Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Крушение Ил-76: хроника поисковой операции

В Качугском районе завершилась сложнейшая двухдневная операция по поиску упавшего в глухой горящей тайге самолета МЧС РФ Ил-76. О том, в каких условиях пришлось работать поисковым группам — в обзоре ИА «Иркутск онлайн».

Тяжелые поиски

Оперативный штаб по поиску пропавшего борта развернули в аэропорту Иркутска вечером 1 июля, когда с самолетом пропала всякая связь. Днем, пока в баках транспортника оставались запасы топлива, оставалась надежда на чудо. Но его не случилось.

Почти сразу после того, как Ил-76 пропал, в Иркутскую область начали стягивать внушительную группировку спасателей МЧС из Москвы, в том числе опытнейшие отряды, работавшие в сложнейших спасательных операциях — «Лидер» и «Центроспас». Руководство МЧС сразу обозначило условия: для поисковых работ не будут привлекать силы, участвующие в тушении лесных пожаров, которые активно бушуют в тайге.

На первых заседаниях оперативного штаба по поиску самолета, проходивших под руководством замглавы МЧС РФ Леонида Беляева и губернатора области Сергея Левченко, поэтапно формировался план действий спасателей. В Качуге, ближайшем к месту предполагаемого падения Ил-76 крупном поселении, собрали технику и около 200 спасателей, готовых к выдвижению в тайгу.

На основе свидетельств местных жителей определили точку, где мог находиться Ил-76. Очевидцы рассказали, что видели самолет и черный дым, несвойственный для лесного пожара. Район поисковой операции изначально определили радиусом 50 километров на границе Качугского и Казачинско-Ленского районов, между поселками Тырка и Карам.

Местность эта труднопроходимая — безлюдная глухая тайга со сложным гористым рельефом. Вдобавок рядом бушевало два сильных лесных пожара. Из-за дыма видимость в районе поисков Ил-76 была практически нулевая. Поэтому единственным эффективным вариантом работ стала наземная поисковая операция.

Безопасность самих спасателей в этой ситуации ставилась во главу угла. По указанию замминистра руководители операции должны были обеспечить участников поисковых действий всем необходимым снаряжением, оборудованием и непрерывной спутниковой связью для работы на местности. А в случае возможной ночевки — палатками, спальниками и питанием. Ведь ребятам предстояло искать самолет в тяжелейшей обстановке, в непосредственной близости от зоны пожаров.

— Условия, в которых работают спасатели, просто-напросто ужасные, — отмечал Беляев. — Дым стоит плотной стеной. Мы на вертолете пытались спуститься туда, где были наши спасатели, но на расстоянии 100 метров не было видно и слышно никого. Высокая температура горения, дым — и в этих условиях наши спасатели идут по лесу.

Долгие часы три первые поисковые группы продвигались по тайге по сходящимся направлениям к точке, координаты которой определили изначально. Первую группу забросили десантом с вертолета, вторую — на гусеничных вездеходах, третья прошла по зимнику и дальше пешком по тайге. Со спасателями шли местные проводники, они же активно помогали в подготовке маршрутов.

Лишь под вечер пришла новая важная информация. Одна из групп, высаженная вертолетом на высоте 1072, нашла здесь жилой поселок, в котором, как раньше предполагалось, никто не живет. Но в селении остались еще 20 человек, сообщившие важные сведения об упавшем борте.

— Когда наши спасатели попали на гору, встретили 20 человек местных жителей, о которых в принципе никто не знал, — пояснил замглавы МЧС. — Как выяснилось, эти люди последними видели самолет: он пролетел над ними. Они показали, куда он улетел, и сказали, что слышали некий хлопок, после чего перестали гудеть двигатели.

Всё это время оставались вопросы по поводу отсутствия аварийных сигналов с пропавшего борта и с телефонов экипажа. Позже Леонид Беляев рассказал журналистам на брифинге, что в поисковой операции задействовали радары, в том числе для того, чтобы поймать хоть какие-то радиосигналы от аппаратуры в районе места падения. Но поиски на первых порах не увенчались успехом.

— Мы знаем 11 номеров радиотелефонов, которые должны быть у экипажа, — объяснил замминистра. — Более того, мы располагаем оборудованием, которое могло бы зафиксировать телефоны, излучающие свои частоты. Ни один из этих телефонов не работает. Будет следствие, которое даст четкое определение, что случилось, что произошло и почему это всё не работает.

Работа на обломках

Поисковую операцию предполагалось вести непрерывно, увеличив количество групп, одновременно работающих на местности, с трех до шести. Однако ранним утром 3 июня пришли важные вести: самолет найден. Вернее, его обломки. Разбившийся Ил-76 нашли в девяти километрах южнее поселка Рыбный Уян на склоне одной из сопок. Самолет застали в разрушенном виде, сохранилась только хвостовая часть.

Уже утром на место крушения Ил-76 вылетело руководство иркутского оперативного штаба, а также следователи и представители Международного авиационного комитета (МАК). В течение воскресенья туда перенаправили всех спасателей, участвовавших в операции. К вечеру в этой зоне работали 528 человек и 56 единиц техники. В дальнейшем для контроля за ходом спасательной операции в Иркутск прилетел министр чрезвычайных ситуаций РФ Владимир Пучков.

4 июля начальник Сибирского регионального центра МЧС Сергей Диденко, возглавлявший оперативный штаб в Качуге, отчитался о завершении основных поисковых работ. К этому моменту уже нашли тела всех десяти членов экипажа и два черных ящика. Останки погибших сегодня привезли в Иркутск, чтобы провести идентификацию. Бортовые самописцы уже отправили в Москву для дальнейшего изучения. На месте крушения остаются работать следователи СКР на транспорте, с ними остается небольшая группировка местных сил спасателей.

По итогам работы на месте падения председатель МАК Сергей Якименко озвучил три основные версии авиакатастрофы: человеческий фактор, техническая неисправность и природные условия.

— Судно полностью разрушено, фюзеляж практически полностью сгорел от столкновения с землей, — пояснил Сергей Якименко. — Обнаружены и изъяты с места авиационного происшествия бортовые средства объективного контроля. Их осмотр показал, что они подвергнуты температурному воздействию, но их состояние удовлетворительное.

Владимир Пучков выразил соболезнования родственникам погибшей команды Ил-76. Министр отметил, что нужно провести все работы на месте крушения в максимально короткие сроки. И обеспечить открытость расследования причин падения самолета.

— Это огромная боль для всех нас и огромная утрата для всей команды МЧС России, — высказался Владимир Пучков. — Экипаж Ил-76 знал юг Сибири и работал здесь не первый год, одной командой они отработали не один десяток лет, борясь со стихией. Они знали и понимали все риски, связанные с природными пожарами, но до конца выполнили долг спасателей МЧС России.

4 июля в Иркутской области — день траура по погибшим в авиакатастрофе. В православных храмах региона проходят траурные панихиды. Руководство МЧС гарантировало родственникам членов экипажа оказание всей необходимой помощи и поддержки.

Самая сложная и важная задача сейчас — выяснить причины этой страшной катастрофы. Ответ на этот вопрос должны дать специалисты.

ИА «Иркутск онлайн»

Фотографии пресс-службы МЧС России

  • chertila 5 июля 2016 в 12:26

    План примИнения… Пробрался таки какой-то безграмотный в МЧС…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля