошлым летом, когда обслуживали авиакомпанию «Британские Авиалинии».

— У них был тур для пенсионеров, в России борт садился в Иркутске и Москве. На борту с туристами летели врачи и повара, — рассказала заведующая производством. — Авиакомпания заказала ризотто, но мы его не готовим, поэтому закупили все необходимые продукты, пустили их поваров к себе на кухню, и они сами готовили и показали нам, как это делается.

Наталья Петрашко, заведующая производством службы авиационного сервиса
Наталья Петрашко, заведующая производством службы авиационного сервиса

Кроме обслуживания плановых рейсов, службе авиационного сервиса приходилось кормить пассажиров и экипажи самолетов, которые совершали вынужденную посадку в Иркутске. Бывали случаи, когда воздушное судно оставалось, за пассажирами присылали другой самолет, а экипаж на время ремонта находился в нашем аэропорту.

Высокие требования предъявляют не только к производству бортового питания, но и к используемым продуктам. Если пассажирам во время полета выдают фрукты, все они должны быть калиброванными — одинакового размера. Недопустимо, чтобы у вашего соседа яблоко было больше, чем у вас.

Калиброванные яблоки. Фото — Ольги Спиряевой
Калиброванные яблоки. Фото — Ольги Спиряевой

Для того чтобы заключить договор на поставку рыбы с Дальнего Востока и Камчатки, руководство службы авиационного сервиса специально ездило на рыбоперерабатывающие заводы. Оценивались не только вкусовые качества продукта, но и технология обработки рыбы, санитарные условия на предприятиях.

Чтобы понять, как организовано производство бортового питания, нужно побывать в цехах и понаблюдать за работой людей. На складе, где хранятся овощи и фрукты, на мешках указывают вес. Работники следят за датой поступления продуктов, то, что получили раньше, используют первым. На складах соблюдают температурный режим +4 градуса.

На мешках с овощами и фруктами указывается вес

На мешках с овощами и фруктами указывается вес

Продукты на три рабочих смены, каждая из которых продолжается 12 часов, поступают в суточную кладовую. Повара приходят на работу, смотрят производственное задание, берут все необходимое и начинают готовить. Из временного хранилища овощи и фрукты поступают в овощной цех. Здесь их перетаривают и тщательно моют, после чего через окно подают в холодный цех, где нарезают.

В холодном цехе, где готовят и формируют закуски для авиапассажиров, используют упаковочную машину и слайсеры для нарезки. Здесь упаковывают хлеб и холодные закуски, что дольше сохраняет их свежесть.

Ирина Бекеш, начальник смены, контролирует процесс упаковки хлеба

Ирина Бекеш, начальник смены, контролирует процесс упаковки хлеба

Полуфабрикаты готовят в мясном цехе. Рыбу и мясо размораживают естественным путем в отдельных ваннах. Чтобы не «проквасить» мясо, записывают время начала разморозки. В цехе четкое разделение рабочего пространства: три стола под рыбу, курицу и мясо, для каждого из них свой нож и разделочная доска.

Готовые полуфабрикаты хранят в холодильных камерах от 36 до 48 часов. В горячем цехе для их приготовления используют специальную печь — пароконвектомат. Одновременно в ней можно готовить рыбу, овощи и мясо. Как объяснила Наталья Петрашко, за счет конвекции пар не смешивается, поэтому запахи от одного продукта не впитываются другим.

Ольги Тарбеева, повар мясного цеха, разделывает курицу
В ванне размораживается рыба
Повар Светлана Владимировна Назарова ставит противень в пароконвектомат. Фото Ольги Спиряевой
Фото Ольги Спиряевой

Ольги Тарбеева, повар мясного цеха, разделывает курицу

В ванне размораживается рыба

Повар Светлана Владимировна Назарова ставит противень в пароконвектомат. Фото Ольги Спиряевой

Фото Ольги Спиряевой

Горячее питание комплектуют в касалеточной. Касалетками называют алюминиевые контейнеры, в которых пассажирам подают горячее. На них наклеивают маркировки, цвета которых обозначают дни недели.

— Наличие маркировки на касалетках прописано в санитарно-эпидемиологических нормах приготовления бортовой еды. Если что-то случится, необходимо знать, какое питание было, когда оно изготовлено и скомплектовано, доставлено на борт воздушного судна. Это делается из соображений безопасности, — отметила заведующая производством.

Людмила Шайтурова, повар горячего цеха, комплектует готовые обеды
Цвет маркировки обозначает день недели
Ланчбокс авиакомпании «Ангара»

Людмила Шайтурова, повар горячего цеха, комплектует готовые обеды

Цвет маркировки обозначает день недели

Ланчбокс авиакомпании «Ангара»

В цехе комплектации бортового питания также сервируют готовые ланчи от авиакомпаний. У «Ангары» и «Уральских авиалиний» их подают в картонных коробочках, у «Аэрофлота» — на фирменных подносах.

Кондитерский цех ежедневно производит до 1000 пирожных: песочные, мраморные, шоколадные, лимонные, корзинки и кексы. Здесь выпекают хлебные булочки одинакового размера. Найти поставщиков, которые выдержат это требование, трудно, поэтому наладили собственное производство кондитерских изделий.

Булочки и пирожные собственного производства

Булочки и пирожные собственного производства

Телеги снятые с рейса разгружают и обрабатывают в цехе мойки бортовой посуды. Здесь для них оборудован настоящий душ. Цех не случайно находится по соседству с комплектовочным, его работники берут в помещении чистую посуду и у себя начинают «формировать рейс».

Готовое бортовое питание составляют в телеги, которые после этого запечатывают. На ярлыках указывают рейс, номер рациона и количество порций. Затем телеги загружают в автолифт и доставляют на борт.

Погрузка в автолифт. Фото Ольги Спиряевой

Погрузка в автолифт. Фото Ольги Спиряевой

Весь процесс — от работы с поставщиками и авиакомпаниями до загрузки в самолет — координирует диспетчерский блок. Здесь формируют документы для работы каждого цеха, для того, чтобы готовые блюда были вовремя отправлены. Диспетчеры составляют планы для поваров с указанием рейсов и их загрузки.

Питание для пассажиров и экипажа должно быть готово за два часа до вылета, за час — стоять на охлаждении. Срок реализации горячих блюд — три часа и холодных закусок — четыре часа. Если рейс летит 6-9 часов, «жизнь» бортового питания продлевают с помощью сухого льда. Его выкладывают в специальный поддон сверху телеги, что позволяет увеличить срок годности до 14 часов.

В ресторане готовое блюдо приносят через 10-15 минут, максимум, что с ним может произойти — оно остынет. На вкусовые качества бортового питания влияет несколько факторов: еду сначала охлаждают, затем повторно разогревают. Но несмотря на эти особенности работники службы авиационного сервиса знают, как угодить пассажирам.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

  • piter01 18 апреля 2016 в 12:10

    Повара не используют субпродукты, фарши и ливеры, бобовые, сметану, в кондитерских изделиях — белковый и сметанный кремы.
    Читайте далее: http://www.irk.ru/news/articles/20160211/food/
    Горошек на фото тогда сами потребляют в личных целях?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля