Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Отрыв «Ракеты» от земли: что грозит главной пристани Иркутска

В преддверии туристического сезона Восточно-сибирское речное пароходство (ВСРП) сообщило о возможной приостановке работы пристани «Ракета», откуда отходят теплоходы на Байкал и в отдаленные населенные пункты. Причина — министерство имущественных отношений Иркутской области в одностороннем порядке расторгло договор аренды земли. Что стало поводом для разногласий между компанией и ведомством и какие у этого могут быть последствия — в материале ИА «Иркутск онлайн».

ВСРП vs. минимущества

Как сообщают представители пароходства, договор расторгли еще в мае 2016 года, но в компании до последнего надеялись, что стороны сумеют договориться. Этого так и не произошло: ВСРП заявили о «подчеркнутом игнорировании» их предложений по урегулированию ситуации в адрес министерства и председателя правительства Иркутской области.

В начале апреля министр имущественных отношений региона Владислав Сухорученко всё-таки рассказал о причинах расторжения договора. О пристани «Ракета» речи не идет: она находится в аренде у пароходства на 49 лет. Спорными оказались соседние участки, которые, по правилам землепользования, предназначены для благоустройства и создания зоны отдыха.

По сведениям министерства, договор аренды был заключен в 2011 году, а в 2013 году на одном из участков было зарегистрировано право собственности на причал «Московский» и возведено некое строение, «обладающее признаками капитального объекта». На другом обустроен РОП (ремонтно-отстойный пункт. — Прим. ред.) и производственная база, что тоже не соответствует целевому назначению земли.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

— Учитывая допущенные со стороны ВСРП нарушения условий договоров аренды, а также градостроительных регламентов, определяющих виды разрешенного использования земельных участков, министерством было принято решение о расторжении указанных договоров, о чем 6 мая 2016 года направлены соответствующие уведомления, — заявил министр.

ВСРП парируют: во-первых, размещение причалов на спорной земле у пристани «Ракета» не противоречит генплану города.

Во-вторых, все постройки возникли как вспомогательные к основному причалу «Ракета» еще в 1975 и 1979 годах и всегда использовались пароходством, и вплоть до 2016 года никаких претензий по этому поводу к пароходству не предъявлялось.

Потеря же участков напрямую повлияет на работу причала «Ракета». Он, по словам генерального директора группы компаний «Истлэнд» Елены Летуновой, просто не сможет функционировать без подъездных путей по спорной земле.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

— Пристань «Ракета», здание речного порта, РОП «Чертугеевский» с причалом, а также причал «Московский» представляют собой единый комплекс зданий и сооружений, обеспечивающих возможность оперативного межрейсового технического обслуживания пассажирских судов, что невозможно без развитой окружающей инфраструктуры. Без должного технического обслуживания судов ПАО «ВСРП» как перевозчик не имеет права выходить на маршрут. Это прямое нарушение норм транспортной безопасности, — рассказала Елена Летунова.

В компании добавляют, что, несмотря на утверждения министерства, пристань «Ракета» и близлежащая акватория не приспособлены для судоремонта, обслуживания и отстоя судов. Это, в свою очередь, «ставит крест на возможности организации пассажирских перевозок с пристани „Ракета“». Более того, в ВСРП заявили, что действия министерства имущественных отношений нанесут ущерб развитию водного транспорта и туризма на Байкале, также пострадают жители отдаленных населенных пунктов.

Тем не менее в 2017 году ведомство обратилось в Арбитражный суд региона, требуя от пароходства освободить два участка и снести «самовольные постройки» — сооружения причалов «Московский» и РОП «Чертугеевский». Разбирательства продолжаются.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

«Ни к чему хорошему это не приведет»

Обеспокоенность по поводу происходящего уже выразили представители туристической сферы. По их мнению, разрыв договора грозит срывом планов по увеличению туристического потока и убытками для турфирм, поскольку предзаказы на новый сезон к ним уже поступают.

Вадим Копылов, директор туристической компании «Гринэкспресс»:
— ВСРП уже опубликовало график летней пассажирской навигации. Что туроператоры, что туристы уже, основываясь на этом графике, прикидывают свои поездки, маршруты и строят планы. Понятно, что если ВСРП отрежут от причала, то альтернатив очень мало — строить свой, делать что-то временное. Ни к чему хорошему в предстоящем турсезоне это не приведет.

Предзаказы уже есть. Выстраиваются графики по загрузке, то есть как сейчас откроется предварительная продажа билетов, уже, по крайней мере, могу сказать за свою компанию, мы будем покупать билеты под летние туры исходя из того расписания. Мало того, что раньше отменили утренний рейс до Больших Котов, его нет в графике, это уже вызывает сбои. Он был всегда, а теперь появилась социальная проблема.

Полагаю, будут и другие изменения в расписании. ВСРП — монополист, поэтому альтернатив в качестве крупного пассажирского перевозчика ему нет. Понятно, что можно нанимать суда, но это не всегда и не всем подходит, ведь одно дело — когда группы большие, а другое — когда два-три человека. В любом случае, это печально и не приведет ни к чему хорошему ни для туристов, ни для жителей области.

Туристы на теплоходе «Баргузин». Автор фото — Илья Татарников
Туристы на теплоходе «Баргузин». Автор фото — Илья Татарников

Владимир Тихонов, директор музея «Тальцы»:
— Понятно, что пристань «Ракета» всё равно будет работать. Только кто его будет обслуживать — это, скорее всего, понятно будет по конкурсу. Да, музей «Тальцы» принимает суда «Восточно-сибирского речного пароходства», и это обеспечивает хотя и небольшой поток — из 200 тысяч посетителей за прошлый летний сезон 4000 посетителей привезли на речном транспорте, но это только начало.

Планы мы строим, есть и по увеличению турпотока. Получается так: в первый сезон три года назад у нас пришли 1200 человек речным маршрутом, а теперь 4000 за прошлый год. Вот и смотрите, какие дальше перспективы рисовались.

Маршрут очень нужен, потому что если мы вообще хотим развивать туристический бизнес, то должны развивать все виды транспорта и доступность музея должна расти не только от наземного и водного, но и воздушного в том числе.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Игорь Коваленко, председатель правления «Сибирской байкальской ассоциации туризма»:
— Если договор расторгнут, есть ли на это серьезные причины? Кто потом будет осуществлять безопасную посадку пассажиров? Планирование туристических поездок, бронирование и выкуп билетов идет заранее. Поэтому регулярность выполнения рейсов «Ракеты» по Байкалу очень важна. Если будут срывы расписаний, это негативно повлияет на предоставление туристических услуг в регионе.

Конечно, в этом ничего хорошего нет. Возникают опасения по поводу перспективы отмены выполнения рейсов или изменения расписания. Возможно, есть альтернатива, например временный причал. Но это техническое решение, которое еще требуется найти и воплотить.

Задача правительства Иркутской области — предоставлять условия для нормальной работы населения. Прежде всего надо думать о людях. Нужно дать понять, возможно ли восстановление договорных отношений. Туристический бизнес заинтересован, чтобы было всё стабильно, чтобы стороны договорились.

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

  • Irkut12 10 апреля 2017 в 14:31

    Лиж бы Ерощенко насолить, что за люди

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля