Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Налоговая несправедливость

Иркутская городская дума 16 ноября принимала гостей — депутатов Законодательного собрания региона. Парламентарии пришли не в полном составе, зато весьма репрезентативном: те, кто поддерживает Иркутск в попытке вернуть хоть часть налоговых доходов, которые у него забирает область, и те, кто против этого.

Неровные края бюджетного пирога

Совещание 16 ноября открыла председатель городской думы Ирина Ежова. Затем мэр Иркутска Дмитрий Бердников авансом поблагодарил региональных парламентариев и передал слово своему заму Руслану Киму, которому есть что сказать о том, как поделен бюджетный пирог в Иркутской области. А поделен он очень неравномерно.

Если взять все налоги, собираемые в Иркутской области, то выяснится, что 75 % дают десять городов – Иркутск, Ангарск, Братск, Саянск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Свирск, Зима, Тулун, Усть-Илимск. На муниципальные районы приходится всего 25 % (хотя в их числе такие богатейшие сырьевые провинции, как Бодайбо, Катанга и другие). При этом, собрав с городов налоги, область себе оставляет 85,6 %, а в муниципальные бюджеты отдает 14,4 %. Но распределяются деньги неравномерно.

Иркутск — самый крупный налогоплательщик в бюджет Иркутской области, он дает 61 % от суммы всех платежей городских округов. При этом он даже близко не достигает среднестатистического показателя «муниципальной доли» в 14,4 %. Ему достается всего 13,1 % собранных средств, остальные 86,9 % идут в область.

Еще одна показательная цифра. Из всех городов Приангарья Иркутск — крупнейший налоговый донор — находится на седьмом месте по бюджетным расходам на душу населения. И если в Черемхово, Саянске, Зиме на одного жителя из бюджета тратится более 30 тысяч рублей в год, то в Иркутске — 22,1 тысячи рублей. Так что предложения Дмитрия Бердникова установить хотя бы чуть-чуть более справедливые правила распределения налогов имеют веские основания.

Руслан Ким. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Руслан Ким. Фото ИА «Иркутск онлайн»

— Можно говорить, что кто-то плохо работает, что нужно создавать новые рабочие места и так далее, но это всё — одни слова. Потому что у нас в Иркутске безработица — всего 1 %. Цифры показывают, что дело не в налоговых доходах, а в их распределении, — резюмировал Руслан Ким.

К этому еще следует добавить, что нагрузка на городскую инфраструктуру в Иркутске значительно выше, чем в любом другом городе области: маятниковая миграция (утром приехали — вечером уехали) составляет более 70 тысяч человек, то есть больше 10 % постоянно проживающего населения Иркутска. Это люди, которые живут в Шелехове, Ангарске, Иркутском, Усольском районах, но каждый день приезжают в Иркутск на работу, учебу, в больницу или по казенным делам. В принципе, инфраструктура города должна развиваться с учетом этих показателей, но пока вышестоящие уровни власти делают вид, что проблемы нет.

Деньги на развитие

Поправки мэра привлекут в городской бюджет 1,7 миллиарда рублей. Эти деньги нужны на софинансирование важнейших проектов — школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов, модернизации канализационных очистных систем (КОС) Иркутска и других.

Руслан Ким привел в пример ситуацию по канализационным очистным системам, действующие уже давно не справляются. Это проблема не только Иркутска: нужно подключать к КОС все поселки вдоль Байкальского тракта, в пригородах Иркутска. Сейчас владельцы индивидуального жилья своими септиками, не имеющими очистных, заражают землю и подземные воды, часть стоков идет в Ангару и загрязняет воду вниз по течению, то есть в Ангарске, Усолье и далее по реке. Проблему испытывают строители — городские КОС уже не могут подключать новые жилые комплексы.

Федеральный бюджет в 2016 году выделил на КОС на условиях софинансирования 700 миллионов рублей, городской — 127 миллионов рублей, МУП «Водоканал» — 113 миллионов рублей. Что дала область? 31 миллион рублей. В будущем году она хочет сократить свое присутствие в этой важнейшей инфраструктурной программе до 15 миллионов рублей.

Такая же ситуация складывается по социальному строительству: городу нужно вводить новые школы, детские сады, ФОКи, но область не намерена вкладываться в это даже на условиях паритетной оплаты…
При этом областной бюджет, в отличие от городского, уже много лет бодро растет. Так, в этом году получено внепланово 9 миллиардов рублей.

Как уверяет мэр Дмитрий Бердников, его законодательные инициативы — о передаче муниципалитетам дополнительно 3 % от сборов налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, — ни в коем случае не навредят другим муниципальным образованиям. Эти деньги пойдут не из фонда выравнивания бюджетной обеспеченности, из которого дотационные территории получают деньги; не из областных программ развития, в которых заложены все основные расходы и области, и муниципальных образований.

Иван Носков. Фото пресс-службы администрации Иркутска
Иван Носков. Фото пресс-службы администрации Иркутска

Откуда возьмутся деньги? Во-первых, правительству нужно лучше их считать. Как заявил заместитель мэра Иван Носков, нормальная ситуация — когда при составлении бюджета получается незначительное занижение доходов.

— Четыре процента — это еще понятно, — заявил заммэра. — Но 16,8 %, как в нынешнем году, — это уже не просто погрешность. Значит, плохо считали.

А на 2017 год, притом что бюджет области все последние годы, включая «кризисные» 2014, 2015, 2016, постоянно растет, зачем-то предлагается сократить на 10 % относительно нынешнего.

Во-вторых, правительство Иркутской области совершенно не напрягается по поводу 2 миллиардов рублей, которые лежат мертвым грузом в Корпорации развития Иркутской области (КРИО). Уже давно всем ясно, что внятных проектов нет, стратегии социально-экономического развития — тоже, что деньги из КРИО не будут эффективно потрачены и не принесут в ближайшей перспективе никакой налоговой отдачи. А могли бы принести пользу для людей: инвестироваться в знания — путем строительства школ, в здоровье — за счет строительства спортивных объектов, в городскую инфраструктуру.

Лоббизм или налоги?

Почему Дмитрий Бердников предлагает идти через изменение межбюджетных отношений, а не через лоббистские методы — выбивание денег у правительства области при помощи депутатов Законодательного cобрания и других заинтересованных лиц? Всё просто: для того чтобы планировать развитие, нужны гарантии, что начатая новая дорога, школа, детский сад будут профинансированы в будущем году, а не уйдут в долгострой. Лоббизм этого гарантировать не может, и любые бюджетные вложения становятся рискованными инвестициями.

Геннадий Истомин. Фото с сайта www.irk.gov.ru
Геннадий Истомин. Фото с сайта www.irk.gov.ru

— Это не просто так — взять и одним махом принять такие законы, — начал разводить политесы депутат Законодательного cобрания Геннадий Истомин. — Что получается сегодня в организационном плане? Проект бюджета области внесен в Законодательное cобрание. Работа над ним была начата еще в мае. Но получается, что параллельно с бюджетом вносится и инициатива об изменении межбюджетных отношений. Значит, нужно отзывать бюджет, отправлять его на доработку. Мы не успеем к концу года его принять, а жить в январе по 1/12 бюджета 2016 года — не совсем правильно.

Геннадий Истомин пояснил, почему доходы бюджета 2017 года меньше, чем в 2016 году. «Мы еще не знаем, какие получим дотации от федерального бюджета. Их сумма будет известна после второго чтения бюджета РФ в Госдуме», — заявил он.

Депутат предложил найти деньги на Иркутск в законе «Об областном центре Иркутской области». То есть пойти всё же по пути лоббизма.

Спорить или воевать?

Руслан Ким поддержал намерения бороться за увеличение финансирования Иркутска: «Депутаты, которые избираются от территорий, должны порвать себя, чтобы выбить деньги для своих избирателей». Он напомнил, что регион также может добиваться от федерации перераспределения налогов в свою пользу.

— Вспомните инициативу области в федерацию по изменению взимания налога на добычу полезных ископаемых. Она принесла области дополнительно 8 миллиардов рублей. И это была наша инициатива! — напомнил Ким Геннадию Истомину недавние времена, когда возглавлял минэкономразвития Иркутской области.

И в качестве «контрольного выстрела» Ким привел последний аргумент: именно Иркутск, поработав с федеральным правительством, завел в 2016 году в Иркутскую область 1,3 миллиарда рублей, часть которых пошла на КОС, но часть — на объекты в Казачинско-Ленском районе и Свирске.

Депутаты думы Иркутска тоже переключились на игру в защите. «Бюджет области сверстан, и его лучше не пересматривать? Но почему в нем отсутствует строчка по расселению ветхого и аварийного жилого фонда?» — поинтересовался Сергей Юдин, округ которого — рекордсмен по неблагоустроенному жилью.

Жанна Есева. Фото gkb8.ru
Жанна Есева. Фото gkb8.ru

— Депутаты Иркутска ни в коем случае не хотят разбалансированности бюджета, — вступилась за коллег депутат гордумы Жанна Есева. — Просто хотелось бы объективной денежной политики в Иркутской области.

А ее коллега Владимир Новожилов, недавно сменивший депутатский мандат гордумы на Законодательное собрание, но пока не сменивший убеждений, и вовсе провозгласил: «Свободу местному самоуправлению!» Он пожаловался, что с такой финансовой политикой социальное строительство в территориях уйдет в долгострой.

Владимир Матиенко, депутат Заксобрания и один из главных сторонников губернатора, очень хотел присоединиться к борьбе за интересы своих избирателей. Но так, чтобы и губернатора не обидеть.

— Я пришел к Дмитрию Викторовичу месяц назад с проектом ледового стадиона — он по вместимости такой же, как Ледовый дворец, но по стоимости — 130 миллионов рублей. Такие стадионы нужно поставить во всех районах города. Мэр сказал: «Здорово, молодец, что пришел, только у нас нет денег», — начал за здравие Владимир Матиенко. — Но сегодня получился клинч — из-за того, что сказал Геннадий Васильевич (Истомин. — Прим. ред.)… Был бы я мэром, еще бы больше, наверное, бегал, выбивал деньги для Иркутска.

Тяжелая артиллерия

Перелом в настроениях случился, когда слово взял председатель Законодательного собрания Сергей Брилка, который до того только слушал да вопросы задавал. «Коллеги, заявляю: я приветствую инициативу мэра Иркутска, — начал спикер. — За каждым мэром стоят люди». А дальше он прошелся по всем основным темам, которые будоражат политическую сферу Иркутской области.

— Я до этого пытался запустить процесс обсуждения бюджета Иркутской области, но не получилось. Сейчас, когда Дмитрий Бердников внес свою инициативу, правительство начало консультироваться с мэрами, пошли какие-то встречи… Что говорят мэры? То же, что и мы: «Мы давно не встречались, у нас есть проблемы, и нужно вместе их решать». Я разговаривал с председателем правительства, и он признает: не та система взаимоотношений с муниципалитетами была выбрана, — уточнил Сергей Брилка.

Сергей Брилка. Фото irkutsk.er.ru
Сергей Брилка. Фото irkutsk.er.ru

Далее он высказался по теме, висевшей в воздухе, но никем не названной, — об Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, которая, поддержав инициативы Иркутска, вошла в конфликт с некоторыми чиновниками областного правительства. Фактически правительство режиссирует разлад внутри сообщества мэров, чтобы те разобрались друг с другом сами.

— Мы не дадим развалить Ассоциацию муниципальных образований! — заявил Сергей Брилка. — Она создавалась зрелыми людьми для решения важнейших вопросов муниципального развития и межмуниципального взаимодействия.

Однако статус второго лица во власти Иркутской области требует политической взвешенности. Сергей Брилка долго молчал и не высказывался на тему инициативы Иркутска. Он изучал вопрос досконально, выслушал все стороны. С одной — председатель регионального правительства, который доказывает, что бюджет 2017 года будет хуже, чем в 2016 году: федерация забирает 1 % налога на прибыль организаций; вдвое сокращается доля области в акцизе на нефтепродукты; учтено только 1,5 миллиарда рублей дотации из федерального центра, тогда как в 2016 году было 5,5 миллиарда рублей.

Однако перераспределение бюджетных доходов внутри Иркутской области не снизит размер консолидированного бюджета и даже напротив — будет способствовать его росту, поскольку у мэров появится стимул развивать малое предпринимательство.

— Очень хорошо быть иждивенцем и ждать дотации из областного бюджета! Но мы должны стимулировать муниципалитеты к повышению собственных доходов, мы должны им дать удочку. Это полностью в канве недавнего заявления Владимира Путина о том, что нужно дать больше возможностей мэрам, — пояснил свою точку зрения спикер Заксобрания.

Сергей Брилка подчеркнул, что голосование по законопроекту будет открытым. Значит, каждый житель Иркутска сможет увидеть, как голосовал его депутат. Проще будет разговаривать с ним через два года — на очередных выборах.

IRK.ru

  • Дональд Трамп 18 ноября 2016 в 09:03

    Помнится мне, что наш, народный говорил после избрания: «Я умею быть благодарным». Это когда Иркутск и Ангарск большинством прголосовал за него на выборах.
    Думаю, пришло время узнать, держат ли коммунисты свое слово.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля