Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как проверить законность перерасчета платы за отопление

За три года у жильцов дома на улице Чайковского накопилось много вопросов к управляющей компании «Ангара». По большей части они касались начисления платы за коммунальные услуги и незаконного повышения тарифа на содержание жилья. А в мае 2017 года УК «Ангара» произвела второй за год перерасчет оплаты за тепло. О том, какие претензии были у жильцов и смог ли корреспондент IRK.ru разобраться в законности второй корректировки, читайте в нашем материале.

Претензии жильцов

После сдачи дома в эксплуатацию управляющая компания (УК) «Ангара» приняла его на основании проведенного застройщиком конкурса. По словам жильцов, в течение трех лет их претензии к УК касались не столько обслуживания здания, сколько начисления квартплаты и установления тарифов на содержание дома.

Собственники вспоминают, что за несколько лет подали в УК не один десяток обращений. Большинство из них содержало просьбы осуществить перерасчет за деревья и покос травы, найти собственников подвальных помещений, пояснить увеличение тарифа.

— Например, согласно условиям договора, у нас должна быть посадка деревьев на 100 тысяч в год. Придомовая территория небольшая, и куда УК собиралась высаживать деревья на такую сумму, нам непонятно, — рассказывает Светлана, собственница квартиры на улице Чайковского. — Вокруг дома заасфальтированная дорога, есть несколько деревьев, и на этом, пожалуй, все. Новых деревьев как не было, так и нет. Далее покос травы. 30 тысяч рублей за три месяца. Трава растет только позади дома — участок в несколько квадратных метров. Я очень долго просила исключить эти суммы из содержания имущества.

Собственники обратились в «Ангару» с просьбой на нереализованные деньги сделать текущий ремонт дома. Но навстречу им не пошли. Долгое время жильцы платили и за подвальные помещения, в то время как они находились в собственности третьих лиц. Разбираться в этом вопросе, по словам жильцов, УК также не хотела. Светлана сама запрашивала выписки из Росреестра с целью установить владельцев цокольных помещений.

Согласно закону, тариф на содержание жилья не может меняться в одностороннем порядке, только путем всеобщего голосования. Однако жильцы уверяют, что УК повышала его на свое усмотрение.

— Я купила квартиру два года назад. Это была моя первая квартира, поэтому я не особо разбиралась и понимала принцип начисления платы. Подавала показания счетчиков и все, — вспоминает Анастасия, собственница одной из квартир. — А через год после покупки квартиры расходы по некоторым строкам резко увеличились. Соответственно, это повлияло и на итоговую цифру в платежке.

Женщина рассказала, что в конце января этого года написала заявление в жилищную инспекцию с просьбой проверить правомерность всех начислений. Подозрение Анастасии подтвердилось: УК увеличила плату по нескольким строкам. Согласно ответу, службой установлено, что начисление платы по статьям «содержание жилья», «обслуживание приборов учета» и «вывоз ТБО» превышают установленный тариф. В нарушение действующего законодательства размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД (многоквартирном доме— Прим. ред.), устанавливается исходя из площади, не соответствующей полезной площади дома.

— «Ангара» должна была произвести перерасчет, — говорит собственница. — Однако сумма оплаты никак не изменилась, даже выросла. Я отправила в жилищную инспекцию онлайн-обращение, потом еще одно, но ответа на этот раз не последовало.

Другая жительница дома вот уже второй год не может добиться от УК компенсации за испорченную плитку в ванной комнате. Как оказалось, УК решила поставить заглушку на канализационную трубу одному из должников дома. Но перепутала квартиры. И установила ее в квартире Юлии.

— В прошлом году поставили заглушку вместо должника мне. Как потом оказалось — перепутали квартиры. Я не знала об этом и вызвала в выходные сантехников. Они начали чистить канализацию. В итоге пришлось ломать плитку. В процессе работ вылетела часть заглушки, и тогда стало ясно, в чем дело. Директор УК сказал, что это очень смешная история, но, видимо, только не для меня, — сетует Юлия.

Собственница несколько раз обращалась в «Ангару», но организация так и не компенсировала нанесенный ущерб. Деньги вернули только за вызов сантехника. Руководство УК пояснило: это не их вина, а подрядчиков, которых они наняли, поэтому именно подрядчики должны нести ответственность за испорченную плитку.

Второй перерасчет за тепло

В мае в доме на улице Чайковского «Ангара» провела второй с начала года перерасчет оплаты за отопление (первый был в январе. — Прим. ред.), который стал последней каплей, переполнившей чашу терпения жильцов. На этот раз доплатить собственникам пришлось от 900 до 6000 рублей.

Жильцы рассказывают, когда увидели суммы за отопление в платежках за май, обратились в УК. Однако толком пояснить им ничего не смогли: все законно, и на этом все. Анастасия вспоминает, что сразу написала в службу жилищного надзора, однако ответа от них не последовало.

— Я до сих пор уверена: перерасчет сделали незаконно. У нас по теплу была корректировка в январе, тогда я за свою «двушку» доплатила 2 700 рублей. В мае доначисления по моей квартире составили 2 900 рублей. И это если учесть, что наш дом новый, в нем стоит погодоведомое оборудование и общедомовой прибор учета.

Несколько недель назад женщина отправила еще одну жалобу в жилинспекцию, приложив документы от УК «Ангара» и ответ от «Иркутскэнергосбыта», в котором написано, что никакого перерасчета в мае по дому на Чайковского они не проводили. На этот раз служба жилнадзора отреагировала. Оказалось, что ведомство запросило у «Ангары» документы по дому, «необходимые для всестороннего рассмотрения доводов, изложенных в обращении». Очевидно, УК проигнорировала «просьбу», так как далее в ответе написано, что информация не предоставлена, в связи с чем «рассмотреть доводы» невозможно.

— Получается, если документы не предоставила УК — разбираться они не будут. В чем тогда заключается контроль службы, нам непонятно, — удивляются жильцы дома.

Тогда за ответом в офис управляющей компании «Ангара» отправился журналист ИА «Иркутск онлайн». Специалист расчетного отдела подтвердила, что в доме на Чайковского провели два перерасчета: в январе были доначисления за 2015 год, в феврале — за 2016-й.

— До января 2017 года норматив потребления тепла составлял 0,014 Гкал/м. В январе 2017-го необходимо было произвести его перерасчет, взяв за основу объем теплопотребления за 2016 год. Исходя из проведенного расчета норматив для начисления оплаты за отопление на 2017 год составил 0,023 Гкал/м. Данный норматив необходимо было применить с января 2017 года, однако применение произошло в мае 2017-го одновременно с доначислением за январь—апрель 2017 года, — сообщила специалист.

Сразу возник вопрос: а разве доначисления за 2016 год не должны быть в конце 2017-го? Нужно было мнение специалиста, который бы подтвердил законность этих действий. Поэтому корреспондент обратился в «Иркутскэнергосбыт». Однако представитель ресурсоснабжающей организации, сославшись на большую загруженность их специалистов, ответила, что ничем помочь в данный момент они не могут.

Жилищный надзор

Оставалась надежда на службу жилищного надзора, в который был направлен официальный запрос. По истечении семи дней — срока, когда по закону должна быть дана обратная связь — ведомство молчало. Константин Купряшкин, специалист, который и занимался подготовкой ответа, по телефону пояснил, что «ответ будет готов тогда, когда будет готов», и сообщил: обращение, которое, внимание, было отправлено восемь дней назад, 51-е и рассматривать его быстрее он не намерен.

Специалист жилищной службы был не в курсе, что, согласно закону, ответ на запрос СМИ должен быть подготовлен в течение семи дней. В противном случае следует направить письменное уведомление об отсрочке.

Если чиновник позволяет себе разговаривать по-хамски с представителем СМИ, как же он общается с жильцами, обращающимися к нему с подобными проблемами. Помощник руководителя службы Анастасия Муратова заверила по телефону, что отклик будет до конца дня. В ответе, который действительно был получен всего несколько часов спустя, написано следующее: если жильцы хотят разобраться в сложившейся ситуации, им нужно «самостоятельно обратиться в службу». Если учесть, что такие обращения от собственников уже были, нежелание работников службы даже вникнуть в суть проблемы непонятно.

За несколько дней до публикации статьи корреспондент обратился в СРО «Содружество ЖКХ». Однако ответа так и не получил.

Итак, по прошествии двух недель удостовериться в законности проведенного перерасчета не получилось. Оставалось только поверить на слово специалистам управляющей компании. Однако сами жильцы не намерены сдаваться: они подали коллективную жалобу в жилищную инспекцию. Далее, если понадобится, обратятся и в прокуратуру.

Сейчас дом на Чайковского перешел под управление другой УК. Однако его история с «Ангарой» еще не закончена. Как оказалось, УК «Ангара» не передавала ежемесячные показания по теплу в «Иркутскэнергосбыт». А это значит, что начислять плату за 2016 год будут по общему нормативу. Кто понесет за это ответственность? Очевидно, жильцы. К слову, директор УК сообщил: сотрудник, который должен был отвечать за своевременное снятие показаний, уже не работает в «Ангаре», а значит, и спросить им не с кого.

UPD: Ответ от СРО «Содружество ЖКХ» пришел через две недели после обращения к ним корреспондента. Представитель организации настаивала на его публикации. По его мнению, если ответ дан (и неважно какой), значит, претензий быть к ним не может.

Представленные документы не позволяют провести детальный анализ начислений управляющей компании «Ангара» в отношении указанного в статье многоквартирного дома. Для оценки начислений перечень документов должен включать, в том числе, показания общедомового (коллективного) прибора учета. Также хочется отметить, что в большинстве крупных управляющих компаний Иркутска внедрена практика прямых договоров с ООО «Иркутская энергосбытовая компания», при которой начисления за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение производятся напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Анастасия Маркова, ИА «Иркутск онлайн»

  • Елена Журавлева 2 ноября 2017 в 17:43

    Самая ужасная компания с хамским отношением. В квитанциях приписывали ремонт за крышу, которая была отремонтирована. Только после разбирательств( писали заявление и прилагали фото крыши) оказалось, что оплачивать не надо. Многие добросовестные плательщики уже успели оплатить. Техники дома…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля