Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Место под солнцем: как в Иркутске борются с несанкционированными пляжами

Из-за июньской жары отдых у воды стал особенно популярен. Вскоре со всей Иркутской области стали приходить новости об утонувших — почти два десятка смертей менее чем за месяц. Корреспондент ИА «Иркутск онлайн» побывал на рейде МЧС и полиции на несанкционированном пляже отдыха и выяснил, где находятся самые опасные места и кто ответственен за безопасность на воде.

«…Все равно прыгнем!»

Первый в регионе случай гибели на воде в 2017 году зарегистрирован 31 мая в Усть-Удинском районе. Со второй половины июня случаи со смертельным исходом участились, печальные известия поступали из Ангарска, Тулуна, Усть-Кута, Усть-Илимска, Тайшетского, Чунского, Иркутского и Осинского районов.

В Иркутске ситуация не менее сложная, единственное место, где разрешено купание, — пляж Якоби. Все остальные популярные водоемы «не проходят» либо по санитарным нормам, либо небезопасны из-за своего расположения. Одно из них — Иркутская ГЭС. Молодежь приходит сюда не только загорать на бетонных плитах, но и пробирается на бывшую насосную станцию, ныряет с нее в воду.

— Куда идем? Прыгать, купаться? — спрашивает направляющихся к вышке подростков инспектор иркутского отделения ГИМС Василий Шлаевский. Молодые люди переглядываются и неуверенно протягивают: «Ну да» и «Мы в первый раз позагорать пришли».

Василий Шлаевский. Автор фото — Вадим Палько
Василий Шлаевский. Автор фото — Вадим Палько

— Судя по загару, далеко не в первый раз, — замечает инспектор. — Я хотел бы вам сказать, что ГЭС — это несанкционированное место для купания. Прыгать отсюда нельзя, заходить в воду тоже. Здесь большая глубина, 10 метров у вышки.

Он вручил ребятам памятки и напомнил, что на дне могут быть опасные для ныряющих предметы — арматура, острые камни. Как правило, говорит Василий Шлаевский, подростки не сопротивляются и уходят.

— У нас основное оружие — это профилактика. Личные беседы проводим, раздаем памятки, листовки о правилах поведения… — тут инспектор осекается на полуслове. К бывшей насосной станции направляются двое — взрослый мужчина и мальчик лет восьми. В ходе короткого разговора с инспектором выясняется, что мужчина учит своего сына прыгать в воду с одного из пролетов, где глубина составляет около метра — двух.

Вход на вышку закрывали, но все без толку. Автор фото — Вадим Палько
Вход на вышку закрывали, но все без толку. Автор фото — Вадим Палько

— И вы хотите здесь нырять? — удивленно переспрашивает инспектор Шлаевский.
— Да, — невозмутимо отвечает отец мальчика.
— И не боитесь за его здоровье?
— Нет, он акробатикой всю жизнь занимается. У меня ребенок мечтал прыгнуть отсюда, а вы ему не даете.
— Нет, нельзя здесь, — твердо говорит инспектор.
— Так мы придем в другое место, все равно прыгнем! — бросает мужчина инспектору, разворачивается и вместе с сыном направляется в припаркованный неподалеку автомобиль. Сотрудник МЧС лишь качает головой:
— Рисковый папа… И такое каждый день! Жаркая погода, и все люди — кто в отпуске, кто на отдыхе — всех тянет в воду. Мы постоянно патрулируем берег на служебных катерах. Работаем совместно с сотрудниками полиции, они только что здесь прошли, застали прыгающих детей. Звонили родителям, а они даже не знают, где их дети находятся. Им все равно — жив и слава богу.

Инспекторы ГИМС проводят профилактику — раздают листовки, рассказывают о правилах безопасности. Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области
Инспекторы ГИМС проводят профилактику — раздают листовки, рассказывают о правилах безопасности. Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

По закону, если ребенок находится без присмотра, сотрудники полиции могут оштрафовать родителей. Но до этого доходит нечасто, ведь дети, как правило, при виде полиции просто пугаются и убегают.

Чуть дальше от катера ГИМС в сторону правого берега заканчивается проверка полиции. В стороне от вышки состав отдыхающих немного другой — помимо подростков взрослые с маленькими детьми. Каждый утверждает: «Мы не купаемся, мы загораем». В этом случае правоохранительные органы ничего сделать не могут, ведь формально нарушения нет.

Все это время над водой разносится усиленный мегафоном голос — это идут поиски человека, который, предположительно, здесь утонул. Двое мужчин выпивали на берегу недалеко от ледокола «Ангара». Один уснул, просыпается — все вещи на берегу, а второго нет. Вызвали водолазов, ищут труп.

Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

Никаких преград

Бывшая насосная станция на ГЭС стала объектом пристального внимания городских властей. Представители МКУ «Безопасный город» предложили ее снести, но натолкнулись на проблему: ГЭС — памятник архитектуры и охраняется государством. Чтобы найти способ выйти из ситуации, чиновники администрации, областной службы по охране памятников и представители «Иркутскэнерго» устроили выездное совещание спустя всего два часа после прошедшего здесь рейда.

По прибытии на место они застали не меньше десятка молодых людей, на вид вполне взрослых, прыгающих с насосной станции. Приход гостей нисколько не смутил молодежь: они все также шли на вышку и столь же беззаботно прыгали, с вызовом поглядывая на чиновников.

Автор фото — Вадим Палько
Автор фото — Вадим Палько

Через несколько минут сюда вновь подплыл катер ГИМС. Чиновники на плотине молодых людей интересовать перестали, теперь все внимание было приковано к двум инспекторам, которые не в состоянии что-либо с ними сделать — нет полномочий разогнать, остается уговаривать и следить, чтобы никто не утонул.

Ребята столпились на вышке, выжидая момент для прыжка. Стоило инспектору на мгновение отвернуться, как очередной парень прыгал вниз. Осуждающий взгляд не имел никакого эффекта — из воды лишь сквозь смех доносилось «Да я не специально!», «Меня толкнули!».

Тем временем на совещании шла дискуссия.

— Эту вышку надо изолировать, все остальные меры не действенны, — предложил начальник МКУ «Безопасный город» Андрей Медведев. — Может быть, как временная мера, демонтировать один из соединяющих пролетов?

Сносить вышку или нет, предстоит выяснить службе по охране памятников Иркутской области. Автор фото — Вадим Палько
Сносить вышку или нет, предстоит выяснить службе по охране памятников Иркутской области. Автор фото — Вадим Палько

Заместитель начальника отдела архитектуры службы по охране памятников Иркутской области Елена Иванова ответила, что пока ничего сделать невозможно — нужно разобраться с документами, ведь ГЭС носит статус памятника и вполне может оказаться, что бывшую насосную станцию сносить нельзя, как и пролеты перехода к ней.

— Надо уточнить, входит ли это сооружение в состав памятника. Если входит, будем разрабатывать мероприятия по реставрации. Если сооружение не относится к плотине, придется рассматривать это как работы на смежном с памятником участке. В таких случаях делается раздел обеспечения сохранности: его можно снести, но учитывая, что может нанести ущерб при демонтаже, это не должно навредить ГЭС, — обратила внимание чиновница.

Автор фото — Вадим Палько
Автор фото — Вадим Палько

В результате участники совещания согласились принять решение позже, на заседании городской КЧС, когда служба по охране памятников подготовит все документы. Пока же сошлись на мнении, что необходимо перекрыть проход на вышку металлическим листом высотой в три метра.

Несколько лет назад здесь стояло точно такое же ограждение. Его ломали четыре раза, срезали замок болгаркой, а потом просто выкинули в воду. По установке нового листа металла есть и другой вопрос — сроки. Ведь со всеми процедурами госзакупок перекрыть проход получится только к концу лета.

Бюрократические особенности

Места летнего отдыха в Иркутске можно разделить на два типа: где купание разрешено (пляж Якоби) и прочие места массового отдыха, где допускается отдых у воды, но нельзя в нее заходить. В этот список попали острова Юность и Конный, береговая линия Ангары.

Именно вторая категория остается наиболее проблемной. Статистика показывает, что самые опасные места для купания в Иркутске — так называемые «квадраты» недалеко от Верхней Набережной и ГЭС, а также Теплые озера на другом берегу, рядом со Старокузьмихинской трассой. Во избежание новых трагедий там каждый день на протяжении лета будут дежурить спасатели.

Автор фото — Вадим Палько
Автор фото — Вадим Палько

— В этих местах бьют подземные источники, из-за чего вода, пусть и прогретая на поверхности, даже на небольшой глубине остается очень холодной, — пояснила заместитель начальника отдела безопасности на водных объектах Татьяна Баранова. — Как правило, у людей либо судороги, либо сердце останавливается.

Она также подчеркнула, что самое главное — вовремя вызвать спасателей и правильно сформулировать проблему.

На пляже Якоби в хорошую погоду яблоку негде упасть. Автор фото — Илья Татарников
На пляже Якоби в хорошую погоду яблоку негде упасть. Автор фото — Илья Татарников

— В некоторых случаях время уходит зря. Недавно в Новогрудинина был случай — неправильно сообщили о происшествии. Сказали «люди утонули». Если человек тонет — идет одна группа спасателей, если уже утонул — то приезжают водолазы, чтобы поднять тело. Это и разное время реагирования. Поэтому надо правильно вызывать спасателей и скорую, — сказала Татьяна Баранова.

Интересно, что в вопросе контроля за нарушителями важную роль играют знакомые всем знаки «Купаться запрещено». Если граждане находятся в воде рядом с ними, то их можно привлечь к административной ответственности. Штраф — от 500 до 1500 рублей.

Даже песка в городе на всех не хватает. Автор фото — Илья Татарников
Даже песка в городе на всех не хватает. Автор фото — Илья Татарников

Если купаться в этом месте запрещено, но знака нет, инспекторы ГИМС и полиция могут только рекомендовать уйти оттуда. Получается, для эффективной борьбы с нарушениями такие знаки в Иркутск должны быть везде, кроме пляжа Якоби.

— Мы понимаем, что невозможно поставить запрещающие знаки везде, на каждом водном объекте. Нужно полное информирование населения об опасности купания. Это, кстати, тоже задача и функции муниципального образования. Поэтому так важно знать основные правила поведения на воде, проводить профилактику. Ведь от этого зависят жизни людей, — подвела итог Татьяна Баранова.

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

  • Данил Суханов 8 августа 2017 в 10:41

    Да что так прикопались к этой насосной станции. Там вообще кто-то погиб?

    ИМХО, раз уж она вызывает такой интерес у народа, ну облагородить надо её, убрать там всякие арматурины на дне, почистить, лесенку сделать аккуратную с поручнями. Тревожную кнопьку.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля