Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Смерть подростка на станции Кая: любопытство закончилось трагедией

Днем 30 октября трое школьников пришли на железнодорожную станцию Кая со стороны Синюшиной горы. Двое решили взобраться на вагон стоящего грузового поезда. Оказавшись на крыше вагона, один из них задел головой контактный провод под напряжением 27 500 вольт. Журналист ИА «Иркутск онлайн» с мамой погибшего школьника прошли той же дорогой, по которой двигались подростки, и попытались восстановить картину происшествия.

Как рассказала Ирина Сердюкова, в первый день каникул 30 октября её сын Кирилл отправился гулять с друзьями Иваном и Андреем (имена героев изменены по этическим соображениям. — прим. ред.). Школьники встретились во дворе одного из домов, оттуда вышли к исправительной колонии № 6, затем к зданию педколледжа. Иван с Кириллом учились в параллельных классах, а Андрей приехал на каникулы к тёте.

Здание педколледжа
Здание педколледжа

От педколледжа подростки пошли в сторону остановки. Тропа здесь хорошо протоптана — такой путь занимает не больше пяти минут. До лицея № 1 ребята решили не ехать (он находится на соседней остановке), а прогуляться пешком. Двое из этой компании обучались в нем, поэтому им захотелось показать свой лицей другу.

Тропа пересекает второстепенный железнодорожный путь, соединяющий станцию Кая с Ново-Иркутской ТЭЦ и Жиркомбинатом. Никаких знаков, предупреждающих об опасности перехода через пути, здесь нет.

По путям мальчики направились в сторону моста, пройдя под ним, вышли на станцию. Иван остался стоять под мостом, а Кирилл с Андреем решили забраться на вагон стоящего грузового поезда. Доступ к путям здесь перекрыт забором из бетонных плит. Он тянется на 20-30 метров, ограждение несложно обойти — заканчивается оно перед виадуком.

Никаких знаков, предупреждающих об опасности перехода через пути, нет

Никаких знаков, предупреждающих об опасности перехода через пути, нет

Подростки пересекли шесть путей: где-то пролезли под вагонами, где-то обошли их. Грузовой поезд стоял на втором пути от здания вокзала. Первым на крыше оказался Андрей. 11-летний мальчик пробежал по крыше вагона, услышал хлопок, повернулся и увидел, как его товарищ упал. После этого подросток спрыгнул с поезда и убежал.

Кирилл, взбираясь на вагон, задел головой контактный провод, находящийся под напряжением 27 500 вольт. По словам мамы, мальчик несколько часов оставался на крыше состава и полностью сгорел под действием тока.

Дурное предчувствие

Около четырех часов дня Ирина позвонила сыну, но телефон был отключён. У нее тогда «что-то ёкнуло внутри», поэтому она и решила позвонить. Такое уже бывало, что телефон у Кирилла был недоступен. «Он дома музыку слушает, телефон быстро разряжается, остаётся одно деление, идет на улицу — я потом до него дозвониться не могу», — объясняет она. В таком случае мама всегда звонила его друзьям.

В тот день Ирина позвонила Ивану, попросила дать трубку сыну. На что мальчик ответил, что он не с ним, а дома. На вопросы встревоженной матери: «Где Кирилл? Куда он пошел?» Иван сказал, что не знает, что он просто ушёл домой, и положил трубку.

Станция Кая
Станция Кая

Матери показалось странным, что товарищ Кирилла даже не смог сказать, где они разошлись. Ирина начала тревожиться и вместе с младшим сыном — шестилетним Ильёй — вышла на улицу, чтобы поискать Кирилла. «Я каждого второго ребенка кричала. Мне уже подруга говорит: ты что, с ума сошла, ты что, не видишь, что это не он, а ты его кричишь», — вспоминает мама школьника. Она походила рядом с домом, но далеко не пошла — у Кирилла не было с собой ключей. Ирина с сыном поднялись в квартиру, минут через 20 у мальчика зазвонил телефон (последним, с кем разговаривал погибший Кирилл, был младший брат). Ответила Ирина.

Голос в трубке спросил: «Кем вам приходится этот человек?» На вопрос «Кто это?» маме ответили: «Следственный комитет». Тогда она поняла, что с сыном что-то случилось, но до последнего надеялась, что это ошибка.

Из СК позвонили около 19:00. Родителей мальчика привезли на станцию. «Я думала, что он в помещении, а он, оказывается, между машинами лежал. Сестра мужа всё видела, говорит, от него только пепел остался», — рассказывает Ирина. В опознании сына она не участвовала. Помнит, как их пытались «утянуть» на опознание, но мужчина, видимо начальник станции, отговаривал их и не пускал.

Здание вокзала на станции Кая
Здание вокзала на станции Кая

Точное время гибели Кирилла не установили. В свидетельстве о смерти и других документах оно не указано.

— Я до девяти дней на транквилизаторах была, даже говорить не могла. Родительница с лицея, мы с ней сдружились, помогала нам с документами, с организацией похорон. Я в прострации находилась, — вспоминает мама Кирилла. — Младшего сына тоже все эти дни не видела, родственникам отдала. Он и так в первый день мою истерику увидел.

Без Кирилла

Кирилл был домашним ребенком, нареканий по поводу его поведения родители не получали. С утра он уезжал в лицей, после учёбы шёл на занятия в театральную студию. Два года мальчик занимался в школе искусств № 10 на Синюшке.

— Он очень общительный был. В классе был лидером, если он сказал будет так — значит, будет так. Но была у него какая-то ведОмость, что ли. Кто-нибудь предложит — он сразу соглашается. Помню, даже серьёзный разговор у нас с ним на эту тему был. Я ему говорю: а если тебе скажут друзья, давай на крышу дома заберемся и прыгнем, ты тоже прыгнешь? Он говорит: что я, дурак, что ли, — делится мама мальчика.

Кирилл. Фото предоставлено Ириной Сердюковой
Кирилл. Фото предоставлено Ириной Сердюковой

Шестиклассник хотел стать программистом. У родителей остались грамоты и благодарственные письма, выданные Кириллу, — за победу в соревнованиях карате, в турнире по шашкам, за выступления в театральной студии.

У Кирилла были очень близкие отношения с младшим братом — шестилетним Ильёй. Несмотря на то что у каждого из них была своя кровать, Илья часто засыпал вместе с братом. Вдвоём они смотрели разные видео, играли в игры. Когда Кирилл был не дома, младший брат каждые пять минут звонил ему, чтобы узнать, куда тот пошёл, зачем и когда вернётся.

О том, что старший брат погиб, Илье говорили дети в садике. Родители рассказали ему на девять дней. «Он к нам пришел, мы ему со слезами на глазах говорим: он у тебя сейчас ангел. Вот он ему теперь постоянно рисует. Даже читать научился за два дня, лишь бы для брата», — рассказывает Ирина.

Фото предоставлено Ириной Сердюковой
Фото предоставлено Ириной Сердюковой

Фото предоставлено Ириной Сердюковой

Фото предоставлено Ириной Сердюковой

Остались незамеченными

Родители мальчика уверены: если бы станция была должным образом огорожена, школьники бы не пошли туда. Детей привлекла доступность объекта. По словам Ирины, они хотят добиться, чтобы ВСЖД поставила глухой забор, начиная от моста, чтобы под ним нельзя было проходить к путям.

Смерть Кирилла Сердюкова не единственный трагический случай, произошедший на станции Кая. В декабре 2015 года там убило током 15-летнего подростка. По словам очевидцев, он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, влез на крышу вагона и задел контактный провод под напряжением 27 500 вольт. В июле этого же года скорый поезд сбил там мужчину, проходящего через пути по переходу на соседнюю платформу.

На станции есть пешеходный мост
На станции есть пешеходный мост

Из восьми путей школьники пересекли шесть, и их никто не остановил. «Как они могли пройти незамеченными, что их не увидел никто? Ни путейцы, ни ВОХР. Если бы им по громкой связи тогда сказали, спугнули бы их, они бы убежали оттуда. Не понимаю, почему в такой серьезной организации, как РЖД, нет сотрудников, обеспечивающих безопасность и патрулирование станции. Ведь сюда стремятся подростки со всей Синюшиной горы, а водить за руку 11—15-летнего ребенка невозможно», — сокрушается Ирина.

Семья погибшего шестиклассника намерена обратиться в суд с иском к ВСЖД. Мама мальчика считает, что на железной дороге не приняли необходимых мер безопасности. Работники станции сказали родителям, что камеры не зафиксировали подростков.

Если идти по путям в сторону моста, то можно выйти на станцию

Если идти по путям в сторону моста, то можно выйти на станцию

«Мы после трагедии ходили, фотографировали там, и я несколько раз наблюдала, что люди идут вдоль забора, затем вдоль путей, то есть внутри станции. Как камеры не смогли заснять, если они у них установлены специально, непонятно. Я видела всего одну камеру, на мосту, и то она была направлена не на саму станцию, а в другую сторону», — поясняет Ирина. Вместе с установкой ограждения Сердюковы требуют от ВСЖД ввести видеонаблюдение на станции.

Семья погибшего мальчика обратилась в прокуратуру, написала письма уполномоченному по правам ребенка, областной общественной палате и губернатору. 11-летнего Андрея, который тоже забирался на состав, поставили на учет в ПДН. По итогам проверки, проводимой СКР на транспорте, в возбуждении уголовного дела отказано, так как нет виновного лица. Следователь выдал предписание на установку ВСЖД ограждения на станции, контролировать его исполнение будет прокуратура.

За всеми не усмотришь

Смерть мальчика расследовала комиссия под председательством начальника Иркутской дистанции электроснабжения с участием представителей ОВД на железнодорожном транспорте. В официальном ответе ВСЖД на запрос ИА «Иркутск онлайн» названы две причины трагедии. Это преднамеренные действия мальчика (приблизился к проводам высоковольтной линии на недопустимое расстояние) и ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (оставление ребёнка без присмотра).

Далее со ссылкой на правила, утвержденные Минтрансом России еще в 2007 году, говорится, что переход через железнодорожные пути допустим только в установленных и оборудованных для этого местах. Недопустимо подниматься на крыши подвижного состава и прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети.

— Штатным расписанием не предусмотрены сотрудники, контролирующие передвижение населения на станции Кая. Для обеспечения безопасности граждан при переходе через железнодорожные пути станция оборудована железнодорожным мостом, для предупреждения перехода через них в несанкционированных местах и направления граждан и пассажиров на пешеходный мост построено ограждение зоны движения поездов. Оно отвечает техническим требованиям, — сообщает начальник службы охраны труда и промышленной безопасности ВСЖД Иван Макархин.

Рассматривается вопрос включения в инвестиционную программу 2018 года оснащения территории станции Кая камерами видеонаблюдения.

Представители ВСЖД отмечают, что вместе с транспортной полицией проводят уроки безопасности в школах и детских садах, расположенных вблизи с железной дорогой. В этом году такие занятия провели в 267 школах. В лицее № 1, где учился Кирилл, мероприятия по профилактике травматизма проводили представители ИрГУПС. Указаны даже конкретные числа — с 16 по 26 сентября (чуть больше чем за месяц до несчастного случая).

С начала 2016 года представители железной дороги, работники органов внутренних дел на транспорте и вневедомственной охраны на станции Кая провели 50 рейдов, во время которых задержали 45 несовершеннолетних, переходящих железнодорожные пути в неположенном месте.

— Мы можем только рассказать детям о правилах личной безопасности на железной дороге, предупредить их, но не можем контролировать их времяпрепровождение вне школы. Основная ответственность за безопасность детей лежит на их родителях, — говорится в ответе ВСЖД.

Автор фото — Валерия Алтарёва

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Наталия маникюр гель лак 21 февраля 2017 в 13:26

    Я все детство прожила возле ж/д и каждый день ходили там,чтобы сходить в магазин нужно было перейти 20 путей и нам никто не говорил,что опасно боялись только если поезда мчались,то могло ветром снести ,под вагонами перелазили.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля