Навеселе
На сессию депутаты прибыли свежими и бодрыми, а приподнятое настроение в них поддерживала делегация Чунского района во главе с мэром Валерием Тюменцевым. Гости приехали поздравляться по случаю юбилея области. Всю первую половину сессии, ожидая времени поздравления, виновники торжества были и виновниками шума в холле зала заседаний. Впрочем, в это время спорных и резонансных законопроектов не рассматривали, поэтому очагом напряжения до обеда было как раз фойе.
Чунская делегация привезла с собой картины и поделки жителей района. Из этих работ в холле оформили выставку. Одни депутаты разглядывали полотна, другие пытались творить сами — им предложили стать соавторами изображения мыса Бурхан. Эту картину две художницы рисовали тут же. Народные избранники брали кисти и неуверенной рукой, но под наблюдением опытных мастериц, делали штрихи. Уникальная возможность в буквальном смысле оставить след в истории.
Пока депутаты утверждали кандидатуру Светланы Семёновой на должность детского омбудсмена на очередной срок, решали, стоит ли упразднять Катангский и Мамско-Чуйский нотариальные округа, где нотариусов просто нет физически, гости из Чуны весело чаевничали в фойе. Валерий Тюменцев неосторожно пожаловался на издержки безналичной системы расчета и сделал свои личные расходы достоянием общественности. Когда в кармане наличность, рассуждал он, деньги тратятся бережно, а вот с карты уходят стремительно. Было 100 тысяч и вот их уже нет, развёл руками чиновник.
Кстати, чай и кофе в эту сессию лились рекой. В парламентском буфете приступил к работе новый подрядчик. Пластиковые стаканчики ушли в прошлое, как и растворимый кофе. Теперь тут пьют натуральный из приличной посуды.
— Наконец, деньги на депутатов нашли, — ёрничал Николай Труфанов в перерыве, стоя в очереди за перекусом.
После обеда, получив долгожданную порцию официальных поздравлений, делегация из Чуны, шумно выкатилась из зала заседаний. Наконец, закончив фотографирование, обмен подарками и любезностями, ликующая компания удалилась, и всё действо перенеслось в главный зал.
Неуловимый «шеф-повар»
Надегустрировавшись кофе и пирогов, депутаты приступили к основному блюду — проекту стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года, который презентовал министр экономразвития Антон Логашов. Творение министерства сразу пришлось им не по вкусу. Сырая и «начинки» мало, констатировали народные избранники и потребовали «шеф-повара».
— За год мы обсуждаем много важных, серьёзных законов, очень много спорим. Вот пустует кресло, я смотрю… Конечно, не могу сказать, что соскучился, но, знаете, у меня есть вопросы, которые я бы хотел задать губернатору, как высшему должностному лицу, — обратился к коллегам депутат Дмитрий Ершов. — Как сделать так, чтобы все-таки на рассмотрении важных законопроектов –- бюджета, стратегии –-присутствовал губернатор, и мы слышали его позицию? Я не уверен, что ему говорят все то, что мы здесь говорим.
— Давайте коллективно обратимся к нему. Следующая сессия будет связана с внесением изменений в бюджет. Давайте мы попросим губернатора на ней быть, — предложил председатель Заксобрания Сергей Брилка.
Не дотянули до цели
Пока стратегию парламентарии приняли в первом чтении, но потребовали от правительства представить ко второму детальный план мероприятий для достижения поставленных в ней целей. Потому что предложенный вариант стратегии они сочли абстрактным. Да и к целям были претензии.
— А у нас главная цель стратегии какая? — загадочно спросил Сергей Брилка, то ли упустив мысль из доклада Антона Логашова, то ли проверяя докладчика.
— Рост численности населения Иркутской области, — сказал министр.
— У нас есть депутаты, которые изучили стратегии других регионов, — продолжил Сергей Брилка. — Смотрите, что пишут в Татарстане: там ставят целью глобальную конкуренцию, сравнивают потенциал региона с региональными экономиками стран-лидеров, мировыми полюсами роста, например, с экономикой Малайзии — одной из самых быстрорастущих экономик Азии. Республика ставит амбициозные задачи: увеличить к 2030 году валовой региональный продукт с 20,9 тысячи долларов на душу населения до 43 тысяч. Иркутская область ставит цель увеличить ВРП на душу населения с 5,8 тысячи долларов до 10,4 тысячи к 2030 году. Татарстан стремится влиться в глобальную экономику и стать устойчивым, конкурентоспособным регионом, мы — повысить качество жизни населения области. То есть при постановке стратегической цели мы используем проблемный подход — то, что у нас уменьшается население.
Методы, которыми правительство собралось улучшать демографическую ситуацию и жизнь в регионе, депутаты сочли невнятными: сделать жилье, образование, спорт доступнее, а медицинскую помощь — качественнее, обеспечить продовольственную безопасность, развивать культурный и научный потенциал, инфраструктуру, создать условия для нормальной работы малого и среднего бизнеса, повысить эффективность государственного и муниципального управления. Депутаты не поняли, как именно правительство намерено все это делать. Антон Логашов объяснял, что в течение двух месяцев после принятия стратегии подготовят план действий, но парламентарии потребовали сделать его раньше.
— Я убеждён, что в рамках второго чтения мы должны рассмотреть этот план. Сейчас в стратегии просто направления, за которыми ничего непонятно, — высказался Геннадий Истомин.
Депутат Сергей Бренюк захотел увидеть в плане конкретные цифры — квадратные метры, гектары, литры и так далее. И добавил:
— В докладе есть информация о создании десятков тысяч рабочих мест. И всегда звучит слово «ожидается». Я думаю, если мы будем ожидать, ничего не реализуется. Чётко должно быть сказано, на мой взгляд: «будут созданы» вместо «ожидается». Если мы напишем «будет создано» — за это отвечать надо, а если «ожидается» — надо ждать.
— Мы всегда сторонники конкретики. В каких муниципальных образования в первую очередь будут точки роста? Я говорю одно по одному, и сам себе уже объяснил, что надо с этого начинать, — поддержал Владислав Буханов. — То, что стратегию надо принимать, мы согласны, но хочется целевых показателей. Хочется видеть коридоры, по которым мы должны идти от базового стратегического формата к перспективному.
«Я хочу не так»
Судя по проекту стратегии, этими точками роста должны стать все территории региона. Исходя из того, какие отрасли там уже развиваются и какие могут появиться, районы и города объединили в группы — будущие опорные территории: Саяно-Иркутскую, Тулуно-Тайшетскую, Усть-Кутско-Ленскую, Усть-Илимско-Катангскую, Братскую и Бодайбинскую. И тут депутаты нашли повод для критики.
— Меня до глубины души задело наименование группы «Тулуно-Тайшетская». Кто придумал это название? Почему она Тулуно-Тайшетская? Почему не Тулунско? — возмутилась Наталья Дикусарова.
— Можно изменить, внести поправки, и будет она называться, допустим, Тайшето-Тулунской, — растерялся Антон Логашов. — Для этого мы должны изыскать финансовые средства и внести изменения в схему территориального планирования.
— Я здесь не нашла нигде Чунского района. Он в какой группе находится? — не унималась Наталья Игоревна, но этот вопрос остался без внятного ответа.
— У вас такая навязчивая идея — газификация, — подключился Анатолий Дубас. — Зачем она Иркутской области? Переведём на газ, что будут делать угольные разрезы? Мы с Балабановым (депутат Александр Балабанов — прим. ред.) посоветовались и сказали: мы не будем переключаться на газ. И ещё: мы все время принимаем какие-то стратегии, пишем кучу бумаг, проводим кучу совещаний. Я хочу не так. Я хочу, чтобы мы стратегию сегодня приняли, а на завтра у нас появилось столько-то предприятий, на столько-то вырос ВРП и увеличились налоги. И за это кто-то должен отвечать. Я не хочу до 2030 года ждать. До этого времени или шах помрёт, или ишак сдохнет.
Наталья Струглина, ИА «Иркутск онлайн»
По каждому пункту стратегии нужно назначать ответственного, обозначать четкие сроки исполнения тех или иных программ, срок достижения необходимого результата, прописав план реализации каждого пункта по годам, а так же форму наказания в случае неисполнения - вплоть до лишения свободы, если срыв…