Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Московский вояж губернатора: удочка в президентскую гонку

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 25 апреля провел в Москве пресс-конференцию по теме «Загрузка новой экономической и политической модели: апробация в регионе, масштабирование на страну» и выступил на телеканале ОТР. Редакция ИА «Иркутск онлайн» узнала, как на ряд заявлений губернатора отреагировали в родных пенатах и чем можно объяснить нетрадиционную для регионального политика федеральную повестку.

Тест на идееспособность

Пресс-конференции глав субъектов в столице — явление нечастое. Однако на фоне слухов о возможном выдвижении Сергея Левченко в качестве кандидата от КПРФ на выборах президента России в 2018 году московское выступление губернатора Иркутской области приобретает особый смысл. Вероятность такого развития событий прокомментировали федеральные и местные эксперты.

Евгений Минченко. Фото со страницы в Facebook
Евгений Минченко. Фото со страницы в Facebook

Евгений Минченко, политолог:
— Я считаю, что эта версия имеет право на существование. Рассматривал бы это не как решенный вопрос, а как попытку тестирования: как будет реагировать экспертное сообщество, какие у этого социологические последствия. Вряд ли опросы отразят, но это можно тестировать на фокус-группах. Посмотреть, как воспринимается Левченко в качестве человека, претендующего на роль федерального политика.

У него, как минимум, есть миф борца-победителя. Для Иркутской области, может быть, несколько поблекший, но для федерального уровня вполне воспроизводимый. У истории победы Сергея Левченко над соперником, административным ресурсом, может быть интересное продолжение. Причем надо заметить, что вокруг него на выборах губернатора объединились отнюдь не только левые. За него голосовала значительная часть либеральной протестной общественности.

Мы видим, что у Левченко при определенных условиях есть потенциал объединения вокруг себя достаточно разных политических сил. Плюс у него могла бы быть коалиционная стратегия, включающая разнообразных элитных игроков. Так что навскидку это выглядит очень интересно.

Константин Калачев. Фото со страницы в Facebook
Константин Калачев. Фото со страницы в Facebook

Константин Калачев, политолог:
— У меня вызывало сомнение участие Сергея Левченко в президентских выборах, но последняя пресс-конференция наводит на мысль, что это все-таки возможно. Выступление губернатора Иркутской области на всю страну — это заявка.

Это не просто желание увеличить политическую выживаемость через повышение узнаваемости. Ее он начал зарабатывать не вчера, не позавчера, а еще предложениями о возвращении выборов муниципальных глав, потом местом в кремлевском рейтинге, теперь пресс-конференция в Москве. Я вижу это звеньями одной цепи и не исключаю, что если в КПРФ проводили консультации по поиску претендентов на выборы, то фамилия Левченко определенно могла вызвать интерес.

Сергей Левченко предлагает соединить успехи советского времени с достижениями современной эпохи, формирует образ человека, у которого есть план для Иркутской области, и он может быть интересен всей стране. Действует ли этот план на практике или нет — это вопрос к иркутянам, но что касается всей страны — понятно, что опыт регионального развития может быть интересен стране, даже если этот опыт виртуальный. Участие одного из губернаторов в президентских выборах могло бы эти выборы оживить.

Будет он участвовать или нет, это претензия на статус политика федерального уровня. Может, он считает, что лучшая оборона — наступление. Понятно, что у него есть проблемы с «Единой Россией» в Иркутской области, проблемы с мэрами. Может, Левченко просто поднимает ставки, но не похоже, что он делает это сам. Я думаю, что советники ведут его этим путем, и предполагаю, что таким образом его политическая выживаемость повышается.

Считаю, что гипотетически его участие в президентской кампании — это гарантия того, что он досидит до конца срока своих полномочий губернатора. Скорее всего, это тема была согласована. Под этой гарантией, мне кажется, он мог бы и поучаствовать в выборах президента.

Галина Солонина. Фото со страницы в Facebook
Галина Солонина. Фото со страницы в Facebook

Галина Солонина, политический обозреватель:
— Активность Сергея Левченко в федеральных СМИ напоминает классическую трехволновую предвыборную кампанию. На наших глазах прошли две волны. Первая — повышение узнаваемости: это сюжет про «смерть губернатора». Даже школьникам очевидно, зачем это было сделано. Сначала на каком-то заштатном ресурсе в марте появилась информация о том, что «Сергей Левченко скончался в одной из московских больниц», затем на федеральных ресурсах пошла ретрансляция этого фейка, и тут же — ее более широкое опровержение, также на федеральных ресурсах, но уже с указанием, что это «происки врагов».

Докопаться до истины, «кто заказал губернатора», было бы совсем несложно, но, видимо, в медиаплане этого не было. Заодно с сюжетом про «смерть», через запятую, пустили невыигрышные для губернатора темы — про червивые конфеты, продажу аэропорта и так далее, которые также пометили, как «борьбу против губернатора». Таким образом достигли двух целей: повысили узнаваемость Сергея Левченко и дезавуировали недостатки в его работе.

И ровно через месяц, чуть ли не день в день, начинается вторая волна: Сергей Левченко на пресс-конференции в Москве рассказывает, как развивать страну, основываясь на своем «позитивном примере». Нет сомнений, что сейчас его программное выступление, подкрепленное хвалебными отзывами столичных экспертов, разойдется по федеральным СМИ.

Третья волна случится в мае, когда КПРФ на съезде проголосует за выдвижение Сергея Левченко кандидатом в президенты.

По всей видимости, решение о выдвижении его кандидатуры обсуждается на полном серьезе, хотя и с возражениями. Есть еще Рашкин, Локоть и другие, кто вполне органично смотрелся бы в бюллетене для голосования на выборах президента в 2018 году. Но у Левченко перед ними есть существенное преимущество: его кандидатура устраивает не только коммунистическую, но и либеральную общественность, которая закрывает глаза на весь псевдосталинизм и псевдокоммунизм Левченко.

Как показывает опыт Иркутской области, никакого движения к коммунизму или даже «реставрации социализма» при Левченко не будет. Напротив, его правление напоминает либеральные 90-е годы: это и накал политических страстей, когда губернатор сам выступает движущей силой борьбы (его яркие заявления против ЕР, Законодательного собрания, мэров), и элементы рейдерства в действиях органов власти (борьба с авиакомпаниями «ПАНХ», «Ангара», с Восточно-Сибирским речным пароходством, с ООО «ЗБСМ МК-162» и другими), и чехарда с громкими, скандальными увольнениями (министр культуры увольняет неугодных со скандалами, министр здравоохранения уволил более 30 главврачей, несмотря на протесты медицинского сообщества), и повышение общих протестных настроений в регионе.

Не исключаю, что другие однопартийцы Левченко, претендующие на выдвижение от партии, попытаются запустить кампанию по его дискредитации. Но не думаю, что у них это получится: у Левченко огромные финансовые и организационные ресурсы, всё же он — губернатор большого перспективного региона. И сейчас он пользуется поддержкой ряда финансово-промышленных групп, которым пообещал определенные преференции в их бизнесе на территории Иркутской области.

Речь идет о лесных ресурсах, которые он передает под контроль «Русской лесной группы» и ряда китайских компаний, об ОАО «Международный аэропорт Иркутск» — проекте с «Новапортом» Романа Троценко, о разработке месторождения «Сухой Лог» (дороги, энергоснабжение могут быть обеспечены как за счет средств самих инвесторов, так и за счет бюджета Иркутской области — это зависит от воли губернатора и его умения продавливать эту волю) и другом.

Так что Левченко сможет легко отбиться от критики однопартийцев и стать более перспективным кандидатом, чем прочие коммунисты. Более того, он сможет вторично использовать месседж, запущенный на выборах в Иркутской области: кандидат, который консолидирует системную и внесистемную оппозицию и предлагает формировать «коалиционное правительство».

Странные заявления

Некоторые заявления главы региона в Иркутской области восприняли неоднозначно. Самым резонансным из них оказались слова о законодательной инициативе депутатов Заксобрания Иркутской области, которые предложили законодательно урегулировать часть мер социальной поддержки населения, отобрав часть полномочий у регионального правительства.

«Законодательное собрание за последний год-полтора увидело, что появилось достаточно большое количество финансовых ресурсов. Например, в прошлом году мы установили рекорд по сбору налогов — более 131 миллиарда. Естественно, что депутаты захотели сами поучаствовать в распределении этих средств. Всем же хочется покомандовать, главное, чтобы несли ответственность за свои решения», — заявил губернатор. Эти слова не остались без внимания областного парламента.

Наталья Дикусарова. Фото со страницы в Facebook
Наталья Дикусарова. Фото со страницы в Facebook

Наталья Дикусарова, вице-спикер Законодательного собрания, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству:
— Во-первых, хочу напомнить законодательство Российской Федерации, какой все-таки орган утверждает бюджет и принимает его и кто распоряжается денежными средствами: бюджет региона утверждает Заксобрание. Правительство же исполняет бюджет. Это важно понимать, ведь депутаты вместе с правительством ответственны как за содержание, так и за исполнение бюджета. Это вещи, которые надо знать, чтобы не вводить людей в заблуждение.

Что касается законодательной инициативы, о которой говорил губернатор. Она направлена на то, чтобы все меры социальной поддержки устанавливал областной закон, поскольку это обеспечивает широкое публичное обсуждение его содержания. В нем участвует ассоциация муниципальных образований, мэры, думы муниципальных образований, общественные организации.

Сейчас в Иркутской области меры социальной поддержки частично устанавливаются подзаконными актами правительства, отдельных министерств. Их можно сегодня принять, а завтра, например, отменить. Закон Иркутской области отменить или изменить можно лишь, опять же, через широкое публичное обсуждение. Поэтому мы считаем, что их нужно устанавливать законом.

Сергей Левченко на пресс-конференции. Фото со страницы губернатора в Facebook
Сергей Левченко на пресс-конференции. Фото со страницы губернатора в Facebook

Рассмотрим конкретный пример с питанием для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Размер денежных средств, предусмотренных на одного ребенка, установлен постановлением правительства Иркутской области и очень много лет держится на отметке в 15 рублей.

Сейчас удалось настоять на том, чтобы правительство Иркутской области увеличило эту сумму на 15 рублей. Однако у нас возникает вопрос: как формировать эту цифру? Закон мог бы рассчитывать: сколько дети должны получать калорий, какие порции. Если нужно больше 40 рублей, значит, нужно установить эту сумму. Нельзя работать по остаточному принципу — сколько есть денег, столько мы и вложим. Это неправильно, мы же о детях говорим.

Депутаты и правительство, обсуждая бюджет в прошлом и в этом году, очень много говорили о систематизации мер социальной поддержки. Нужно посмотреть, систематизировать, сделать их достаточными. Потому что меры социальной поддержки разные, например 200 рублей, хотя мы прекрасно понимаем, что эта сумма как мера соцподдержки — недостаточная.

Теперь меры соцподдержки будут устанавливать законодательно. Мы будем систематизировать это с правительством. Обращаю внимание, что при обсуждении концепции закона практически никто не был против. Говорили о юридических составляющих, о том, что надо работать во втором чтении. Но большинство экспертов концепцию поддержали.

Евгений Семенов. Фото со страницы в Facebook
Евгений Семенов. Фото со страницы в Facebook

Другие заявления вызвали вопросы у опытных политиков. Заместитель руководителя комитета экономики администрации Иркутска Евгений Семенов, в прошлом замминистра экономического развития региона, прокомментировал заявления главы региона об успехах в экономике, которые возникли, по его словам, благодаря работе нынешнего областного правительства.

Евгений Семенов:
— Эффекты, которая Иркутская область сейчас получает, безусловно, есть, но это результаты работы, сделанной в предыдущие годы, еще до избрания губернатора. Всё в совокупности, в том числе макроэкономическая ситуация — ослабление курса рубля, и привело к увеличению валютной выручки.

Рост выручки от налогов есть на самом деле, но это никак не связано с действиями региональной власти. Почти весь крупный бизнес на территории Иркутской области — вертикально интегрированный. Рычаги воздействия у региональной власти в отношении них отсутствуют.

Можно было бы говорить о каких-то результатах конкретно этого правительства, если бы мы знали о существенных инициативах кабинета министров и губернатора. Если бы это касалось роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, создания инфраструктурных возможностей для высокотехнологичных компаний, но ничего их этого сейчас не делается.

Наоборот, я фиксирую обратную ситуацию — нежелание создавать нужные условия. Можно работать с крупным бизнесом, чтобы некоторые компании большую часть налогов платили в Иркутской области. Но мы слышим только про соглашения о социально-экономическом партнерстве. То есть компании только фиксируют те налоги, которые они собираются платить на территории области, по большей же части такие соглашения касаются социальных обязательств — дополнительные средства на «социалку», благоустройство территории, помощь учреждениям. Это не причина тех экономических последствий, о которых говорит губернатор.

Сергей Левченко на пресс-конференции. Фото со страницы губернатора в Facebook
Сергей Левченко на пресс-конференции. Фото со страницы губернатора в Facebook

Не меньше вопросов Евгения Семенова вызвали слова губернатора о Корпорации развития Иркутской области, которая «была создана свыше трех лет назад, но сегодня начинает работать».

— Появились все те структурные подразделения, фонды, агентства многочисленные. Их создание и финансирование из средств корпорации развития Иркутской области еще не говорит о том, что эта корпорация начала работать. Надо чтобы был эффект от фонда развития промышленности — он должен выдавать кредиты по льготной ставке. Предприятия должны пускать их в дело, соответственно, создавать и диверсифицировать производства. Ничего подобного пока нет.

Сейчас мы видим только распыление средств корпорации развития по всем этим созданным структурам. Реально они работать не начали. Я знаю о бюджетах, которые направляют на командировки, представительские расходы, выезды за рубеж. Суммы значительные. Поэтому я не могу сказать, что заработало и где это стало работать. У меня больше вопросов, чем ответов.

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Алексей Белов 2 мая 2017 в 13:59

    На президента не потянет. Надо председателем Правительства!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля