Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Частные перевозчики повысят стоимость проезда до 20 рублей

С 3 мая в Иркутске подорожает стоимость проезда в общественном транспорте. На каких маршрутах повысятся цены и почему, изменится ли цена поездки на муниципальном транспорте и как относятся к повышению тарифа водители и пассажиры — в ситуации разбирался журналист IRK.ru.

На прошлой неделе появилась информация, что восемь частных перевозчиков в Иркутске с 3 мая повысят стоимость проезда. Тариф вырастет до 20 рублей днем (с 6:00 до 20:00) и 25 рублей вечером (с 20:01 до 23:00).

Изменение коснется 17 маршрутов. Уведомление от частных перевозчиков поступило в городскую администрацию. В соответствии с ФЗ № 220 предприниматели не обязаны согласовывать стоимость проезда с муниципалитетом.

Стоимость проезда повысится на следующих маршрутах:

  • № 2 (Центральный рынок — Областная больница);
  • № 3 (6-й поселок ГЭС — Аэропорт);
  • № 10 (Инфекционная больница — Центральный рынок);
  • № 12 (Сквер Кирова — Верхняя Набережная);
  • № 16к (Сквер Кирова — Проспект Жукова);
  • № 20 (Аэропорт — Ж/д вокзал);
  • № 28 (Поселок Боково — Цирк);
  • № 28р (Авиазавод — Центральный рынок);
  • № 50 (Микрорайон Топкинский — Аэропорт);
  • № 64 (Предместье Рабочее — Микрорайон Университетский);
  • № 65 (Ново-Ленино — Центральный рынок);
  • № 66 (Ново-Ленино — Автовокзал);
  • № 80 (Областная больница — Аэропорт; кольцевой);
  • № 81 (Центральный рынок — Китай-город);
  • № 83 (Микрорайон Радужный — Центральный рынок);
  • № 88 (Троллейбусное депо — Управление ГЭС; кольцевой);
  • № 98 (Улица Дорожная — площадь Сперанского).

Помимо уже названных маршрутов объявления об изменении стоимости проезда появились и в маршрутках № 4, 22А и 27. В последнем цена повысится с 6 мая и только до 20 рублей.

Объявление из маршрутки № 22А
Объявление из маршрутки № 27

Объявление из маршрутки № 22А

Объявление из маршрутки № 27

Сейчас иркутяне платят за проезд в общественном транспорте 15 рублей. До сих пор это самый низкий тариф в России. Цена действует в городе с января 2016 года, а до этого жители Иркутска на протяжении семи лет отдавали за проезд 12 рублей.

Для сравнения: стоимость проезда в Братске составляет 20 рублей, в Усолье-Сибирском — 16, в Усть-Илимске — 19, в Тулуне — 17, в Ангарске — 16 рублей на трамвае и 20 на автобусе или маршрутке. В соседнем Улан-Удэ поездка на трамвае обойдется в 15 рублей, на маршрутке или автобусе — в 20 рублей.

Законно ли повышение стоимости проезда частными перевозчиками?

С этим и другими вопросами мы обратились к начальнику управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Булату Тугутову. Он пояснил, что федеральный закон № 220 от 13 июля 2015 года выделяет два вида перевозок: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Первые — это те, по которым муниципалитетам из бюджета оплачивается транспортная работа, по ним же впоследствии заключат муниципальные контракты на перевозку пассажиров.

— В первую очередь это социально значимые маршруты, которые не являются рентабельными. Их нет смысла выставлять на конкурс, потому что на них никто не выйдет. Все остальные виды перевозок, которые не оплачиваются за счет средств городского бюджета, относятся к нерегулируемым. Каждый перевозчик ведет собственную тарифную политику, и его действия укладываются в рамки закона, — объясняет Булат Тугутов.

Булат Тугутов
Булат Тугутов

По его словам, рынок отрегулирует стоимость проезда, поэтому разнобоя и каких-то резких скачков не будет. Начальник городского управления транспорта не исключает, что остальные частные перевозчики Иркутска тоже повысят цену.

— Для частных перевозчиков главным является экономический фактор. Нефтепродукты постоянно дорожают. Если посмотреть динамику роста цен на дизельное топливо, бензин и масла за последние три-четыре года, станет ясно, что она достаточно стремительная, — подчеркивает собеседник. — Сейчас дизельное топливо стоит около 42 рублей за литр. Три года назад его стоимость была на треть меньше, а тариф у нас с тех пор не менялся.

Стоимость проезда в муниципальном транспорте пока не изменится. Эта процедура в МУП более сложная и длительная, чем у частных перевозчиков.

— Переходный период законом обозначен до 2020 года. Если удастся отыграть муниципальные контракты в этом году, то повышение тарифа на муниципальном транспорте, в принципе, возможно во втором полугодии 2018 года или в 2019 году, — объясняет Тугутов. — Частным перевозчикам проще изменить стоимость проезда, они собрались и договорились, а по муниципальным контрактам нужно сначала найти источник финансирования, затем дума должна принять решение о внесении изменений в бюджет. Проект бюджета проходит общественное обсуждение, свое заключение на него дает прокуратура, участвует общественная палата и граждане. Только после того как внесут поправки в бюджет, мы можем выходить на аукцион.

17 маршрутов, которые подорожают с 3 мая, пересекаются с муниципальными. Можно сказать, что пока у иркутян есть альтернатива и возможность сэкономить.

Всего в Иркутске 87 автобусных, девять троллейбусных и семь трамвайных маршрутов. По городу курсируют 48 трамваев и 54 троллейбуса. МУП «Иркутскавтотранс» обслуживает 36 автобусных маршрутов (из 87) — на них ездит 215 единиц транспорта. Все остальные маршруты обслуживают частные перевозчики.

Как пояснил начальник управления транспорта, общее количество автобусов, используемых для перевозки пассажиров в Иркутске, — 1282 (1067 из них — частный транспорт). Коммерческие перевозки организованы по 51 маршруту, несложно посчитать, что треть из них в мае подорожает.

— Альтернатива у пассажиров есть, потому что «Иркутскавтотранс» охватывает практически все части города, в том числе такие отдаленные районы, как Ново-Ленино, Жилкино, Иркутск-2, микрорайоны Юбилейный и Синюшина гора. Тот же самый Солнечный, хоть он у нас и перенасыщен частниками, там ходят трамваи, троллейбусы и автобусы муниципальные, — добавляет собеседник.

Проезд вечером подорожает до 25 рублей, а будет ли транспорт ходить допоздна?

Еще один вопрос, который волнует пассажиров. Люди готовы платить больше, если будут уверены, что в 22:00 или 23:00 спокойно уедут из одного конца города в другой.

— Независимо от тарифа, ездить в это время маршрутки и автобусы в любом случае должны, потому что у них есть расписание. Если оно нарушается, это служит основанием для привлечения к административной ответственности. С введением вечернего тарифа у перевозчиков как минимум возрастет моральная ответственность перед населением, перед городом, что они при меньшем пассажиропотоке обязуются соблюдать расписание и ездить допоздна, — размышляет начальник управления транспорта.

Как будет считаться стоимость поездки, если сел в транспорт до 20:00, а вышел из него в 20:30?

По правилам организации пассажирских перевозок, согласно Гражданскому кодексу РФ, уставу автомобильного транспорта, по законам и нормативным актам, поездка должна оплачиваться перед началом движения. Водитель обязан вручить билет пассажиру. Но в Иркутске исторически сложилось по-другому. Оплату мы производим на выходе, да и билет никто не дает.

— Сейчас пассажиры общественного транспорта в Иркутске, по сути, имеют статус безбилетных и могут быть привлечены к административной ответственности за безбилетный проезд, — отмечает Булат Тугутов. — Кроме того, если произойдет ДТП и встанет вопрос о компенсации со стороны страховой компании, у человека не будет подтверждения, что он пассажир, его как бы не было в этом транспорте.

— Но в большинстве автобусов, маршруток билетов как таковых нет…
— Билетная продукция есть у всех. Вопрос в другом: она не вручается. И это обоюдная вина пассажира и перевозчика.

Старые и грязные автобусы 20 рублей не стоят

Еще одна проблема — общее состояние транспорта в Иркутске. На отдельных маршрутах можно встретить такие автобусы, в которые, честно говоря, и заходить страшно, а платить за поездку в них 20, а тем более 25 рублей — и вовсе жаль.

В городе регулярно проходят рейды по проверке технического состояния пассажирского транспорта с участием ГИБДД и транспортной инспекции. Управление транспорта Иркутска не может требовать от перевозчиков обновить автопарк, но может рекомендовать произвести обновление. Как рассказал Булат Тугутов, к осени прошлого года по рекомендации управления перевозчик, обслуживающий маршрут № 80 (всего 45 автобусов), обновил 40 % парка.

— Сейчас, если произойдет повышение тарифа по каждому из маршрутов, у перевозчиков появится дополнительная возможность закупать обновленный подвижной состав. Два года для «Газели» хватает, чтобы ресурс у нее подустал. Если машина старше двух-трех лет, то перевозчик старается ее обновить, либо по программе утилизации, либо в лизинг берет новую технику, либо продает старую машину и приобретает новую, — добавляет он.

«Мы тоже кормим семьи и платим налоги»

В течение апреля перевозчики должны проинформировать пассажиров о готовящихся изменениях, но пока опрошенные на улице иркутяне не в курсе. Некоторые на ходу небрежно бросали: «Что-то слышал. Плохо». Встречались и такие мнения: «Нормально к этому отношусь. Они же тоже люди, им семьи кормить нужно».

Водители частных автобусов и маршруток считают, что стоимость проезда в Иркутске давно пора повысить. Александр работает водителем на маршруте № 2. Рассказывает, что уже 17 лет занимается коммерческими пассажирскими перевозками.

— У меня было три собственных машины, я все продал и не раскаиваюсь, потому что это невыгодно. Работаю теперь как раб на чужой машине. Как только найду официальную работу подходящую, брошу это гнилое дело, — начинает Александр. — Если бы в год хотя бы на рубль дорожал проезд с того момента, как он был 12 рублей, то мы бы уже пришли к стоимости почти в 30 рублей.

Александр
Александр

Машина, на которой работает Александр, приобретена перевозчиком (ИП Кошкин) в кредит. Ее стоимость 2,5 миллиона рублей. После выплаты кредита автомобиль обойдется в 3,5 миллиона. По словам водителя, многие иркутские перевозчики сейчас оказались в долгах перед банками. Заниматься перевозками нерентабельно, потому что все дорожает, а прибыль не растет.

Егор третий год работает на маршруте № 10. Мужчина заключил договор с ООО «Бригада» и занимается перевозками на личном автомобиле. На маршруте ежедневно работает 40 машин. Одна машина за полный рабочий день перевозит 500-600 пассажиров.

— Я думаю, с нашими ценами на топливо стоимость проезда должна быть в пределах 30-35 рублей. Потому что нужно закрыть тот же кредит на машину, какие-то деньги принести домой, в семью, — говорит Егор. — Водитель за весь рабочий день — с шести утра, когда получает путевку, и до 21-22 часов — зарабатывает полторы-две тысячи рублей. Это очень маленькие деньги. Коммерсанты, которые хлеб продают, за два часа эти две тысячи получают.

Егор
Егор

Еще один водитель маршрута № 2, Игорь, признается, что работает себе в убыток. Топливо постоянно дорожает, стоимость литра солярки — 42 рубля, а к лету поднимается еще.

— Давно надо было повысить стоимость проезда. Мы, как и все люди, кормим семьи, платим налоги, нам тоже надо купить что-то покушать, одеться, у многих есть дети, — возмущается водитель. — Да все в итоге поднимут. Муниципальный транспорт тоже повысит стоимость проезда, только для этого какой-то период времени нужен.

Водитель маршрута 16К Сергей год занимается перевозкой пассажиров. Мужчина уверен: подорожание необходимо, несмотря на недовольство иркутян. Даже в соседних городах стоимость поездки выше, чем в Иркутске.

— В Ангарске уже давно проезд стоит 20 рублей, хотя там расстояния намного меньше, чем у нас. Везде цены как цены, только мы нищие. Конечно, ждали повышения тарифа, надеялись. По городу минимум проезд должен стоить 20 рублей, — считает он.

До повышения стоимости проезда на частных маршрутах остается буквально две недели. Не исключено, что тариф изменится и на других направлениях, — это лишь вопрос времени. Но то, что на транспортные расходы иркутянам придется тратить больше денег, уже факт.

Автор фото — Зарина Весна

Алина Вовчек, IRK.ru

  • matros 12 мая 2018 в 14:16

    То есть 50 тыс в месяц есть?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля