Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Лесопереработка без сучка и задоринки

Лесопереработка без сучка и задоринки

Оказывается, Иркутская область в этом году пополнилась еще одним предприятием-рекордсменом, лидером в своей отрасли. Это Транссибирская лесная компания, находящаяся в Усть-Куте. Именно она сегодня является самым современным из крупнейших деревообрабатывающих предприятий страны. Оборудование — с иголочки, порядок в цехах и на территории. Даже не верится, что это в Усть-Куте, а не в каком-нибудь финском городке.

Повод побывать в Усть-Куте и посетить гиганта отрасли был более чем подходящий. В эти края с рабочим визитом отправился депутат Госдумы, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и экономическим отношениям Николай Николаев. Он же возглавляет федеральную мониторинговую группу «Живой лес» политической партии «Единая Россия». Так что все дороги вели сюда — в самое сердце добычи и переработки леса. В поездку отправился и депутат Законодательного собрания Николай Труфанов, представляющий в региональном парламенте как раз эти края — север Иркутской области.

Новая Игирма: зеленое море тайги

Но первой точкой в поездке стал все же не Усть-Кут, а Новая Игирма. Как потом выяснилось, целью организаторов была демонстрация проекта, в котором запущены все процессы: так очевиднее, какие цели и задачи стоят на усть-кутской площадке.

От Усть-Кута до Новой Игирмы напрямую километров 200. На вертолете это расстояние преодолевается минут за 40. С небольшой высоты, кажется, можно рассмотреть каждый ствол в бескрайнем море тайги. Оно, действительно, бескрайнее. Темные волны — это хвойные породы, светлые с желтой или красной «проседью» — лиственные. Местами — бурые проплешины, последствия лесных пожаров.

Приземлились на площадке ЛДК «Игирма». Это предприятие — образцовое, находится под управлением «Русской лесной группы». Перерабатывает 750 тысяч кубических метров древесины в год без отходов. Может больше, но для этого не хватает сырья.

Объем пиломатериалов — это примерно 50 % от самого ствола, остальное идет в отход. Но не на ЛДК «Игирма». Здесь опилки поступают на пеллетное производство. Несмотря на сумасшедшее по протяженности транспортное плечо, новоигирменская продукция с успехом уходит на экспорт в страны Европы и Азии. У нас в России пока нет теплоисточников, работающих на пеллетах, хотя опилок — как грязи: в любом мало-мальски обжитом поселении, окруженном лесом, пилят неистово и прямо себе под ноги.

ЛДК «Игирма» и «Тайрику» с высоты (оба предприятия принадлежат «Русской лесной группе»)

ЛДК «Игирма» и «Тайрику» с высоты (оба предприятия принадлежат «Русской лесной группе»)

Пеллеты — это еще не все. Отходы лесопиления ЛДК «Игирма» идут в качестве топлива на два теплоисточника — собственный, снабжающий теплом и паром производственный процесс на заводе, и поселковый.

— Раньше к природе беспощадно относились, — рассказывает генеральный директор «Русской лесной группы» Алексей Желнеев. — Под Новой Игирмой нет нормального леса: лесовосстановлением не занимались, бросали все как было.

Алексей Желнеев
Алексей Желнеев

И правда: вокруг в основном осины, березы и кустарники. Деревья благородных хвойных пород — единичные. Земля, как после бомбежки — в глубоких рытвинах, оставшихся после беспощадной рубки.

Современная котельная, работающая на пеллетах
Современная котельная, работающая на пеллетах

На контрасте с постапокалиптическими пейзажами окрестной тайги и полигона само предприятие выглядит оплотом цивилизованности. Людей мало, зато всюду механизмы и автоматика. Привезенные бревна сразу попадают на конвейерную ленту.

Сначала — сортировка сырья: бревно пропускают через металлодетектор, затем — через 3D-сканер, где определяется его объем. И, в зависимости от диаметра, оно автоматически отсортировывается в определенный «карман».

Конвейерная лента

Конвейерная лента

Следующим шагом с бревна снимается кора. На этом этапе принимается решение, на что конкретно пойдет древесина, как ее использовать с максимальной пользой. Команда отдается дистанционно, и начинается распиловка. В цехах, где происходит этот некогда самый травмоопасный процесс, людей практически нет. Грубая физическая сила здесь больше не нужна. Зато востребованы специалисты, управляющие электронными системами и механизмами.

Людей мало, зато всюду механизмы и автоматика

Людей мало, зато всюду механизмы и автоматика

Относительно много работников мы обнаружили на этапе проверки качества готовой продукции. После этого — сушка, упаковка и отгрузка потребителям.

Отдельная позиция в прейскуранте продукции ЛДК «Игирма» — топливные пеллеты. Они изготавливаются из опилок, которые проходят предварительную сушку, а затем прессуются в небольшие цилиндрики. В зависимости от пожелания покупателя пеллеты фасуются в бигбаки или сразу отгружаются в насыпные вагоны. Эту продукцию любят в странах Европы — и на крупных теплоисточниках, и в частных домохозяйствах.

То, что в итоге остается от ствола — сучки, опилки, еще какие-то отходы — идет на две котельные. В отличие от привычных теплоисточников, работающих на угле, древесные значительно чище: не нужно держать на складе весь запас топлива на зиму, перебоев не бывает — щепу подвозят регулярно, ее хватит на столько времени, сколько будет сам поселок. В отходах — не горы угольного шлака, а горстка древесной золы. Это все, что остается в результате переработки 750 тысяч кубометров древесины на ЛДК «Игирма». Хотя не все. Еще около 400 тысяч кубометров готовой продукции, 180 миллионов рублей налогов, тепло и горячая вода для 10 тысяч жителей поселка.

ТСЛК: гигант нового века

Чуть больше часа, и мы уже в Усть-Куте, на заводе Транссибирской лесной компании (ТСЛК). Это предприятие-миллионник: в год здесь перерабатывается миллион кубометров древесины. В стране два таких крупных предприятия, второе — в Красноярском крае. Но там старый завод, модернизации не было.

Даже тем, кто не разбирается в процессе, видна разница между хорошим предприятием в Новой Игирме и лучшим — в Усть-Куте. Как известно, основная характеристика прогресса универсальна: большие объемы производства на меньшей площади. Даже визуально промплощадка ТСЛК раза в два меньше, чем ЛДК «Игирма», хотя объем вырабатываемой продукции на 25 % больше.

На территории ТСЛК

На территории ТСЛК

Но здесь еще не все процессы запущены. И полигон, на который свозятся «лишние» опилки, продолжает расти. Правда, гореть открытым пламенем ему уже никто не дает, но он по-прежнему дымит. До начала полноценной рекультивации еще года два-три.

— Мы стараемся перейти на безотходное производство по той же схеме, что и предприятие в Новой Игирме. В конце 2016 года запустили первую линию пеллетного производства, построили собственную котельную на щепе, но это позволяет перерабатывать только 60 % отходов. В 2015 году предлагали мэрии Усть-Кута построить центральную котельную, которая работала бы на древесных отходах, полностью брали на себя вопросы инвестирования этого проекта, снабжения топливом, управления, но нам тогда отказали, — рассказывает гендиректор ТСЛК Павел Котик.

Павел Котик, генеральный директор ТСЛК
Павел Котик, генеральный директор ТСЛК

В конце 2012 — начале 2013 года на заводе сменилась команда. Прежняя не смогла вытянуть проект, который одновременно был и в перечне приоритетных инвестпроектов в сфере лесопереработки по версии Минэкономразвития России и в то же время в пасынках у региональной власти, которая с 2008 года не торопилась давать лесосырьевую базу.

Когда пришла новая команда, ситуация была такая: завод не работал, оборудование — частично установлено, задолженность по зарплате — три месяца, долги по налогам и другим обязательным платежам, отсутствие сырья.

Довольно оперативно удалось решить основные вопросы. Завод уже вышел на полную мощность: перерабатывает миллион кубометров древесины, изготавливает 500 тысяч кубометров готовой продукции.

Оператор ленты на ТСЛК
Оператор ленты на ТСЛК

Вопрос с сырьем решился год назад. Не все просто, лес на 60-70 % привозной, причем по реке. То есть за пять месяцев навигации нужно запастись сырьем на 8-9 месяцев. Остальная древесина — из Усть-Кутского района, от сторонних поставщиков.

И еще одна важная веха: завод начал платить серьезные налоги — около 200 миллионов рублей в год, плюс 60 миллионов по соглашению о социально-экономическом партнерстве с муниципалитетами, на территории которых ведет работу.

Решение для нескольких проблем

Логично, что следующим пунктом в рабочей поездке Николая Николаева стала мэрия Усть-Кута, где по его инициативе собрали совещание по строительству нового теплоисточника.

— Не в первый раз в Усть-Куте, знаю проблемы этого города, сильные и слабые его стороны. И могу сказать одно: довольно часто мы пытаемся решать различные вопросы по отдельности, а не в увязке с другими. Давайте попробуем посмотреть на ситуацию комплексно, — предложил депутат.

Бывший глава Усть-Кута Владимир Кривоносенко и депутат Николай Николаев
Бывший глава Усть-Кута Владимир Кривоносенко и депутат Николай Николаев

Если коротко, то она такова. Центральная котельная Усть-Кута работает на угле, орошая все вокруг (в зависимости от розы ветров) свежей сажей и копотью. Шлак, который никто не перерабатывает (да и во что?), залегает горами на территории котельной. Девать его уже некуда, начали использовать в качестве подсыпки в зимнее время на дорогах. После этого на колесах и ботинках горожан грязная жижа.

В это же время неподалеку от города дымит колоссальный, самый крупный в Иркутской области полигон опилок. Он формировался десятилетиями и продолжает расти. Сейчас его площадь — 45 гектаров, глубина сопоставима с 12-этажным зданием. Если в этой ситуации провести простейшее арифметическое действие и минус помножить на минус, получится плюс — экологичная котельная, работающая на древесных отходах.

Если посчитать, сколько отходов лесопиления на той же свалке под Усть-Кутом сгорает в пустоту, получаются огромные объемы. Но это полбеды: беда в том, что таким образом наносится ущерб экологии, здоровью людей, которые круглый год дышат этим дымом.

Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина и глава Усть-Кута Александр Душин
Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина и глава Усть-Кута Александр Душин

— У нас только по региону в год образуется 750 тысяч кубометров отходов лесопиления, — продолжал Николаев. — На базе нашего комитета в Госдуме мы проведем анализ ситуации по стране. Нам нужно и на уровне Иркутской области, и на всероссийском уровне вырабатывать комплексный подход к решению таких задач и постепенно переходить к тому, чтобы полная переработка стала стандартом в ЛПК.

Два мэра (Усть-Кутского района и города Усть-Кута) и руководство ТСЛК подписали соглашение о строительстве центральной котельной Усть-Кута на древесных отходах. Рекомендовано запроектировать теплоисточник таким образом, чтобы он смог потом легко перейти на газ.

Образование и бизнес: неожиданная встреча

Следующее мероприятие в графике Николаева — совещание по вопросам развития образования в Усть-Куте. Пока туда едем, депутат рассказывает о переписке по Усть-Кутскому институту водного транспорта, которую уже год ведет с министерством образования России, новосибирским головным университетом (Усть-Кутский институт — его филиал).

— Институт год как не работает. И нам нужно понять, в чем причина. Но проблема не только по институту. Смотрите: в Усть-Кутском районе сейчас реализуется целый ряд проектов, причем крупных, успешных. Создаются новые высокооплачиваемые рабочие места. А горожане и жители района воспользоваться этим не могут — нет здесь таких учебных заведений, которые учили бы, например, специалистов для нефте- и газодобывающих предприятий, лесопромышленного комплекса, — поясняет Николаев. — Поэтому мы приняли решение провести здесь совещание по образованию и позвать на него учебные заведения, бизнес, муниципальных чиновников, депутатов Заксобрания.

Это первое подобное совещание. Когда мы оказались в аудитории, очевидным стал факт: многие из присутствующих в первый раз друг друга видят.

По такому случаю в Усть-Кут приехал даже председатель Заксобрания Иркутской области Сергей Брилка. Главный его посыл был простой: директора образовательных учреждений, хватит жить психологией нищенства и просить копейки на замену досок в кабинетах, пора модернизировать материальную базу и заявлять требования на нормальное финансирование. Тем более в бюджете области есть на это деньги.

Директора школ и техникума оказались обезоруженными, все же Брилка лишил их главного аргумента в разговорах образования с властью — о деньгах и их нехватке. В аудитории не нашлось ни одного, кто мог бы сказать: «Мы у вас просили, а вы не дали!» Не просили, скромничали.

Александр Душин, глава Усть-Кута
Александр Душин, глава Усть-Кута

Самой смелой оказалась директор Усть-Кутского промышленного техникума Анжела Дубровская. В этом учебном заведении — единственном, дающем средне-специальное образование здешней молодежи, каких только специальностей нет. Нет нефтяников, газовиков, деревопереработчиков… Зато есть повар, кондитер, продавец, контролер-кассир, штукатур, столяр, автомеханик, машинист строительных и дорожных работ, швея…

Анжела Дубровская подробно рассказала, каких спецов готовит техникум и резюмировала:
— Давайте повернем бизнес лицом к образованию!
— Давайте! — радостно воскликнул Николаев.

И, широким жестом указывая на присутствующих директоров крупных компаний, предложил:
— Вот сидят предприятия лицом к образованию!

Лесники заявили, что готовы в следующем году принять на работу около тысячи человек, которые потребуются в лесозаготовке. Последовал длинный список специальностей. И вопросительные взгляды, обращенные к директору техникума — возьметесь, нет?

По Усть-Кутскому институту водного транспорта все оказалось куда сложнее. Руководство, невзирая на присутствие непосредственного потенциального заказчика — гендиректора Верхнеленского речного пароходства (одновременно — депутата Заксобрания) Николая Труфанова, подробно рассказало о том, что высшее образование в Усть-Куте никому не нужно.

— Не хотят поступать к нам, едут в другие города, — жаловался директор института Борис Утенков.

В Усть-Кутском институте водного транспорта

В Усть-Кутском институте водного транспорта

Однако тут же выяснилось, что дело не только в непопулярности (или отсутствии внятной рекламы?) вуза. Вышедшие на прямую связь по интернету руководители головного вуза сообщили, что у института возникли сложности с лицензией из-за ряда технических ошибок и недочетов при подаче документов. Оказалось, не были оформлены документы на спортивные сооружения — спортзал и спортплощадку, на пандусы для инвалидов-колясочников.

Николай Труфанов
Николай Труфанов

Труфанов настаивал: вуз нужен речникам, специалисты будут обеспечены работой как минимум ближайшие 49 лет. Речь идет о строительстве газопровода «Сила Сибири», грузы к которому подвозятся по Лене, и о перевозке леса в Усть-Кут с северных делян.

Николаев предложил, чтобы новосибирцы составили пошаговую инструкцию, как восстановить работу вуза в Усть-Куте уже к следующему учебному году. И пообещал, что депутаты Госдумы и Заксобрания будут следить за этим процессом.

Статистика

— В целом по стране, по экспертным оценкам, глубокой переработке подвергаются от силы 10 % леса, — уже в самолете, возвращаясь в Иркутск, рассказал Николай Николаев. — По предприятиям, которые мы посетили, видно, что именно полный цикл переработки является эффективным. Эффективным, прежде всего, для государства. Мы говорим о рациональном использовании природных богатств. И очень важно, чтобы стимулирование полной переработки стало для нас общей стратегией развития лесной промышленности. В том числе мы готовы этому содействовать на законодательном уровне.

Однако не последнее дело — вовлечение в экономические процессы местного населения и создание для него необходимого жизненного комфорта. На крупных лесоперерабатывающих предприятиях, в нефтедобыче зарплаты — по 80-100 тысяч рублей и даже больше. И куда с ними пойти? Пока Усть-Кут — это большая, вытянутая чуть ли не на 40 километров вдоль Лены промзона. Ни одного современного досугового центра, ни одного оборудованного спортивного объекта общей доступности. Так что еще одна задача — подтолкнуть модернизацию самого города.

Галина Солонина, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Владислав 20 сентября 2017 в 08:47

    Пиар Николаева просто безграничен. Приехал «царь» и давай всем давать наставления. А остальные типа тупые как….. ничего не понимают, кого и чему учить, как работать и т.п. Возьмите нефтяников - у них все виды работ, строительство - это аукцион. Выиграет к примеру башкирская компания - да не…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля