Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Инспектор ГИБДД о нарушителях: «Они чувствуют себя безнаказанными»

Дороги опасны не только пьяными лихачами. Зачастую по-настоящему опасными становятся рядовые нарушения — непристегнутые пассажиры, отсутствие детских кресел, шлемов у мотоциклистов. Вместе с сотрудниками спецроты ГИБДД мы отправились в рейд по иркутским дорогам, услышали оправдания, отговорки и прочие «выкрутасы» нарушителей и узнали про психологическое воздействие экипажа ДПС.

Уриковские истории

Старшие лейтенанты Виктор Пешков и Андрей Маркатюк — инспекторы специализированной роты. Основное их отличие от экипажей районных отделений в том, что они могут работать по всей области. У нас в плане — тракты на въезде в Иркутск.

Вечер буднего дня — время «обочечников». Сначала отправляемся на Александровский тракт, но там обстановка оказалась не настолько сложной, чтобы кто-то рискнул объехать пробку с нарушением правил. К тому же повсюду новый асфальт, а разметку еще не нанесли — в таких условиях фиксировать нарушения гораздо сложнее.

При пересечении боковой разметки штраф достигает 1500 рублей, оплата в течение 20 дней дает право на его сокращение в два раза. «Обочечники» при остановке ведут себя по-разному: в основном оправдываются, говорят, что сильно торопятся. Но бывает и агрессивная реакция.

— Агрессия у всяких людей случается. Иногда относятся с пониманием, иногда нет, — рассказывает Андрей Маркатюк. — Это зависит от человека. Бывает, нарушит и на повышенных тонах разбирается, хотя инспектор тут ни при чем. Начинаешь беседовать, узнавать, что произошло. Да вот, говорит, поругался дома. Так не надо на дорогу с эмоциями выезжать, верно? Всякое бывает, в основном удается успокоить.

Доехав до поселка Урик, инспекторы обратили внимание на мотоциклиста без шлема, попросили его остановиться. Оказалось, что есть проблемы и с документами. Молодой человек утверждал: забыл все дома, а мотоцикл принадлежит другому человеку.

— Сейчас надо отстранить от управления, будем судьбу мотоцикла решать. Хозяин, может, приедет и заберет, — говорит Виктор Пешков, пока его напарник с мотоциклистом составляет протокол. — Тут у нас тысяча рублей за отсутствие шлема. За отсутствие документов — от 5 до 15 тысяч рублей.

Пока мы стояли у обочины, было трудно не заметить особенность в поведении проезжавших автомобилистов. При виде машины ДПС они заметно сбавляли скорость — такой своеобразный профилактический эффект.

— Конечно, мы это все видим, — признается инспектор. — Даже если скорость в пределах разрешенной, все равно сбавляют. Хорошо видно через стекло, как кто-то пристегивается. Но зачастую останавливать их нет смысла. Без доказательств не препираться же стоять. Если можно доказать нарушение, тогда, конечно, останавливаем.

За годы работы в ДПС у инспекторов натренировался глаз на поиск нарушений. Первым делом, говорит Алексей Пешков, замечаются грубые — отсутствие детских кресел, выезд на встречную полосу, ремень безопасности. Это особое умение помогло и теперь.

Виктор Пешков останавливает минивэн. Представившись, инспектор заглядывает в салон. Внутри четверо: двое взрослых впереди и двое детей, которым на вид не больше 10 лет. Ни ремней безопасности, ни тем более детских кресел. В ходе осмотра выясняется, что у автомобиля еще и разбито заднее стекло.

— Вы сами пристегнулись, а детей как? Они у вас свободно передвигаются там, — удивляется инспектор. Вышедший из машины мужчина виновато глядит на него и пожимает плечами, не знает, что ответить. — Детям сколько лет?

— Четырнадцать — мигом отвечает водитель, усердно кивая, — обоим четырнадцать. Ну, одному уже пятнадцать, паспорт получил, а другому четырнадцать.

— Правда? Ну давайте спросим, — вздыхает инспектор Пешков и обращается к женщине в салоне — матери детей. Та возраст подтверждает.

— Вы где проживаете? — спрашивает инспектор.

— В Урике, вот тут, на улице Ченских, — радуется смене темы женщина, но не тут-то было.

— Есть возможность свидетельство о рождении детей предоставить?

— Елки-палки… — испуганно протягивает мать. — Так нам далеко ехать-то за ними, сейчас никак.

Дети, до сего момента безмолвно наблюдавшие за происходящим, суть проблемы уловили. На адресованный уже им вопрос о возрасте хором крикнули «четырнадцать», хотя еще несколько минут назад одному из них, по словам отца, было пятнадцать.

— Вот как нам на таких повлиять? — вопрошал инспектор Пешков, когда мы отъехали из Урика. — Только составить протокол, оштрафовать, советовать ремни использовать. А они ведь все равно нарушают.

Что касается мотоциклиста, то его транспортное средство к дому отогнал Андрей Маркатюк — хозяин так и не объявился. На этом рейд в Урике завершился.

Пристегивайтесь!

По пути через город к новому месту дислокации — Култукскому тракту — обнаружили еще одного молодого человека без шлема на мопеде. Едва завидев машину ДПС, водитель свернул на заправку, слез и с нахальной улыбкой проследил, пока экипаж скроется за углом.

— Они чувствуют себя безнаказанными, зафиксировать нарушение не так-то просто, — Андрей Маркатюк проводил нарушителя суровым взглядом. — У этого проблем с документами не возникло бы, на такой мопед права не нужны, а за шлем оштрафовать можно было. Вот еще один…

На улице Главной Кировской прямо возле экипажа ДПС на светофоре остановился мужчина на квадроцикле. Шлема, как обычно, нет.

— Добрый день! Дальше к обочине отъедете? — обратился в нему инспектор.

Водитель квадроцикла словно и не слышал. Только загорелся зеленый сигнал светофора, как он рванул с места. Автомобиль ДПС — за ним. Человек на квадроцикле, видно, всерьез испугался — оборачивался, старался оторваться.

Через сотню метров он свернул с проезжей части и юркнул меж деревьев. Габариты автомобиля ДПС не позволяли совершить подобный трюк. Квадроцикл стремительно удалялся, звук мотора вскоре стих. Что же, бывает и такое. Инспекторы говорят, что штрафа за незначительное нарушение зачастую стараются избежать до последнего, нарываясь на более тяжелые последствия.

К 19:30 Култукский тракт постепенно разгружается. Здесь нам тоже пришлось наблюдать психологический эффект от автомобиля с мигалкой и людей в форме — водители все как один снижали скорость, искоса поглядывая на жезл в руках инспектора. Пара минут — есть первое нарушение. В старой маршрутке «Истана», идущей до Слюдянки, ни одного пристегнутого пассажира. Штраф — 1000 рублей.

— Все должны быть пристегнуты в междугородних автобусах, это закон, — говорит Виктор Пешков. — Водители должны следить за своими пассажирами. Чтобы не высовывались, руками не махали. А если водитель автобуса за рулем говорит по телефону — тоже штраф полторы тысячи рублей.

Остановленная маршрутка на вид старая, особого доверия не внушает. Но тут, говорят инспекторы, не подкопаешься. Конечно, сейчас лицензию на старую машину уже не оформить, год выпуска смотрят обязательно. Но те, кто получал пожизненную лицензию раньше, возят людей на старых «Истанах» до сих пор.

Серьезные технические сбои сотрудникам ГИБДД выявить непросто. Например, сломанный спидометр при остановке транспорта проверить невозможно. Для этого, впрочем, есть государственные инспекторы технадзора, которых тоже можно встретить на иркутских дорогах.

Одна и та же проблема выявлялась и у других остановленных. После «Истаны» к обочине свернул большой автобус без пассажиров. Водителя все равно оштрафовали, ведь сам факт отсутствия ремней в салоне — тоже нарушение. Следом притормозил автобус до Шелехова. Пассажиров битком, никто не пристегнут.

— Ремней у вас нет, вижу. Есть штрафы неоплаченные? — спросил инспектор.

— Конечно нет! — рапортовал водитель с энтузиазмом, да так, что, вылезая из кабины, забыл поставить машину на ручник. Полный пассажиров автобус начал медленно катиться назад. Водитель опомнился, с трудом впрыгнул назад и остановил движение. Виновато взглянув на инспектора, направился в машину ДПС.

Составление протокола занимает в среднем около 15 минут, если, конечно, не обнаружатся другие проблемы. У этой маршрутки все в порядке, но недолгое ожидание пассажиры все равно воспринимают в штыки.

— Да все так ездят, чего им? А нам домой надо, время теряем, — негодует Андрей из Шелехова, но с необходимостью пристегивания соглашается, — да, это важно, только никто же не исполняет. Мы вот попали. Зачем так избирательно?

Ответ на этот вопрос мы узнали чуть позже. Если экипаж ДПС стоит на одном месте больше часа, начинают подъезжать автобусы с пристегнутыми пассажирами — нарушители друг друга предупреждают. Получается, только такие рейды заставляют водителей обращать внимание на безопасность.

На этом рейд завершился. Темнело, совсем скоро на дорогах начинается время пьяных лихачей: их число возрастает, как правило, после 22-23 часов. Наготове уже другие экипажи, другие инспекторы, у которых впереди нелегкая рабочая ночь.

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

Фото Никиты Пяткова

  • Сергей Алексеев 20 июля 2017 в 10:22

    ГАИ отслеживает комменты и плюсует-минусует по любому кто там минусует по поводу того, что я не смог заявление подать в Дзержинске 30.06.17., что толпа народа в форме ходит и до конкретного человека нет никому дела, что на вахте не знает куда отправить гражданина и внятного ничего ответить не…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля