«Параграфы» — проект питерского арт-центра в Перинных рядах. В экспозиции представлена 61 литография (копия) из частных коллекций Германии, Франции и Бельгии. Проект существует не первый год и уже побывал в разных городах. В Иркутске работы выставлены в усадьбе Сукачева до 30 сентября. Общая стоимость собрания, по информации владельцев, превышает один миллион евро.
На выставке можно познакомиться с основными этапами творчества Пикассо. «Ранний период» представлен серией «Голубой цвет Барселоны». В это время художник жил в Барселоне и Париже, на его полотнах часто появлялись изображения влюбленных пар, сцен в кафе и кабаре.
После потери близкого друга художника Карлоса Касагемаса, покончившего жизнь самоубийством, многоцветие работ сменилось серо-голубыми и синими тонами — оттенками печали, тоски и одиночества. Пикассо сильно переживал эту утрату. Частыми сюжетами работ «голубого периода» стали изображения одиноких женщин и мужчин, сумасшедших, стариков и матерей с детьми.
На выставке представлены женские портреты. Есть здесь изображения, выполненные с соблюдением всех пропорций, а также сюрреалистические, в которых художник намеренно исказил женскую красоту.
— У Пикассо есть и более классическая, привычная для нас живопись. Не кубизм и не сюрреализм. Он пробовал разные стили, искал себя, не боялся экспериментировать, и в этом его уникальность, — отмечает научный сотрудник Усадьбы В.П. Сукачёва Кристина Ильюшкина. — На одной из картин изображена женщина с ребенком. Это душевная и трогательная работа, образец классической живописи. Кубизм Пикассо тоже полон чувств и эмоций, он не абстрактный, как многие думают, просто его надо изучать.
Литографии выставлены под специальным музейным стеклом. Через него можно четко рассмотреть малейшие детали изображения.
Аналитический и синтетический кубизм, основоположником которого считают Пикассо, представлен серией «Папье-Колле». На одной из работ можно разглядеть фрагмент газеты. Многие исследователи приписывают художнику изобретение техники коллажа.
В 1937 году Пикассо создает свою знаменитую «Гернику». В апреле фашистская авиация разрушила небольшой городок басков Гернику. Художник, пораженный этим событием, не остался в стороне.
На выставке показан путь создания огромного полотна в 37 эскизах. Некоторые из них напоминают детские рисунки, но в этом и был весь Пикассо.
В преклонном возрасте художник посетил выставку детских рисунков и заметил: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».
Современники Пикассо вспоминали, что картину называли самым уродливым его произведением, некоторые критики писали, что полотно видело только спины посетителей, потому что на него неприятно было смотреть. Других «Герника», наоборот, восхищала масштабом.
— Картина не теряет актуальности, потому что мы и сегодня являемся свидетелями того, что происходит в мире, какие ведутся войны, — комментирует сотрудница музея. — По наброскам Пикассо можно рассмотреть в деталях все полотно, понять, как оно создавалось.
Трагедия одного города, переданная с помощью геометрии кубизма, хоть и не выглядит реалистично, но производит впечатление. Полотно выставлялось в разных странах, а с 1992 года хранится в Музее королевы Софии в Мадриде.
В послевоенное время Пикассо увлекался корридой. Бой быков изображен на его работах серии «Торос и торерос». Художника волновала тема пребывания человека на грани жизни и смерти. Итогом творчества выдающегося мастера в рамках выставки служит серия «Война и мир».
— Пикассо, конечно, попал в весь этот водоворот 20 века — это и Вторая мировая война, и Европа, которая бурлила в то время. На одной работе изображена война, на другой мир — такими, какими их видел художник, — поясняет сотрудница музея.
В центре зала фотографии мастера. На них Пикассо такой, каким знали его друзья и близкие: простой, непринужденный и жизнерадостный. На одних снимках художник показан в домашней обстановке – моется в ванне или позирует с котом в руках, на других — увлеченно работает в мастерской.
Стоимость билета на выставку «Параграфы» — 300 рублей, для льготников — 200 рублей.
Автор фото — Геннадий Кноп
Алина Вовчек, IRK.ru
раньше же писали, что на выставку вход свободный