Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Бубновка — пепелище судьбы

В поселке Бубновка 28 апреля запросто можно было снимать фильм-катастрофу без лишних декораций и спецэффектов. Беснующееся пламя, со страшной силой разгоняемое штормовым ветром, в два счета уничтожило почти всё, что здесь создавалось десятилетиями.

Аудиоверсия материала

Строили годами, сгорело — враз

В Бубновке стояло 88 домиков, жили 433 человека, в том числе 191 пенсионер и 60 детей. Стихия превратила в пепел 59 домов и почти все объекты соцкультбыта. 322 сельчанина потеряли всё нажитое.

Поселок выглядит как после бомбежки. От белокаменного здания местной школы остались только стены, которые покрыты слоем сажи и зияют оконными проемами. Непостижимым образом на территории учебного заведения уцелел зеленый деревянный забор и теперь диссонирует с выгоревшим зданием.

По поселку разбросаны обугленные корпусы автомобилей, лодок, бытовая техника. Местами над кучами головешек возвышаются остатки печных труб. Ей-богу, смотреть на груду этих обугленных останков человеческого быта немногим легче лишь от понимания того, что здесь не было погибших. Все жители Бубновки уцелели. Но в больницу несколько человек попали: одна женщина с ожогами легкой степени, было два гипертонических криза, у одного жителя — предынсультное состояние.

Язык не поворачивается произносить слово «повезло», но местному населению, наверное, и впрямь подфартило, что пожар случился днем. Потому и спаслись. Кто-то даже успел схватить документы. На остальное времени не было.

— Ничего даже не спасали. Если бы мы начали что-то спасать, мебель там, сгорели бы сами, — вспоминает погорелец Олег Макеев. — Только мебель хорошую в дом приобрели, пожили четыре месяца и всего лишились в одночасье. Это стихийное бедствие не описать словами, надо видеть и пережить. Ветрина страшный был. Я от сестры прибежал к себе домой, жену разбудил — она как раз прилегла, только она оделась, я говорю — всё. Успел взять курточку, и выбежали. И быстрей к речке, потому уже всё начало кругом полыхать.

Олег Макеев
Олег Макеев

Олег Макеев и его супруга сейчас живут у родственников в Бубновке, дом которых уцелел. Думают, что делать дальше, ведь стихия оставила их не только без жилья, но и без работы. Мужчина был механиком на местной котельной. Она не сгорела, но в связи с тем, что Бубновку как муниципальное образование хотят ликвидировать, котельная здесь не нужна. Погорелец рассказал, что сотрудников начали увольнять, они встают на биржу труда. Супруга Олега Васильевича Татьяна — социальный работник. В Бубновке такие специалисты теперь тоже не нужны. Как заявили областные власти, землю, где стоял поселок, переведут в разряд садоводств. Но это в будущем — когда все местные сменят прописку.

Работы, однако, лишились не все до единого. Как рассказал заместитель мэра Киренского района по социальной политике Сергей Лещинский, некоторые жители Бубновки работают вахтой в лесной компании. Есть еще речники. Они обслуживают суда Алексеевской РЭБ флота — у нее несколько объектов в Киренском районе, в том числе затон в Бубновке. Часть его работников на лето уходят в навигацию.

До и после

На сайте Бубновской средней школы последняя новость датирована 19 апреля. В этом сообщении — фотографии со дня здоровья. Дети смеются, рисуют плакаты, выполняют какие-то задания, играют. На снимках видно, что школа была добротной: современная мебель, техника, светлые классы. Да и само здание сравнительно нестарое — его возвели в 1963 году, спустя девять лет, как на берегу Лены появилась сама Бубновка. Поселок основали для работников речного транспорта. Природа создала в этом месте удобную гавань для зимнего отстоя судов. Поселок быстро разрастался, детей становилось больше, нужна была полноценная школа.

Но после недавнего пожара она ушла в историю. Ее ученики, а также воспитанники детского сада переведены в образовательные учреждения района. Педагогам Бубновки уже предложили работу в других муниципалитетах, где их также готовы обеспечить жильем.

Здание школы
Здание школы

— На два работника у меня уже есть заявка из Алексеевской школы, — рассказала на встрече с учителями начальник управления образования администрации района Людмила Стрелкова. — Есть вакансии в школе № 5 Киренска, в селе Кривая Лука две вакансии — учитель русского языка и учитель математики. Школа № 1 — учитель физики, педагог-организатор. К нам пришла информация также из Казачинско-Ленского района, это Небельская школа, там требуется учитель начальных классов, преподаватели математики, физики, информатики. Люди будут обеспечены квартирами и независимо от этого получат ту поддержку от государства, которая полагается в таких случаях.

Заместитель директора Бубновской школы Татьяна Сычева хочет остаться работать в образовании. Если предложат жилье и вакансию в Киренске, то она не против переехать. В Бубновке у ее семьи не осталось ничего.

— Всё потеряли. Жили мы по улице Кутузова. Успели только вытащить документы и больше ничего. У нас был свой дом, машина, мотобуксир, мотоцикл. Машина сгорела, вон гараж стоит, — показывает учительница. — Мы теперь без ничего, без средств к существованию вообще.

«Ванны поднимало ветром, железяки летали»

Волею судеб в тот день, когда случилась беда, в Киренском районе дежурила группировка МЧС, которая приехала контролировать паводковую ситуацию на Лене. Но пришлось эвакуировать людей из зоны не затопления, а пожара. Местных переправляли на другой берег двумя суднами на воздушной подушке и парой вертолетов.

Два расчета, которыми располагал поселок, побороть стихию не могли. На помощь отправились дополнительные силы. Но добираться до места спасателям пришлось пешком.

— Дорожное сообщение с поселком отсутствует. Автомобиль пошел туда, но уперся в скалу. Мы думали, что машина проскочит — бывает, что когда лед сходит, река мелеет и по берегу можно проскочить, — рассказывает врио начальника ГУ МЧС России по Иркутской области по защите, мониторингу и предупреждению ЧС Валерий Шанц. — Но вот они добрались до этого места, там скала, и ее не удалось объехать на машине. Расчет вышел и побежал в населенный пункт. До Бубновки от этого места порядка двух километров. Они туда добежали и приступили также к оказанию помощи. Ветер был сильный, очень быстро переносил огонь, тушили один дом, а за спиной уже горел другой. У нас у одного из пожарных дом сгорел, он сам из Бубновки. Прибежал домой, вынес семью и побежал опять тушить пожары.

А фельдшер Марина Черных вместе с братом спасали оборудование и медикаменты из фельдшерско-акушерского пункта. Министерство здравоохранения Иркутской области намерено поднять вопрос о поощрении медика за проявленное мужество и помощь односельчанам во время пожара. Есть в Бубновке еще один герой: начальник местного отделения почты Елена Мартюшева, проявив решительность, спасла от стихии деньги, документы, печати и другое имущество организации. Понимая, какую острую необходимость испытывают жители поселка в почтовой связи, она организовала временный пункт обслуживания клиентов в собственной квартире. Руководство иркутского филиала Почты России решило поощрить коллегу за проявленную смелость.

Погорелица Татьяна Русских рассказывает, что едва унесла ноги от полыхающего пламени. Она находилась недалеко от того места, откуда пошел пожар. Увидев огонь, бросилась домой.

— Метров 500 расстояние от того места, где я жила, ну, может, 800. И вот, вы знаете, отказали ноги в этот момент, меня парализовало, когда увидела кругом огонь. «Пожарка» ехала, нас грязью обливала, мы торопились, потому что знали, чем могло все закончиться — был настолько порывистый ветер. «Пожарки», бедные, лили, струя куда-то вообще улетала в сторону. Ванны поднимало ветром, железяки летали, — вспоминает женщина. — Я домой доковыляла, полыхал уже соседний 18-й дом. Я была настолько зомбирована, мне просто сказали зайти забрать документы. Вот и удалось спасти только документы и огородную одежу, что была на мне.

Татьяна Русских
Татьяна Русских

Сейчас женщина находится в пункте временного размещения, который развернут на базе Киренского профессионального педагогического колледжа. Рассказывает, что встретили хорошо и кормят отлично. Еще два ПВР организовали в школах-интернатах поселков Кривошапкино и Макарово. Туда отправили семьи с детьми, чтобы те не прерывали учебный процесс. Как сообщил мэр Киренского района Кирилл Свистелин, каждый ПВР в день получает 800 рублей на погорельца. Это 250 рублей на питание и 550 на приобретение предметов первой необходимости.

Кто виноват и что делать?

Причиной пожара в Бубновке стало замыкание электропроводов. Искры попали на сухую траву, и пламя перешло на жилые строения.

— Конечно, распространению огня способствовало в том числе то, что своевременно не убрали сухую растительность, электроснабжающие организации не приняли меры по отключению электроснабжения, несмотря на предупреждения, которые были выданы, — говорит начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области Виктор Пашков.

Специалисты пожарного надзора оценят, как действовали должностные лица, которые ответственны за своевременную уборку территории и отключение электроснабжения. Материалы проверки передадут в следственные органы. Следственный комитет по факту пожара в Бубновке возбудил уголовное дело по статье «Халатность». Следователям предстоит дать оценку действиям или бездействию должностных лиц муниципальной администрации.

5 мая власти начали перечислять компенсации погорельцам. Из федерального бюджета пришел первый транш для выплат. Каждый, кто потерял всё имущество, получит по 100 тысяч рублей. Еще столько же, но не более 300 тысяч рублей на семью, погорельцам перечислят из областного бюджета. За частично утраченное имущество положено 10 тысяч на человека, но не более 50 тысяч на семью.

Погорельцы на встрече с чиновниками
Погорельцы на встрече с чиновниками

Решается вопрос с жильем. Есть несколько вариантов. Например, чиновники хотят достроить две незаконченные пятиэтажки в Киренске и в них дать квартиры погорельцам. Обсуждается тема выделения земельных участков и предоставления пиломатериалов для строительства индивидуальных домов. Может быть, удастся запустить механизм выдачи жилищных сертификатов, с помощью которых люди смогут купить жилье там, где им удобно. Правда, как говорит Кирилл Свистелин, вопрос с сертификатами надо решать через федеральный центр.

Власти обозначили, что до 30 сентября всех погорельцев обеспечат жильем. Но чиновники просят не спекулировать на теме пожара, ведь на квадратные метры уже начали появляться претенденты, которые в Бубновке на самом деле не жили и прописаны не были. А кто-то из погорельцев просит дома в Иркутске.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Никита Пятков

  • Дима Высоких 7 мая 2017 в 15:08

    Будет теперь Бубновка как большинство российских деревень, без школ, без работы, без больниц и жить там будет 50-60 человек от силы…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля