Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

«Сейчас вузы выпускают не сотрудников, а высокоэгоистичных существ с непомерными амбициями»

около 10 минут на чтение 74 комментария
Михаил Просекин. Фото — Валерия Алтарёва
Михаил Просекин. Фото — Валерия Алтарёва

Эксперт в области проектного обучения школьников и студентов, один из идеологов создания в России кванториумов (детских технопарков. — Прим. авт.) Михаил Просекин рассуждает о проблемах высшей школы, о том, в каком направлении двигаться Иркутску и почему из нынешних выпускников вузов получаются плохие сотрудники.

О неконкурентном образовании

У нас выросло два, а может быть, уже три поколения, которые во время обучения не слышали слова «конкуренция». Хочешь получить высшее образование — иди и получай. Студент не понимает, что такое конкуренция за стажировку или дипломного руководителя. Мы живём настолько хорошо, что последние 15-20 лет у нас нет внутренней конкуренции за образование. И это катастрофа. Я учился в те времена, когда если не обошёл товарищей по группе, хотя бы на полкорпуса, не можешь выбирать руководителя, у которого будешь писать курсовую или дипломную работу (и я обходил, и меня обходили, это и есть конкуренция, и мы очень дружили все). Качество образования было принципиально другое. Большая часть старшего поколения, люди, которые сейчас работают в науке и образовании, выросли в условиях кооперативной конкуренции.

О тенденциях в образовании и несговорчивом Иркутске

Эпоха дешёвого высшего образования закончилась в мире 5-10 лет назад. 50 лет оно непрерывно дотировалось государством и бизнесом. Все эти годы стояла задача увеличивать количество людей с высшим образованием. Как говорит глава IBM: «90 % наших программистов достаточно среднего образования». Потребность в людях высочайшей квалификации растёт, а в специалистах высокой квалификации — снижается. Мы же пытаемся говорить, что у нас высокая и средняя квалификация — основная ценность.

Это к тому, что мы очень сильно не успели. Мы искренне думали, что будет существовать региональная защищённая экономика. Но как только лично вам станет удобно покупать платья на Aliexpress, Ивановская фабрика перестанет выпускать платья. Просто не будет такой экономики. И все наши меры по борьбе с Почтой России, таможней и всем остальным — судороги.

Догонять уже бесполезно, нужно играть на опережение. Кванториум, кстати, — классическая игра на опережение. Нет пока такого формата в Европе и США. Сейчас их уже 20 открыто, самый западный в Калининграде, самый восточный в Хабаровске, самый южный в Нальчике. Стоимость и требования к качеству образования непрерывно растут. И эту тенденцию можно проследить по действиям Министерства образования РФ. Создание федеральных университетов, национально-исследовательских, опорных — попытка отделить сильных от слабых и финансировать только сильных.

В текущей ситуации мы имеем все шансы прийти к тому, что то, что есть в Иркутске, не будет высшим образованием.

Что такое высшее образование в современном мире? Это то, ради чего технологическая компания, работающая на мировом рынке, создающая технологии, используемые по всему миру, будет переносить своё подразделение разработчиков в шаговую доступность к месту, где дают это образование. Всё остальное — это не высшее образование. У нас есть живой Академгородок, и угробить его означает угробить Иркутск. В Иркутске сильный Институт земной коры, Институт солнечной и земной физики, Лимнологический институт, Институт органической химии имени Фаворского, филиал Института лазерной физики. Наше отделение СО РАН сильное, специализируется по наукам о земле, по радиофизике и биологии Байкала (не только, конечно).

Байкал — не только рекреационный ресурс, но и огромная биологическая лаборатория, где можно проводить большое количество исследований. У нас есть огромные территории, обладающие прекрасным модельным потенциалом для геоинформатики, геологоразведки и систем мониторинга. Мы можем всё это развивать. У нас есть люди, которые хотят этим заниматься.

В чём главная проблема? У Иркутска плохо с умением договариваться (наверное, не у города, а у жителей). Непонятно, с чем это связано. Но многие отмечают, особенно те, кто уезжали, возвращались, низкую кооперативность и договороспособность. Это фундаментальное препятствие для экономики знаний.

Опросите иркутян, которые занимаются бизнесом или наукой на мировом уровне, спросите, сколько они доучивались, сколько у них было международных стажировок до того, как они вышли на этот уровень. И вам сразу всё станет понятно. Это, пожалуй, главный тезис про образование в мире.

Качество образования неизбежно станет основным фактором успешности. У нас заканчивается экономика ренты, её значение падает. Надо работать, надо производить добавочную стоимость, а основная добавочная стоимость в мире сейчас интеллектуальная. Я говорю о науке, биотехе, материаловедении, микроэлектронике, системах управления, интеллектуальных алгоритмах и автоматизированных транспортно-логистических системах. Нужно понять, что мы развиваем в Иркутске, например, геоинформационный сервис и заниматься им. Но надо взять на себя смелость, сделать ставку на это.

Я, житель Иркутска, должен решить, что хочу заниматься этим, и рядом со мной десять человек таких же, мы взаимодействуем, и каждый из нас создаёт рабочие места для пяти сотрудников. Даже для такого миллионника, как Иркутск (если считать с городами Шелехов, Ангарск и Усолье-Сибирское), у нас слишком мало направлений деятельности, которые имеют мировую специализацию. Современный мир не конкурирует зарплатами. За тебя конкурируют интересными задачами, которые ты можешь решать на работе, условиями и экосистемой, включая образование, здравоохранение и природу, перспективами твоих детей. И именно такой программы, живущей в головах людей, которые действуют, такого сообщества и такой среды и не хватает Иркутску.

О создании кванториума в Иркутске

Иркутск, к сожалению, не попал с кванториумом в конкурсную программу 2017 года. С правительством региона сейчас обсудили дорожную карту, которую нужно реализовать в ближайшие два месяца для того, чтобы в 2018 году мы вошли в программу не с нуля.

В течение ближайшего месяца, может быть двух, станет понятно, будет реализована эта дорожная карта или нет и каким именно образом. Мне бы хотелось, чтобы представители региона все-таки внимательно отнеслись к этим вопросам, поняли, что они достаточно нетривиальны. Вообще очень многое лежит в непривычной плоскости, в вопросах о проектном обучении, о его целях, о том, как организован процесс.

С 2010 года мы развивали лабораторию в лицее № 2 г. Иркутска. С 2014 года начал работать отдел в центре дополнительного образования Иркутской области (по проектному обучению школьников). Всё это время у нас была проблема: эта деятельность не укладывается в привычные форматы системы образования области, и мы эту деятельность спонсировали. В этом году этот отдел закрыли. Посмотрим, удастся ли сделать большой проект, несмотря на такую предысторию.

В современном мире два узких ресурса: время и квалифицированные люди. Не попав в конкурсную программу, мы теряем и то, и другое. Год в таком мире — это бесконечно много.

Раньше мир развивался медленнее, чем время жизни человека. Ты рождался, были глиняные бутылки в подвале, ты умирал, они были там же и точно такие же. Культура глиняной посуды не менялась на протяжении веков. Сейчас жизнь за детство успевает поменяться несколько раз. Поступаешь в вуз на одной стадии технической оснащенности, заканчиваешь на другой.

О плохих и хороших будущих сотрудниках

Я был научным сотрудником, занимался грантами, много работал за пределами Иркутской области. В какой-то момент возникло желание для родного региона сделать что-то в сфере образования. Уже тогда стало понятно, что центр тяжести изменений смещается не в высшую школу, а в среднюю — в дополнительное образование.

Сформировалась команда из людей с научным бэкграундом, которые этим увлечены. Это не преподаватели, а ученые, готовые тратить время не только на науку, но и на формирование другой парадигмы обучения. Мы начали экспортировать свою методологию в образовательные технологии, и оказалось, что по стране всё это востребовано. Дети, которых мы обучаем, побеждают на всероссийских конкурсах, олимпиадах, проектных школах, ездят на международные конкурсы проектов, где достойно выступают. Создание кванториумов — большой всероссийский проект. В прошлом году в 17 регионах запустили, в этом году в 17 регионах планируем их открыть. Каждый раз это создание помещений площадью от одной до трех тысяч квадратных метров, которая отдается под детское проектное обучение. Туда завозится оборудование на 100 миллионов рублей. Там работает 30 преподавателей со средней по региону зарплатой с повышающим коэффициентом.

Предприниматели понимают, что им людей неоткуда нанимать. То, что сейчас выходит из вуза, — это не сотрудник, а высокоэгоистичное существо с непомерными амбициями.

Если студент не понимает, что лучшее, что может с ним случиться, — бесплатная стажировка в компании, работающей за пределами регионального рынка, то он плохой будущий сотрудник. Смысла вкладывать в его стажировку нет. Студент, задающий вопрос «Что я буду с этого иметь?», должен в течение трех секунд получать указания на дверь. Если студент, обучающийся в среднем иркутском вузе, этого не понимает, то в городе не будет конкурентной по отношению к миру экономики. Всё просто. Кванториум — важный шаг в изменении системы дополнительного образования, который в том числе меняет требования к высшему образованию.

Человек, поучившийся у нас в лаборатории, в лицее, поступая в вуз, на первом курсе спрашивает: «Где работа? Не делая ничего, кроме посещения лекций и семинаров, я начинаю проигрывать». Он приходит в лабораторию и, когда узнают о его знаниях, навыках, ему говорят: «Ладно, будешь работать под этой учеткой, потому что у нас до второго курса студенту учетку нельзя в лаборатории заводить». И это реальная история. Если вы начинаете делать кванториумы, то тут же должны начинать что-то делать с вузами. Оно обязано одно за другое цепляться. Иначе зачем огород городить?

Я надеюсь, что курс, который сейчас взят, получится, это станет одной из точек роста. Нельзя от такого отказываться. Если вы отказываетесь от того, что требует только конструктивных решений, но дает очевидный профит, там, где надо будет преодолеть препятствие, вы точно не справитесь.

Автор фото — Валерия Алтарёва

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20170313/prosekin/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Оставить свой отзыв

Отзывы

  • За Вас
    За Вас 13 марта 2017 в 16:35

    Всё правильно сказал.
    Всем им давай сто тыщ зарплаты и офисный стул с подогревом для кофе.
    А заводы стоят.

    ответить посмотреть ответы (4)
    Плохой комментарий +46 Хороший комментарий
  • John Cleaver
    John Cleaver 13 марта 2017 в 16:45

    Не доверяю людям, которые мыслят такими обобщениями
    По-моему, это признак пустобреха

    ответить
    Плохой комментарий +30 Хороший комментарий
  • Андрей Беляев(bela)
    Андрей Беляев(bela) 13 марта 2017 в 16:47

    так какая система образования -такие и выпускники..ничего нового не сказал

    ответить
    Плохой комментарий +14 Хороший комментарий
  • Николай Семенюк
    Николай Семенюк 13 марта 2017 в 16:51

    слишком много говорит ….

    ответить
    Плохой комментарий +22 Хороший комментарий
  • Иван Андреевич
    Иван Андреевич 13 марта 2017 в 16:52

    «Это то, ради чего технологическая компания, работающая на мировом рынке, создающая технологии, используемые по всему миру, будет переносить своё подразделение разработчиков в шаговую доступность к месту, где дают это образование.»

    Не будет она переносить свое подразделение разработчиков. Она тупо выкачает мозги из «места, где дают это образование» поближе к своим производственным мощностям.

    «Если студент не понимает, что лучшее, что может с ним случиться, — бесплатная стажировка в компании, работающей за пределами регионального рынка, то он плохой будущий сотрудник.»

    Если студент должен «понимать», что работать бесплатно - лучшее, что с ним может случиться, то писавшего эту чушь следует проверить на психическое благополучие. Питаться во время этой работы, студент видимо должен, драя по ночам бигмаки. Или на панели подрабатывать, уж не знаю.

    «Предприниматели понимают, что им людей неоткуда нанимать.»

    Высокоэгоистичное существо с непомерными амбициями - это как-раз такой предприниматель, который воображает, что ему кто-то должен с неба насыпать опытных специалистов. Нужны кадры? Выращивай сам. ВУЗ в принципе лично под твою контору заточить спеца не может и не должен, он должен дать общее образование, которое позволит выпускнику быстро адаптироваться и освоиться в пределах профессиональной среды уже на конкретном рабочем месте.

    «Современный мир не конкурирует зарплатами. За тебя конкурируют интересными задачами, которые ты можешь решать на работе»

    Нам хлеба не надо, работу давай! Ага. Было уже. Опять на это днище? Спасибо, нет. Современный мир конкурирует за квалифицированных специалистов именно зарплатами. Западные страны вытягивают к себе мозги именно потому, что ученые там получают существенно больше по сравнению со странами 2-3 мира. Уберите зарплаты, предложите им вкалывать за гроши - никто туда не поедет, даже если инструментальную базу оставить как есть. Но ведь и так понятно, что и высокая оплата квалифицированного труда, и исследовательские мощности - это все вопрос ДЕНЕГ.

    ответить посмотреть ответы (8)
    Плохой комментарий +18 Хороший комментарий
  • John Cleaver
    John Cleaver 13 марта 2017 в 16:55

    > Создание федеральных университетов, национально-исследовательских, опорных — попытка отделить сильных от слабых и финансировать только сильных.

    Да, да, да. Образование - штука затратная. Зачем тратиться на то, чтобы улучшать что есть, когда можно позакрывать половину, а то и две трети вузов и тратиться сильно меньше? И всё это под разговоры про игру на опережение -в области образования в том числе.

    ответить
    Плохой комментарий +10 Хороший комментарий
  • Ева Кришталь
    Ева Кришталь 13 марта 2017 в 16:57

    Да нет никакой проблемы, как только вуз заканчивается «глупые» тут же попадают в реальный мир, где никто им не собирается давать 100 тысяч ЗП. Побочный эффект от этого тоже есть, мы получаем целое поколение стонущих людей, что нет работы, низкие зарплаты, а на самом деле, проблема исключительно в их завышенных ожиданиях и низкой квалификации.

    ответить посмотреть ответы (12)
    Плохой комментарий +11 Хороший комментарий
  • bert
    bert 13 марта 2017 в 17:04

    То, что образование утеряно он сказал правду, все остальное вода. Заводы давно переделаны под бутики, и контингент соответствующий подбирается

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +26 Хороший комментарий
  • zk
    zk 13 марта 2017 в 17:08

    «То, что сейчас выходит из вуза, — это не сотрудник, а высокоэгоистичное существо с непомерными амбициями.»

    достаточно глянуть в зомбоящик и становится понятно, кем хотят стать выпускники
    раньше героями были люди труда, сейчас успешный человек - это и есть то самое «высокоэгоистичное существо с непомерными амбициями»

    ответить
    Плохой комментарий +29 Хороший комментарий
  • Александра Богданова
    Александра Богданова 13 марта 2017 в 17:27

    Мне вот просто интересно, откуда столько экспертов развелось??? Фамилия малоизвестная, но статус - эксперт? А научно-обоснованные труды данного товарища кто-нибудь видел, его бесплатные стажировки? Почему, если есть такие сердобольные граждане, не создали на общественных началах кванториум в Иркутске, а ждут финансирования государства или спонсорской помощи? Поработали бы на благо, зарекомендовали себя, а потом уже бы и деньги просили. А то грязь вылить на три поколения вышедших на работу бывших студентов все горазды, ну а где ваши экспериментальные труды??? Очередное бла бла..

    ответить посмотреть ответы (4)
    Плохой комментарий +16 Хороший комментарий
  • Tanika1988
    Tanika1988 13 марта 2017 в 17:27

    Вроде бы правильно рассуждает. Но, немного поразмыслив, хочется возразить по многим пунктам.
    Во-первых, что такое кванториум и какова его цель? Что там делают школьники, научную работу? Или просто как дополнительное развитие? Если в старших классах заниматься наукой, то существует давно отработанная, например, в Новосибирске, модель взаимодействия школы и ВУЗов.
    Во-вторых, рассуждения о конкурентности и стремлении в крупную компанию прекрасны. Но, с чего он взял, что 10-15 лет назад ее не было? За стажировки тоже боролись. Связи и блат - это уже другое дело. И потом, кушать всем хочется. И чем «круче» ВУЗ, тем выше амбиции. И всегда было так, что вчерашний студент, приходя на серьезную работу, учится почти с нуля. И всем понятно, что чем раньше ты начнешь работать, тем больше будет преимущество. Тут товарищ Просекин Америку не открыл. Сам-то он, кстати, чем принципиально полезным для общества занимается?

    ответить
    Плохой комментарий +14 Хороший комментарий
  • citizen38
    citizen38 13 марта 2017 в 17:28

    Система образования не есть самоцель. Рынок труда формирует запрос на специалистов, а не система образования формирует рынок труда. Если у нас на рынке труда требуются клерки-перекладыватели бумажек, мерчендайзеры-раскладыватели бутылочек, охранники-сторожа шоколадок и продавцы-балаболы - т.е. люди, чей труд может выполнять дрессированная обезьяна, то какое образование получили кандидаты на вакансии не важно.
    Зачем вкладывать усилия в подготовку квалифицированного и всесторонне развитого индивида, если рынок труда заставит его работать раскладывателем баночек с газировкой в на полочке в нужном порядке?

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +14 Хороший комментарий
  • lynel
    lynel 13 марта 2017 в 18:01

    На правах рекламы кванториума?

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +8 Хороший комментарий
  • Em Rig
    Em Rig 13 марта 2017 в 20:30

    Блаблаблаблабла… Ну высказался широкоизвестный в узких кругах эксперт - ничего нового не сказал, покритиковал и не предложил ничего стоящего. Что сам он может сделать, чтобы решить проблему, о которой он рассуждает?

    Его пост абсолютно неинформативен; это больше похоже на статью из рубрики «на правах пиара отдельно взчтого дяденьки»

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +8 Хороший комментарий
  • Валерий Крашенинников
    Валерий Крашенинников 13 марта 2017 в 21:02

    обувному магазину требуется специалист с высшим лингвистическим образованием со знанием иностранного языка злюсь

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Игорь Азаров
    Игорь Азаров 13 марта 2017 в 21:08

    «Современный мир не конкурирует зарплатами.» Вот главная цель кванториума. Подготовить и зомбировать рабов. Вы это в США предложите. Сразу одни индейцы останутся. Теперь о качестве образования. Каким это образом кванториум его повысит например в Иркутске? То что лбами столкнут студентов за то же качество образования - это точно. Но качество образования не повысится. Про Лицей№2. Да, там дают хорошее доп. образование для школьников, например по математике. Но учиться после такой подготовки в Иркутске - негде. Вот и едут все нормальные в НГУ или в Москву. Кадры утекают из Иркутска. И теперь про результат кванториума. А где работать после доже пусть идеального по вашим словам образовании? Где в Иркустке работать? Авиазавод - только с авиационным образованием. ВСЖД - с железкой. Иркусткэнерго - политех. И все((( Нет работы - люди уезжают за образованием туда, где она есть Если вы предлагаете придумывать работу самому, то лучше получить образование в том же НГУ, без вашей нервотрепки, а нормально в сосновом лесу с белками в спокойной обстановке и придумывать что-то именно там, где кстати и легче реализовать (Технопарк там есть). А в Иркутске что? В статье ничего не сказано о цели кванториума, о методах достижения этой цели, об ожидаемых результатах и о реализации. Одна пустая болтовня, как по заказу нерадивых работодателей, не знающих таблицу умножения, а принимающих на работу спецов высоких технологий за копейки.

    ответить
    Плохой комментарий +12 Хороший комментарий
  • Em Rig
    Em Rig 13 марта 2017 в 22:11

    Уважаемый Михаил Просекин! А скажите, пожалуйтса, куда в Иркутске устроиться по специальности после физфака ИГУ (интернет говорит, вы его заканчивали)?
    Там не дают иллюзий о светлом будущем, там вроде неплохое качество образования - а мест бюджетных в магистратуре нет, работу студенты искали в нии и на кафедрах, и ее тоже нет - так куда идти, чтобы заниматься наукой? Не то что бы за 100килорублей - просто работу найти с таким дипломом затруднительно…

    ответить посмотреть ответы (4)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • рикки спэниш
    рикки спэниш 13 марта 2017 в 23:12

    «Сейчас вузы выпускают не сотрудников, а высокоэгоистичных существ с непомерными амбициями» - набежали эти существа навели конструктивную критику, все так и есть )

    ответить
    Плохой комментарий +7 Хороший комментарий
  • Граждан Оборон
    Граждан Оборон 14 марта 2017 в 01:32

    Боже, какой бред. Человек с образованием похоже знаком только по статьям в инете.

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • proteus
    proteus 14 марта 2017 в 10:29

    Бла..бла…бла…
    а тем временем создаются куча бакалвриатов по ТЕХНИЧЕСКИМ специальностям (например работки автосервиса или аэропорта это не инженер, а бакалавр улыбаюсь эта ситуация не устраивает никого (ВУЗ не может впихнуть инженерную программу обучения в рамки бакалавриата, а работодателям не нужен технический специалист - бакалавр) … но поделать тут Иркутск (Политех) ничего не может, т.к. это все директивы москвы.

    На данный момент во всем политехе осталось только 8 специалитетов…при этом стоимость обучения на них доходит до 80…140т.руб в год (хотя бакалавриат по тех. специальностям не сильно отстает по стоимости обучения)

    И еще раз напомню о планах правительства сократить до 50% гос.ВУЗов…собственно эта программа успешно выполняется … даже на примере Иркутска это все очень хорошо заметно.

    Складывается ощущение что вся реформа высшего образования в РФ это попытка уничтожить все ВУЗы России, и сохранить их только в столицах и по одному в регионе

    PS в политехе, несмотря на «демографическую яму» последние несколько лет растет конкурс на специальности уже сложно найти специальность на которой менее 2…3 чел. на бюджетное место (правда тут еще один фактор…москва каждый год урезает количество бюджетных мест )

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +7 Хороший комментарий
Страницы
следующая →

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход