Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Александр Бречалов: Хочу, чтобы Путин шел на второй президентский срок

Глава Общественной палаты России, сопредседатель Центрального штаба ОНФ и первый вице-президент «Опоры России» Александр Бречалов дал эксклюзивное интервью ИА «Иркутск онлайн» по итогам расширенного заседания Общественного совета при Минприроды РФ по вопросам Байкала.

В 2015 году вы приезжали на Байкал и даже пробежали всю дистанцию Байкальского ледового марафона. Считается, что это один из самых сложных забегов на планете. Планируете ещё раз побывать у нас?
— Да, я пробежал этот марафон, и моя команда — тоже. А вот переплыть Байкал было бы очень круто. Это мой новый ориентир, я готовлюсь. Байкал очень люблю. И думаю, еще не раз пробегу марафон.

Александр Бречалов на Байкале. Фото со страницы в Facebook
Александр Бречалов на Байкале. Фото со страницы в Facebook

Интересно, как сложится судьба туристической особой экономической зоны (ОЭЗ) на берегах озера. В прошлом году полномочия по её созданию переданы на региональный уровень. В феврале 2017 года глава правительства Иркутской области Александр Битаров сообщил, что пока не принято никаких решений и что федерация в этом году не будет финансировать проект. Не получится ли так, что проект похоронят?
— Мы занимались подробно темой особых экономических зон. По плану, инвестиции в ОЭЗ «Ворота Байкала» должны были составить более 11 миллиардов рублей, обещали создать 2 тысячи рабочих мест. По факту освоено 173 миллиона и создано 30 рабочих мест. Насколько я помню, весь проект утопает на стадии согласований.

Постановлением от 29 сентября 2016 года из состава ОЭЗ в Иркутской области исключен земельный участок, на котором до настоящего времени не зарегистрировано ни одного резидента, — Большое Голоустное. Ранее эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» отмечали, что этот участок бесперспективный с точки зрения развития туризма. Там практически отсутствует транспортная инфраструктура, ЛЭП, дорога находится в плохом состоянии.

Вся конструкция особой экономической зоны — не важно, имеются в виду туристический рекреационный кластер, химия или промышленность и производство — изначально заложена неправильно. Если вы внимательно смотрели наши расследования, то должны были заметить, что все ОЭЗ, кроме Калуги, Татарстана и Липецкой области, развивались по такому пути: деньги федерация даёт, начинает что-то там делать — какую-то инфраструктуру прокладывать, а бизнес не приходит. Так получилось у вас с Большим Голоустным и в других регионах: в Бурятии, в Республике Алтай.

На расширенном заседании Общественного совета при Минприроды РФ по вопросам Байкала. Фото onf.ru
На расширенном заседании Общественного совета при Минприроды РФ по вопросам Байкала. Фото onf.ru

Вот представьте, что вы возглавляете правительство региона, а я тот самый председатель Правительства РФ, который руководит комиссией по ОЭЗ. Вы приходите и говорите: «На ваш миллиард мы привлечем столько-то частных инвестиций». Я говорю: «Откуда вы знаете?» — «У нас подписано с ними соглашение». Но оказывается в итоге, что это филькина грамота — никто ничего не подписывал, никто реально не хотел туда заходить. Первоначально была борьба за то, чтобы признать ОЭЗ, утвердить этот проект и получить федеральные деньги. «А там мы кого-нибудь втащим». Посмотрите в Бурятии: 4 миллиарда рублей закопано, всё стоит. Огорожено забором, есть электричество и так далее, и ни одного резидента.

Это не только про «Ворота Байкала», сама модель неработающая. Прежде чем приходить в федерацию с проектом, вы должны собрать пул потенциальных инвесторов.

Торговый центр никто не начнет строить, пока не подпишется с основными магазинами и они не сделают взнос. Этими взносами бизнес фиксирует свою готовность, и если кто-то отказывается от обязательств, то потеряет деньги.

Почему бы при проекте создания ОЭЗ первым шагом не собрать пул потенциальных инвесторов, не сформировать фонд из их взносов? Это нормальная практика во всём мире. Но мы идем другим путём, а потом разводим руками — бизнес не пришёл вслед за государственными инвестициями. Не выполняются обязательства, которые само же руководство Иркутской области прописало в своих меморандумах, проектах по ОЭЗ.

На расширенном заседании Общественного совета при Минприроды РФ по вопросам Байкала. Фото onf.ru
На расширенном заседании Общественного совета при Минприроды РФ по вопросам Байкала. Фото onf.ru

Есть ли какие-то механизмы, которые помогли бы региональной власти действовать более эффективно?
— Общественность, журналисты, на самом деле, могут всё. Вы на площадке Общественной палаты Иркутской области либо Общероссийского народного фронта можете провести большую инвестиционную конференцию. Собрать предпринимателей, представителей всех бизнес-сообществ: РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «Опора России» — все есть. Сделать такое мероприятие, поставить вопросы, установить дедлайн и проанализировать этот проект. И дать свои предложения.

Мы в 2016 году сталкивались с тем, что Иркутская область должна войти в какую-то федеральную целевую программу, всё обсудили, все готовы, инвесторы есть. Но область не направила заявку. Это касается программ по развитию туризма, по созданию Кванториума — детского технопарка.
— Я готов взять эти сюжеты в работу, поговорить с вашим губернатором и председателем правительства. Сделаем подборку: ОЭЗ, Кванториум, другие важные темы, и я обращусь к господину Левченко с предложением собрать всех «обещальников» и устроить совещание на площадке Общественной палаты. Мы можем проводить собрания в онлайне. Сделать чат — прямую линию, чтобы было видно, объяснено, почему так происходит.

Фото onf.ru
Фото onf.ru

На заседании Общественного совета зампред правительства Иркутской области Виктор Кондрашов говорил о сложностях с принятием решений по очистным сооружениям на Байкале, жаловался, что на местах нет профессионалов. Понятна ваша позиция, что нужно решать, а не обсуждать.
— Я скажу, как человек с предпринимательским опытом: за год в банке мы открывали 15-17 филиалов. Это непросто. Это всё про то, о чем говорит ваш руководитель: найти людей, обучить их. У ваших чиновников просто нет желания. И это не претензия. Рассказы господина Кондрашова о том, что действующее правительство региона не успело разобраться в делах, оставшихся от предшественников, — это разговоры для бедных. Вы думаете, я пришел в Общественную палату РФ и всё сразу стал правильно делать? Нет, я пришел и сутками учился. Хотите посмотреть книжки, которые я читаю? Нужно постоянно учиться, это непрерывный процесс.

Одно дело, когда люди фиксируют проблему и ищут, как её решить. И другое дело, когда её фиксируют для того, чтобы оправдать бездеятельность.

Речь идет об очистных: не умеют? Научите! Но если не собираетесь этого делать, зачем лезете в ФЦП? Это же стыдно: «Это была предыдущая команда!» Давайте её вытащим, послушаем людей, которые утверждали программу, говорили, что в таком-то году будет сделано это. 11 миллиардов рублей на очистные! Новая команда уже почти полтора года у власти! У нас осталось четыре месяца — в июне будет сформирован новый состав Общественной палаты. Мы и сейчас с командой идём по нарастающей. Каждый день совещания. У них там в правительстве Иркутской области разминка полтора года? Что делали — читали книжки, готовились? Так быть не должно, это же для людей!

Я немного расстроена тем, как обсуждалось и что обсуждалось на совместном совещании. За полтора года так и не прозвучал ответ на вопрос, как же решить проблему с КОС. Турбазы, базы отдыха готовы, хотят работать в этом направлении, но не знают, как сделать, чтобы их перестали «кошмарить» прокуратура, Роспотребнадзор и другие. После этого совещания мне звонили сотрудники турбаз и спрашивали, есть ли какой-то просвет?
— Я могу заверить, либо мы с министрами приедем, либо сюда пригласим. И поговорим с теми, кто уполномочен вести дела. Но давайте сделаем единое информационное окно. Мы можем туда подключить заместителя председателя правительства Александра Хлопонина. С вас — собрать как можно больше владельцев средств размещения на Байкале, и я вам гарантирую — сделаем площадку, чтобы самое высокое руководство страны услышало. Но это должна быть конкретика!

Александр Бречалов и Сергей Донской. Фото со страницы в Facebook
Александр Бречалов и Сергей Донской. Фото со страницы в Facebook

Они хотят, чтобы была упрощённая система принятия локальных КОС.
— Если всё удастся, то у нас точно будет экологический форум. Собирайте сообщество.

Год назад прозвучала идея о создании Речного фонда — по аналогии с дорожными. Эта идея пригодилась бы на Байкале: большинство причалов, построенных в СССР, разрушены. Вопрос не только экологии — где и как заправляются суда, куда сливают технические воды, но и безопасности. В шторм на Байкале некуда спрятаться. В Речном фонде предлагалось аккумулировать средства на создание причальной инфраструктуры, но пока эта идея не продвигается.
— Формулируйте, предлагайте. Это еще один вопрос, который мы можем включать в актуальную повестку.

Два года назад, будучи в Иркутске, вы сказали, что Общественной палате Иркутской области есть куда стремиться. Это не самая эффективная палата в стране. Сейчас как вы её оцениваете?
— Я готов ваши инициативы продвигать, быть вашей Общественной палатой Иркутской области. Ситуация не сильно изменилась, к сожалению. Я никого не хочу здесь винить, не буду предъявлять никаких претензий. Просто уже устал всё это делать…

Могу повторить: на мой взгляд, современный руководитель региона — это тот, кто создает не лояльные, причёсанные институты гражданского общества, а работает с настоящими, реальными, с кипящей актуальной повесткой. Он заинтересован в объективном общественном мнении. Об этом я говорил с первых дней, когда пришел в Общественную палату.

Как попасть в Общественную палату рядовому общественнику?
— В Общественной палате России президентская квота — это 40 человек. Вторая часть — это люди, делегированные региональными общественными палатами из своего состава, 85 человек. У нас уже есть общественные палаты, которые меняются и делегируют по-настоящему активных граждан. Так уже в нынешнем составе от Саратовской области членом ОП РФ стал археолог, организатор фестиваля «Укек» Дмитрий Кубанкин, от Пермского края — сильнейший эксперт по общественному контролю Светлана Денисова. Они были нашими активистами. Третья часть членов Общественной палаты (43 человека) выбирается открытым голосованием первых двух частей.

Александр Бречалов, Максим Соколов. Фото со страницы в Facebook
Александр Бречалов, Максим Соколов. Фото со страницы в Facebook

Наша Общественная палата автономна, со СМИ практически не работает. У нас был неприятный случай, связанный со смертями детей из Черемховского психоневрологического интерната. Общественная палата Иркутской области собрала совещание, на котором вместо обсуждения причин трагедии чиновники устроили пропесочивание СМИ, которые эту тему подняли и обсуждали.
— Надо просто идти в Общественную палату, в Общественные советы и изнутри менять эту ситуацию. Мы, со своей стороны, можем инициировать обсуждение вашей региональной повестки в различных федеральных конструкциях. 1 февраля в палате прошел очередной «Час с министром». Министр транспорта Максим Соколов стал шестым министром, кто пришёл в таком формате ответить на актуальные вопросы граждан на местах. Если вы сформируете перечень наиболее актуальных вопросов, мы их обязательно зададим.

Не надо бояться, надо идти на выборы. Надо мной смеялись — вы что, Николая Будуева ведёте в Бурятии? Но он прошёл в Госдуму!

И насчет Николая Николаева тоже говорили: «Иркутская область — это особый случай, там губернатор-коммунист „прикрутил“ муниципалитеты, там всё по-своему». Дмитрий Сазонов — одномандатный округ, Пермский край, 41 тысячу километров проехал за время предвыборной кампании и тоже победил. Если вы не попробуете, то точно не пройдёте!

Раз уж мы перешли к выборам: ваша оценка роли общественности накануне большого избирательного цикла, и, в первую очередь, речь о выборах президента в 2018 году.
— Как гражданин, я бы хотел, чтобы Владимир Владимирович Путин принял решение и шёл на новый президентский срок. Я лично буду поддерживать и сделаю всё для того, чтобы это произошло. Как политик он находится сейчас на пике формы. Это я могу сказать из личного общения.

Нужно абсолютно точно признать, что ситуация для президентских выборов крайне благоприятна по двум составляющим: первое — у президента абсолютно объективный высочайший рейтинг одобрения со стороны населения. Потому что он, большими буквами, работает. И здесь ни одна партия, ни один политик не могут составить конкуренцию тому Путину, которого мы сейчас видим.

Люди замечают изменения к лучшему, независимо от кризиса. Кризис так Россию не накрыл, как другие страны — Италию, Испанию.

Александр Бречалов и Владимир Путин. Фото Константина Завражина, «Российская газета»
Александр Бречалов и Владимир Путин. Фото Константина Завражина, «Российская газета»

Первая история: сильный президент с объективно очень высоким рейтингом одобрения. Вторая история – это состояние общественно-политической системы. Когда Вячеслав Володин возглавил внутриполитический блок, ему удалось за короткий срок перезагрузить общественно-политическую конструкцию страны. И с тем заделом, который он сделал, мы не только эти выборы пройдём, но и выборы-2021, говорю экспертно.

Я не верил, что в нашей стране могут быть честные выборы: либо чемоданы какие-то там неси, либо договаривайся, как попасть в список бизнес-элит. Я прошёл выборы вживую и убедился, что система действительно изменилась.

Не в смысле, что сам участвовал, а мои коллеги, которых я убеждал, что надо идти на выборы. Кто-то выиграл, кто-то проиграл. В Краснодаре лидер «Опоры» Даниэль Башмаков проиграл, четвертым пришёл, но восемь с половиной тысяч человек за него проголосовали! Сегодня я ответственно заявляю: выборы в стране есть!

Вячеслав Володин передал Сергею Кириенко и новой команде Администрации Президента сбалансированную, конкурентную общественно-политическую конструкцию. Он добился уважения и у либеральной общественности — адекватной её части, дал возможности гражданскому обществу, некоммерческим организациям влиять на принятие решений на всех уровнях власти. Мы много общаемся с некоммерческими организациями, люди приезжают к нам, это вообще новая страница в истории. Поэтому я считаю, что выборы президента пройдут на подъёме. Думаю, явка будет выше, чем в Госдуму.

Беседовала Анна Суркова, ИА «Иркутск онлайн»

  • Denis Tsamakatti 24 мая 2017 в 08:28

    Мой первый комментарий!

    По факту освоено 173 миллиона и создано 30 рабочих мест
    Шта? 173 миллиона и 30 рабочих мест КАРЛ!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля