Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

В поисках «иркутскости»: как создаётся бренд города

около 15 минут на чтение 195 комментариев
Александр Гранд. Автор фото — Зарина Весна
Александр Гранд. Автор фото — Зарина Весна

Прошло два месяца, как московский «Институт идентичности» (INSTID) взялся за разработку нового бренда для Иркутска. В октябре руководитель компании-разработчика Александр Гранд и креативный директор Сергей Клещев прибыли сюда для полевых исследований, поставив перед собой задачу узнать иркутян, почувствовать характер города и разгадать загадку, что такое «иркутскость» и в чем она заключается.

Невидимое клеймо

Мы встретились на восьмой день пребывания Александра и Сергея в Иркутске в одной из кофеен на улице Карла Маркса. К тому моменту они уже пообщались с городской общественностью, бизнесом, студентами, детьми. Впереди — серьёзные кабинетные исследования.

Александр Гранд рассказывает, что работу над брендом запустила мэрия. По итогам открытого конкурса право на разработку получил московский «Институт идентичности». С того момента началось «погружение в город», как поясняет сам директор, добавляя: «Мы уже вот-вот, совсем близко к насыщению».

— Сейчас идет первый этап исследования с выездом на местность, — говорит Александр. — Мы исследуем два аспекта: городскую идентичность и туристическую отрасль — как функционирует инфраструктура, сервис. После полевых исследований продолжим более детальное изучение Иркутска с помощью книг, фильмов, статистики и других наводок, которые дали горожане.

Александр Гранд
Александр Гранд

Кое-что Александр отправит своим аналитикам, что-то изучит самостоятельно. Будут и экспертные консультации и беседы с выходцами из Иркутска. Затем начнётся второй этап — дополнительные исследования и прокатка первых наработок и гипотез с горожанами.

— Изначальное значение слова бренд — клеймо. Сейчас времена изменились, мир стал интегрированным. Бренд сегодня — не просто физический логотип, который «шлёпают» на товар. Это незримый отпечаток на всех элементах жизни субъекта, по которым можно безошибочно считать его характер. Бренд города — это «иркутскость», свойство, проявленное во всех аспектах городской жизни. Чтобы кофейня была самостоятельная, но иркутская, музыкант во дворе играл по-своему, но чтобы в этом что-то иркутское было. В общении, прогулках, пространственных решениях, скверах это был Иркутск. Даже в поведении людей: раз увидел человека, еще увидел — и вот у меня какой-то иркутский «лук» складывается.

Наша задача — всё консолидировать в сторону «иркутскости». Сформулированные смыслы воплотятся в материи, пойдут сигнальные проекты, которые покажут, как Иркутск проявлен в визуальной форме, в ароматах, в музыке. Есть мысль о создании иркутской кухни, выделении стиля в архитектуре.

Мы надеемся, что бизнес и активные горожане, создающие пространство, условия, которые формируют мои впечатления как туриста, воспримут это «иркутское настроение», концепцию бренда и будут творить и действовать в его тональности.

Сергей Клещев
Сергей Клещев

Про чудеса и истуканов

— Мы шли по улице и увидели табличку с названием. О, Чудотворская! Я остановился, начал оглядываться, где здесь творятся чудеса. Название у меня тут вызвало образ. Я ещё там не был, но я вижу «Чудотворская», и я туда пойду. Посмотрю, что там будет, соответствует ли атмосфера улицы тому, что мы ждём.

То же с брендом. Надо привязать к Иркутску образ, который вдохновит людей — как «Иркутск, Чудотворская» или «Иркутск потрясающий». Чтобы увидели город на карте мира, услышали «Иркутск», и в голове появился образ, который поднимет с дивана и затащит сюда через тысячи километров. Поэтому одна задача — создать яркий понятный образ снаружи. Вторая — работать над тем, что получат туристы на деле.

На Чудотворской я увидел пару зданий, они будто откуда-то из Калифорнии. Оказался на берегу — там тоже что-то необычное. На этой улице захотелось не пробежать дальше, а постоять. Энергетическая ёмкость этого места повысилась, оно привлекло больше времени. Если бы там что-то продавалось, мы бы могли купить кофе на Чудотворской. Для нас Чудотворская сработала.

Историческое ли название «Чудотворская» или нет — не имеет значения. Мне как пользователю не важно, название вернулось, было всегда или придумали прямо сейчас. Это общая болезнь многих мест, где считают, что у них нет ничего за душой, и пытаются продать «мертвечину» — историю, захоронения, истуканов. Сегодня туристы едут не на достопримечательности, а за опытом, за возможностью пожить другой жизнью.

Во многих городах и регионах думают, что никому они не интересны, что надо что-то придумывать, мудрить, чтобы завлечь туриста. Нет чувства самодостаточности, а через это и происходит превращение в провинцию.

Иркутск — не Байкал и не бабр

— Когда предлагают Иркутск продавать через бабра, я задаю вопрос: что он будет для них символизировать? Тут предсказуемо перечисляют: «ну, это наши традиции», «это же уникальное существо». А я уверен, что очень много людей увидят в нем плохо нарисованного тигра, что-то странное. Они не будут знать легенду про бабра.

То же самое касается попыток вписать в графику форму озера Байкал. Подобным грешат довольно большое количество стран. Италия, может быть, имеет на это основания, но больше я не знаю государств, у кого это эффективно работает.

Даже если взять Байкал, возникает вопрос: что же мы продаем, озеро или город? Если Иркутск будет продавать себя только через Байкал, он ничего не получит. Люди будут из аэропорта уезжать на озеро. А наша задача-максимум — чтобы приезжали в Иркутск и, если у них останется время, заглядывали на Байкал или распределяли время. Конечно, Байкал надо продавать, но это отдельная задача. То, как он продаётся сейчас — это золото за бусы, грубо говоря. Но я тут Америку не открываю.

…И даже не декабристы

— Мы со студентами сыграли в игру. Я сказал: посмотрите на этого человека, — тут Александр кивает на Сергея. — Вот он такого возраста, склада, профессии, достатка, он путешествует по миру, много чего видел, и ему интересны ощущения, новый опыт, люди. И вот у него есть два-три дня на Байкал и Иркутск. Разработайте ему график пребывания, чтобы он максимальное время провёл в городе.

Они начали, естественно, с декабристов и деревянного зодчества. Полагают, что он будет часов шесть-семь смотреть на наличники и старые дома. Проведёт полтора часа у памятника Александру Третьему, еще полчаса у памятника Якову Похабову. При этом не будет ни есть, ни пить. У площади будет кружиться час у администрации, потому что там церковь, советское здание, «пересечение эпох» и всё такое. Конечно, это нереалистично.

На самом деле у памятника Александру Третьему, если он до него дойдёт, ценность будет в одно селфи. Три-пять минут — и пошёл дальше. Не очень высокая энергетическая ценность.

— С другой стороны, нельзя сказать, что это плохо, — вступает в беседу Сергей. — В Финляндии есть городок Раума, там полностью деревянные дома, выглядят как и 150 лет назад. Гуляя по нему, ты идешь туда, где, например, хороший обед. И ты не специально смотришь на дома, ты наслаждаешься ими в пути.

— Верно, речь не о том, что это не имеет права на существование, — обращает внимание Александр. — Есть заблуждение, что туриста заинтересует только история, культурно-познавательный аспект. Да, история — это хорошо. Но есть люди, есть настоящее, будущее. Туристу интересны продукты, которые он мог бы съесть сейчас, а не узнать то, что потребляли 200 лет назад. Ему нужна правда, возможность пожить в реальной атмосфере, а не участвовать в постановке.

Нам рассказали об иркутской традиции красить яйцо на Пасху (монумент русско-японских связей на улице Канадзавы. — Прим. ред.) И традиция запрещать это делать. А нам кажется, что такие милые штучки колорит и создают. Это аутентичный контент, за который туристы и платят.

От Монголии к Нью-Йорку

График пребывания специалистов в Иркутске оказался плотным. Поэтому, чтобы сэкономить время, мы двинулись по улице Карла Маркса в сторону драматического театра имени Охлопкова, где уже была назначена встреча с историком Алексеем Петровым.

— Турист нового времени — не тот, кого привезли на автобусе, выгрузили постоять, потратить, поплевать. Это турист, которой способен задержаться на какое-то время. До него надо донести, что такое «быть иркутянином», какие горожане, как живут, чтобы захотелось приобщиться к местному образу жизни. Чтобы Иркутск был не набором зданий и монументов, а стилем жизни, который во мне отзывается, с которым хочу ассоциироваться.

Вот, например, пишет кто-то: «Я поехал в Нью-Йорк». Создается образ человека, который ассоциируется с этим городом, о нем хорошо подумают. За счет Нью-Йорка он набирает очки. А Иркутск? Я запостил фотографию: вот я сижу с кофе в Иркутске. Смотрю, как люди реагируют. Судя по реакции, ставят лайки в основном потому, что я добрался сюда так далеко. Как в Монголию… А нам нужно, чтобы в Иркутск ездили с придыханием, как на «Бёрнинг Мэн», и с таким же придыханием об этом рассказывали.

На углу с улицей Литвинова Александр вдруг остановился у памятника туристу, внимательно его осматривая.

— Туризм раньше связывали со спортом, — наш собеседник указывает на «экипировку» бронзовой скульптуры. — Было даже министерство спорта и туризма. Потом он стал восприниматься в связке с историей, в регионах появились министерства по культуре и туризму. Но его нужно выделять в отдельную отрасль, как в Татарстане. Туризм — это огромный потенциал, бездонная бочка с золотом.

Дети и молодежь — лучшие градостроители

Когда разговор зашёл о встречах с местными жителями, на которых проходили сессии по выявлению городской идентичности, специалисты INSTID с улыбкой переглянулись.

— Самыми ценными оказались встречи с детьми, — говорит Сергей. — С 6-8-летними детьми и со старшей школой. Мы задавали им два вопроса: первый — как они видят идеальный дом и среду для жизни, второй — город через 100 лет.

Дети такие насыщенные сценарии выдают! 2117 год они видят как ведущие градостроители в лучших городах мира. Разделение транспортных потоков, модульные решения в архитектуре. Они нам рисуют, рассказывают — что, почему и как. Мы отправили работы нашему эксперту, чтобы он отделил индивидуальные особенности и мог найти закономерности.

— Студентам в художественном колледже мы дали задание нарисовать въездную стелу в Иркутск, как они её представляют, — продолжает Александр. — Душа Иркутска в такой лаконичной форме. Я говорю: три секунды, человек пролетает мимо нее. Большинство вариантов получились довольно тривиальными: рисовали очертания зданий Иркутска, но что это за дома? Они не знают.

На сессиях с иркутской общественностью говорили про деревянное зодчество, называли пару церквей, декабристов, Байкал, кто-то сказал про восточное влияние, купеческий город, про столицу российского востока. Еще Ангара. Я тогда не понял: ну единственная река вытекает из Байкала, что в этом такого? Здесь как с бабром: не сформулировано значение Ангары для города, хотя многие ее вспоминают. Соответственно, это какое-то важное явление для иркутян. Но нам же важен смысл!

— Есть вещи, которые везде говорят, — подхватывает мысль Сергей. — «Город на реке», «многонациональный», «город разных людей», «пересечение торговых путей», «восток и запад», «город всех религий». Какой город ни возьми — про него можно так сказать.

— Ещё было, когда историк авторитетный садится и говорит: «Ну что тут думать? Иркутск мы не продадим. Это Байкал. Всё. Это город на Байкале». Я на это сказал, раз так, то у нас для вас готово позиционирование: великий город на великом озере великой страны, — пожимает плечами Александр. — Только где здесь Иркутск?

Об оценке и недооценке

Под конец встречи мы заговорили о личных впечатлениях — что именно за время поисков «иркутскости» удалось найти и ощутить специалистам INSTID? Сергей начал с воспоминаний о прогулках по городу, как стал «фанатом» архитектуры Павлова, как случайно вышел на улицу Карла Маркса, задумавшись над вопросами астрономии.

— Мы уже знаем, что это второй город в России по количеству солнечных дней после Сочи, что нефрит блестит здесь по-особенному. Тут мне поведали историю: в Иркутске из-за особенного угла падения солнечных лучей каким-то необычайным образом падает свет. И я вижу, что он делает город каким-то искрящимся, — говорит креативный директор. — Может, это и легенда, но красивая, заставляет присмотреться к городу.

— Иркутск очень немонотонный во всех отношениях, — делится своими впечатлениями Александр. — Это в улицах, дорогах, в качествах людей присутствует.

Алексей Петров, Сергей Клещев и Александр Гранд
Алексей Петров, Сергей Клещев и Александр Гранд

— Чувствуется мощный энергетический заряд, да. Он проникает, не можешь лечь, слишком расслабиться. Это есть в людях, считывается в городской среде, когда гуляешь. При этом среди людей есть какая-то внутренняя разобщенность, когда одни действуют, а другие блокируют. Энергия на энергию, и она уходит в шум. Эффективность маленькая, — вздыхает Сергей.

На вопрос же об отношении иркутян к своему городу ответ специалистов был однозначным: многие горожане серьёзно недооценивают свою малую родину.

— Очень сильно ценность девальвирована, — соглашается Александр. — Когда меня везли на Байкал и обратно, мне про город рассказывали ужасные вещи сами иркутяне. Здесь очень много активных мощных людей, которые сами обесценивают город, говорят, ничего здесь нет особенного: климат плохой, экология, продукты дорогие и низкого качества, транспорт из рук вон и так далее.

Иркутск часто внутри называют провинцией, но наше впечатление, что это совсем не так. Город с амбицией, очень энергичный, у него большой потенциал для развития. Как Сергей сказал, это рыба, которая была в большом аквариуме, но оказалась в маленьком. Ей тесно, некомфортно. Но пока ей не верится, что аквариум когда-то снова станет большим.

— Образ Иркутска за его пределами и образ Иркутска в городе очень сильно отличаются, — замечает Сергей. — Я знаю, что для жителей Москвы или Петербурга Иркутск — это одно из мест обязательного посещения в жизни. Не был тут — ты не жил, такой неосознанный императив. Это далеко, неудобно лететь, потом проблемы со сном, но тем не менее. В городе же у многих недооценка. Поэтому надо работать не только с внешним, но и с внутренним образом Иркутска. Кстати, в одной из бесед в лицее № 2 один парень сказал: чтобы мы стали интересными другим, нам надо стать интересными самим себе. Всё!

— Всё! — повторяет Александр. — Мы тогда остановили дискуссию и сказали: это то, чем мы занимаемся, в чём мы видим нашу задачу, чего хотим помочь вам достичь. Интересны не наши предки, не памятники прошлого, а мы сами, здесь и сейчас. Мы ищем, работаем вместе дальше, и появляется стратегия — как сделать, чтобы город стал сам себе интересен.

Автор фото — Зарина Весна

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20171114/brand/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Оставить свой отзыв

Отзывы

  • Безжалостный Таракан
    Безжалостный Таракан 14 ноября 2017 в 09:39

    Бренд Иркутска - МН.
    Лучше всех знающий как управлять страной, областью, городом и любым предприятием, но при этом часто бывающий не в состоянии донести мусор до урны.
    Любящий голосовать на выборах за кого попало, но категорически требующий это право.
    Обожающий авто с японской помойки (а как разживется деньжатами - то и кредитопомойки типа фокуса или рено), на котором он норовит всех объехать по встречке, соседней полосе или через дворы.
    Вот это - настоящий бренд города.

    ответить посмотреть ответы (6)
    Плохой комментарий -23 Хороший комментарий
  • Vasiliki Dimitriadi
    Vasiliki Dimitriadi 14 ноября 2017 в 09:40

    на заметку Ламенту-спроси у них- «иркутянин или иркутчанин?»

    ответить посмотреть ответы (2)
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • grizlitik
    grizlitik 14 ноября 2017 в 10:17

    Поток сознания какой-то за бюджетный счёт..

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • Владимир Брюханов
    Владимир Брюханов 14 ноября 2017 в 11:23

    Вот странно все как то получается, нам, по сути дела, пытаются объяснить кто мы, причем делают это люди приезжие, возникает вопрос зачем? Неужели мы, иркутяне, настолько «темные» что сами не можем ответить на этот вопрос, сами не можем создать себе бренд? Нельзя идентичность привнести из вне, идентичность это глубоко личный вопрос каждого отдельно взятого общества, и каждое общество должно, эту самую идентичность осознавать само! А то получается что отношение к нам, как к колонии - пришли великие и просвещенные европейцы, в нашем случае москвичи, и сейчас расскажут нам как жить и кто мы есть, это уже даже оскорбление достоинство получается. А мэрии нашей следует тратить деньги не на московские фирмы, а начать с основ, для начала выпустить хороший школьный учебник по краеведению и обеспечить им все! школы!

    ответить посмотреть ответы (13)
    Плохой комментарий +23 Хороший комментарий
  • Weed
    Weed 14 ноября 2017 в 11:28

    Все эти истуканы просто ужасны, что этот «турист» на КМаркса,
    «ждущий студент» у баргузина, Гайдай у Цирка, господа чиновники оплачивайте это из своего семейного бюджета и ставьте у себя на даче.
    А эти ребята приехали, поболтали, получили 1,5 млн рублей и до свидания, бред какой-то.

    ответить посмотреть ответы (10)
    Плохой комментарий -16 Хороший комментарий
  • Кочергин
    Кочергин 14 ноября 2017 в 11:59

    Вроде бы идентичность все же нашли: «ничего здесь нет особенного: климат плохой, экология, продукты дорогие и низкого качества, транспорт из рук вон и так далее…»

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий -1 Хороший комментарий
  • Miss_Smit
    Miss_Smit 14 ноября 2017 в 12:08

    Закидайте меня чем хотите, НО! Никакого бренда тут не может быть! Никакой «иркутскости» Иркутск - кучка деревянных покосившихся домиков, которые периодически жгут, и между ними новостройки и торговые центры, японские подержанные машины и злые люди, которые даже время не подскажут, потому что лень руки из теплого кармана вытащить. Куча кафешек, которые поработав месяц с никакой кухней и плохим обслуживанием закрываются через месяц. Жадные бесполезные чиновники и хламовый транспорт а-ля 30-ки и 80-ые. Вот тебе и иркутскость!

    ответить посмотреть ответы (71)
    Плохой комментарий -4 Хороший комментарий
  • Галина Анциферова
    Галина Анциферова 14 ноября 2017 в 12:44

    я бы не доверяла человеку, ищущему Иркутскость.

    ответить
    Плохой комментарий +7 Хороший комментарий
  • Галина Анциферова
    Галина Анциферова 14 ноября 2017 в 12:48

    вопрос на засыпку: если Москва - московскость, то Казань - ?

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Галина Анциферова
    Галина Анциферова 14 ноября 2017 в 12:55

    бренд у города уже есть. и давно. таким и будет. Иркутск - город контрастов. бесплатный совет для московских гостей.

    ответить посмотреть ответы (13)
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • kotyana
    kotyana 14 ноября 2017 в 12:56

    Один заезжий француз сказал: «Для туриста - Иркутск неизбежное зла на пути к Байкалу. Но может быть и хуже, если Байкал ограничивается Листвянкой».

    ответить посмотреть ответы (2)
    Плохой комментарий +8 Хороший комментарий
  • Галина Анциферова
    Галина Анциферова 14 ноября 2017 в 13:04

    на Чудотворской чуда ищут. наивные.

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • John Kapterskiy
    John Kapterskiy 14 ноября 2017 в 13:13

    Один тут залетный дезигнер уже объяснял зачем городу шрифт. Тут дело похожее. Нарисуют дезигнеры общеупотребительные символы, знаки, эмблемы… Будут они рекомендованы мэрией к употреблению.

    В общем то дело неплохое. Привести все городское оформление к одной стилистике, к единому образу.

    Только вот прикрутить этот дезигнерский образ к кривым билбордам, битым дорогам, убогим деревяшкам, дымящим маршруткам, узким и забитым машинами дворам - будет проблематично. Нелепо.

    ответить
    Плохой комментарий +11 Хороший комментарий
  • SlavN
    SlavN 14 ноября 2017 в 13:48

    "Раньше думал что Иркутск это у «черта на куличках», теперь думаю что «у Христа за пазухой»

    ответить
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Артур Ким
    Артур Ким 14 ноября 2017 в 15:30

    Еще в прошлой теме народ справедливо писал что эта компания типа «рога и копыта», они себе сайт то нормальный сделать не могут. От примеров их работ вообще тошнота начинается http://www.instid.org/work-1/

    ответить
    Плохой комментарий +4 Хороший комментарий
  • dmadm
    dmadm 14 ноября 2017 в 16:03

    Иркутску для начала бы зад отмыть и уши почистить, а потом уже губы красить согласен .

    ответить
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Галина Анциферова
    Галина Анциферова 14 ноября 2017 в 16:25

    так о чем я вам и говорю. дети декабристов - суровый народ.

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Запасной Аэродром
    Запасной Аэродром 14 ноября 2017 в 17:17

    У меня только один вопрос: сколько мэрия отвалила денег этому кружку детского творчества?

    ответить
    Плохой комментарий +7 Хороший комментарий
  • Milly_Vanilly
    Milly_Vanilly 14 ноября 2017 в 17:24

    Думаю самолюбие у города появится после 2030х годов, когда пройдет волна капремонта и все домики станут выглядеть как минимум аккуратно, как максимум прилично.

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий -3 Хороший комментарий
  • Иван Андреевич
    Иван Андреевич 14 ноября 2017 в 17:54

    У меня аж смузи из монитора замироточило.

    ответить
    Плохой комментарий +12 Хороший комментарий
Страницы
следующая →

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход