Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутские трамваи в центре внимания

Иркутские трамваи в центре внимания

Трамваи Иркутска — транспорт со своей, особой историей. Чем он хорош, а чем плох обсудили депутаты городской думы на последних слушаниях. И сразу небольшой спойлер: трамваи с иркутских улиц не исчезнут, это точно. Об остальном читайте в нашем материале.

В своем докладе директор МУП «Иркутскгорэлектротранс» Андрей Маковецкий озвучил много интересных цифр и фактов. Каждый день предприятие выпускает на линию 41 трамвай по семи городским маршрутам. Четыре из них признаны социально-значимыми и субсидируются из бюджета города.

Первый трамвайный маршрут запущен в Иркутске в 1947 году. Это маршрут №1 «Центральный рынок — Железнодорожный вокзал» протяженностью 4,5 километра. Его удлиненную версию «Волжская — Студгородок» создали в 1961 году (общая протяженность 20,5 километра). В среднем в год трамваи перевозят по этому маршруту 8,2 миллиона пассажиров (!). На этой линии работают 15 трамваев. Интервал их движения в час пик равен 5-6 минут.

Андрей Маковецкий сообщил, что маршрут №1 является самым прибыльным. «За 2015 год выручка на нем составила 87,3 миллиона рублей при тарифе 12 рублей за поездку. Это 42% всей выручки по трамвайным маршрутам», — пояснил он. При этом основную часть дохода (80%) с первого маршрута МУП получает на участке «Центральный рынок — Железнодорожный вокзал». В числе прибыльных также были названы маршруты №3 и №6.

— 41 трамвай по выручке привозит примерно также как 120 автобусов. Трамваи доходнее, чем другой городской транспорт, — добавил начальник управления транспорта администрации Иркутска Евгений Владимирский.

Часть маршрута №1 от железнодорожного вокзала до Студгородка протяженностью 2,6 километра имеет 70% обособленных путей. Как пояснил руководитель автотранспортного предприятия, речь идёт о путях свободных от асфальтового покрытия и недоступных для остального транспорта. Трамвайное движение на этом участке организовано по второстепенным улицам и не мешает движению основного потока.

Дальше директор предприятия перешел к преимуществам трамвая перед другим городским транспортом. Андрей Маковецкий отметил его высокую пассажировместимость, долгий срок службы и экологичность.

— К примеру, трамвай марки КТМ-5 может перевезти 211 пассажиров. Для перевозки такого же количества пассажиров понадобится 16 маршрутных «Газелей» и в шесть раз больше места на проезжей части, — сообщил руководитель Иркутскгорэлектротранса, — Чтобы перевезти столько же пассажиров необходимо три троллейбуса, пять автобусов ПАЗ или три ЛиАЗа.

Срок службы одного трамвайного вагона при проведении текущего ремонта — 30 лет, а с проведением капитально-восстановительных работ до 50 лет. Известному горожанам ретро-трамваю уже 40 лет. Автобусы и троллейбусы можно использовать для перевозки пассажиров не больше 15 лет, после чего их эксплуатация становится опасной.

Андрей Маковецкий привел статистику, по ней основными загрязнителями воздуха в Иркутске являются выхлопные газы автомобилей — 52% выбросов. Трамваи как один из видов городского транспорта в этом смысле безвредны. Поэтому снижение в городе трамвайных перевозок, по мнению директора МУПа, может привести к усугублению экологической обстановки, ухудшению условий проживания в Иркутске и росту легочных и сердечно-сосудистых заболеваний у населения.

В своем докладе директор МУПа упомянул шум и вибрацию от трамваев, на которые жалуются горожане. Недовольство вызвано тем, что вибрации разрушают здания и дорожное полотно.

— Сказать, что иркутские трамваи тихие было бы просто абсурдно. Важно понимать, что шумными трамваи Иркутска сделала их нелегкая жизнь. Согласитесь, если с автомашины снять глушитель, то она окажется более шумной, чем любой трамвай, — рассказал Андрей Маковецкий. — Трамваи в городе сейчас — это такие машины без глушителя, латанные вагоны на разбитых рельсах.

Обсуждая негативное воздействие вибрации на здания и сооружения, депутат Сергей Юдин спросил про Глазковский мост, через который организовано трамвайное движение. Вице-мэр Иркутска Иван Носков назвал беспокойство по поводу состояния моста справедливым, но пояснил, что трамваи далеко не самое критичное.

— Трамваи участвуют в движении, но они точно не самые главные вредители. Сегодня мост сильно перегружен бетонными блоками, отбойниками, которые на нём установлены. Мы рассматриваем разные варианты и в ближайшее время будем их оттуда убирать, разгружать мост, — объяснил он. — То, что мост требует ремонта, — это тоже известный факт. Много разных факторов, начиная от того, что мост делали давно, заканчивая тем, что реагенты и загазованность тоже влекут за собой определенные последствия.

При этом интенсивность движения трамваев по мосту низкая. Как рассказал Иван Носков, расписание движения составлено таким образом, что одновременно два трамвая на мост не заходят — ни встречно, ни друг за другом. Поэтому с точки зрения организации трамвайного движения сделано всё, чтобы снизить нагрузку на сооружение, остальные действия по разгрузке Глазковского моста мэрия планирует начать в следующем году.

В городе уже давно назрела необходимость ремонта трамвайных путей. По словам директора транспортного МУПа, особенно остро вопрос стоит на участке от Центрального рынка до железнодорожного вокзала. Рельсы здесь эксплуатируют уже 19 лет, хотя предельный срок их службы 16 лет.

— На ремонт рельсов собственными силами по классической технологии понадобится 90 миллионов рублей. Работы с привлечением подрядной организации по инновационной бесстыковой технологии обойдутся в 157,5 миллиона рублей, — привел цифры Андрей Маковецкий.

Здание Трамвайного депо

Здание Трамвайного депо

Директор МУПа пояснил, что если в год ремонтировать 3,5 километра путей, то постепенно будут обновлены все участки. Стоимость километра по классической технологии равна 20 миллионов рублей, по инновационной, бесстыковой технологии, — 35 миллионов рублей.

— Всего у нас 50 километров трамвайных путей, 46 из них магистральные, а 3,5 километра — это так называемый «веер», они расположены на территории предприятия, — перечислил руководитель Иркутскгорэлектротранса.

Из-за того что рельсы в Иркутске «как гребенка», по словам Ивана Носкова, возникает сильная вибрация, вызывающая разрушение близлежащего асфальта. «Если мы отремонтируем пути, то в ближайшие 10-15 лет мы горя не будем знать с асфальтом, лежащим рядом с ними», — заметил вице-мэр Иркутска.

Мэрия активно ведёт переговоры с правительством Иркутской области о том, чтобы использовать средства из дорожного фонда на ремонт трамвайных путей. В следующем году по инновационной технологии планируют отремонтировать от двух до четырех километров рельсов.

Ремонт требуется и самим трамвайным вагонам. Директор городского МУПа отметил высокий износ подвижного состава.

Обновление трамвайного парка — удовольствие не из дешевых. Самый бюджетный новый трамвай обойдется в 28 миллионов рублей, низкопольный — в 35 миллионов рублей. Для сравнения самый дешевый троллейбус стоит порядка 10,5 миллиона рублей, а более усовершенствованный вариант — 15 миллионов рублей.

Здание МУП «Иркутскгорэлетротранс»

Здание МУП «Иркутскгорэлетротранс»

По словам Андрея Маковецкого, за те же деньги, сколько стоит новый трамвай, можно отремонтировать 4-5 имеющихся вагонов. В качестве примера он привел два трамвая, которые предприятие восстановило на 90%, за 6,5 миллиона рублей. В них была внедрена новая электронная система, позволяющая экономить до 40% электроэнергии.

— С одной стороны я согласен, что необходимы новые вагоны, предприятие должно развиваться, но и сохранять старые в надлежащем состоянии обязательно нужно, — высказал свою позицию Иван Носков.

Вице-мэр назвал трамваи «в возрасте» достоянием Иркутска. Они имеют большое значение для города как для туристического центра. Иван Носков привел интересные цифры: «До 20% пассажиров трамвая — это люди, которые приезжают специально на нем поездить. Даже с окраин нашей области детей везут, чтобы прокатиться на трамвае».

Из этого обсуждения понятно главное, трамваи как один из видов городского транспорта списывать со счетов рано. Они неотъемлемый символ Иркутска. Трамвайные рельсы словно ниточки связывают разные районы города. И несмотря на накопившиеся проблемы в отрасли, перспективы у трамвайного движения есть, важно планомерно вкладывать в него деньги и силы.

Автор фото — Валерия Алтарёва

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

  • iddqd 22 февраля 2017 в 03:43

    возьмите кредит у пользователей этих трамваев и отремонтируйте эти несчастные рельсы. продайте им льготные проездные на год вперед по распродаже и деньги на ремонт появятся. а с рекламы на трамваях тоже барыши идут. в конце концов купите контрактные рельсы у япов или привезите новые с китая (там…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля