Евгения Петровна, чем, на ваш взгляд, было вызвано возмущение студентов, когда встал вопрос о необходимости перевода в другие вузы?
— Если бы информацию донесли грамотно, то никаких волнений бы не возникло. С моей точки зрения, студентов оскорбили трижды. Первый раз, когда, ничего не объяснив, потребовали заявления о переводе в Байкальский государственный университет. Им открыто говорили: «Вы никому не нужны, только наш вуз может вас принять».
Второй раз, когда им сказали, что это преподаватели их ведут за собой, тем самым отняв у них право на самостоятельное решение. И в третий раз, когда директор вуза со сцены сказала, что они «пешки и лохи», а ректор Иркутского государственного университета развил всю эту ситуацию в своих политических целях. Я считаю, что такие заявления лицу, которое стоит во главе вуза, делать нельзя.
Я полагаю, что лоббирование перевода студентов в БГУ, если учесть настойчивость, с которой всё проходило, — не случайно. Вероятно, были некоторые договоренности. Любому вузу сейчас выгодно получить такое количество студентов, ведь за ними идет бюджетное финансирование или деньги родителей.
Прежние деканы факультетов эту ситуацию решили бы легко и быстро. Они знают, что со студентами нужно разговаривать по-другому.
Мы все находились в вакууме, в том числе и преподаватели. Откуда возникла эта волна непонимания? Скорее всего, причина в том, что администрация не принимает во внимание мнение коллектива.
Преподаватели пытались выйти на диалог с новым руководством?
— Учитывая нелегкую судьбу нашего вуза в статусе филиала, мы просили рассмотреть возможность выхода из состава МГЛУ, поставить вопрос перед головным вузом и Министерством образования России о переводе его в структурное подразделение ИГУ. Хотели, чтобы студенты могли сами выбирать, где им учиться.
Апогеем стало общее собрание, на котором нам зачитали приказ об ответственных лицах за перевод студентов в другие вузы, который в принципе является процедурным вопросом отдела кадров, на этом собрание завершилось. Мы пытались достучаться, но, к сожалению, нас не захотели слушать. Поскольку ситуация не менялась, большинство преподавателей выразило вотум недоверия новому руководству. Нельзя в вузовской среде не считаться с людьми.
Мы писали письма губернатору региона, министру образования РФ и ректору МГЛУ. Список, куда отправлены обращения, огромный. На сегодняшний день нас поддержал первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко. Он озвучивает позицию главы региона, которому небезразлична судьба лингвистического образования в Сибири. Cенатор Виталий Шуба принял ситуацию на контроль, он будет содействовать в разрешении этого вопроса.
Что изменилось после того, как коллектив выразил вотум недоверия руководству вуза?
— Ничего, ровным счетом ничего. Понимаете, оказывается, у нас нет прав. Мы принесли этот документ, протокол собрания, администрации института, отправили в Министерство образования РФ, в головной вуз. Нет никакой реакции. Тогда зачем говорить о том, что мы что-то можем решать?
Когда мы пришли на собрание, думали, что нам хоть что-то расскажут. Вместо этого директор зачитал приказ и сказал: «На этом у меня всё». Люди наверняка хотели получить ответы на подготовленные вопросы. Но нет никакого диалога, идет четкое выполнение чьих-то поручений. Я считаю, что к руководству пришли некомпетентные люди, отсюда и управленческие решения, которые взбудоражили целый вуз.
Евгения Петровна, можно ли, по вашему мнению, сохранить лингвистический институт в Иркутске?
— Если сейчас не сохранить тот институт, который есть, рано или поздно иняза не станет. Главное — научная школа, профессорско-преподавательский состав, который пока, в рамках нашего вуза, передает опыт. И если эту традицию прервать, то опыт просто уйдет.
Время показало, что управление на расстоянии в нашем случае не очень эффективно, к сожалению. До 2012 года иняз был благополучным — сегодня вуз неплатежеспособен. При этом неправильно бросать камни только в адрес новой администрации. Нынешнее состояние лингвистического института, по сути, — результат череды неверных управленческих решений.
Три последние администрации вуза сделали всё, чтобы благополучный, процветающий вуз стал недееспособным. В 2012 году деятельность иняза объявили неэффективной, в 2013 году статус самостоятельного вуза утерян — ИГЛУ стал филиалом МГЛУ, ректором головного вуза назначена новая администрация. В феврале 2016 года вуз не аккредитован по 13 направлениям, смена ректора в МГЛУ повлекла смену администрации института, что привело к сложившейся ситуации.
Когда нынешнее руководство говорит, что вуз не подтвердил качество образования, считаю, это в корне неверно. Были допущены управленческие ошибки, приняты неверные решения, которые к качеству образования отношения не имеют. Поэтому, наверное, всё происходящее так болезненно воспринимается.
Процесс перевода студентов документально завершен, но у ребят и их родителей нет никакой конкретики, что будет дальше…
— Предварительно разговор со студентами шел о том, что их формально переведут, но они закончат учебный год здесь и только выпускники на итоговую государственную аттестацию пойдут в другой вуз, а студенты невыпускных курсов — с 1 сентября. После этого была дана другая установка: все студенты с 11 апреля уходят учиться в другие вузы и там завершают учебный год.
Нам пытаются сказать, что так прописано в положении о филиале, но это очередной маневр — ссылаться на документы, когда это выгодно, и забывать, если они не вписываются в планы администрации.
Решение о переводе студентов в «пожарном» порядке наносит ущерб и студентам, и принимающим вузам. Поэтому заявление Инны Капичниковой, что всё благополучно завершилось, вызвало вопрос: а как же тогда неблагополучно?
Какие настроения преобладают в коллективе?
— У большинства преподавателей договор заканчивается 30 июня. После этого большая часть из нас окажется на улице. Если руководство вуза пойдет по пути наименьшего сопротивления и снизит до минимума зарплату, то нас формально продержат здесь до конца июня. Люди ищут работу, но сейчас не самое простое время. Процесс оптимизации идет во всех вузах. Поэтому ситуация довольно проблематична.
Получается, что преподаватели страдают абсолютно все, даже те, кто остаются. Не исключено, что кому-то действующее руководство филиала сохранит зарплату, а кому-то увеличит или уменьшит. Таким образом администрация университета попытается расколоть коллектив. Но большинство выразило принципиальное несогласие с политикой нового руководства, не каждый может работать под таким началом.
И опять вопрос: что дальше? День открытых дверей показал, что имидж института настолько низко пал, что восстанавливать его будет сложно. Сейчас у преподавателей сложилось негативное отношение к дирекции. Диалога так и нет, а когда его нет, как можно что-то изменить?
Какова дальнейшая судьба лингвистического института в Иркутске?
— Судьбу вуза может решить только Министерство образования РФ и ректор МГЛУ Игорь Манохин. Войти в состав московского университета было легко, а вот выйти уже труднее. Иркутский филиал теперь не самостоятельный субъект, он не имеет юридического обособления.
Наверное, правильно думать, что Минобрнауки России важно, чтобы наш филиал развивался, поскольку от Урала до Дальнего Востока нет другого такого лингвистического вуза. Министерство как учредитель должно быть заинтересовано в том, чтобы это направление существовало.
На мой взгляд, очевидно, что стоит передать университет в регион, поскольку не получилось эффективно работать в составе МГЛУ. Хочется подчеркнуть, что личной заинтересованности у преподавателей нет, единственная наша цель — чтобы нас услышали и сохранили вуз с уникальной научной школой.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Регина Ступурайте
Женечка! Грех готовить специалистов по менеджменту и рекламе в вузе Лингвистическом! Если Вы такой уж большой специалист Вас и Ваших студентов с удовольствием возьмет Аргучинцев!