Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Руководитель ПАО «Белореченское»: за пять лет из Усолья уехало столько жителей, сколько работает у нас

Первый заместитель генерального директора СХ ПАО «Белореченское» Степан Франтенко в интервью IRK.ru рассказал, почему вернулся в регион, а не остался за границей, объяснил, в чем специфика сельского хозяйства как бизнеса, и открыто рассказал о проблемах Усолья-Сибирского и Усольского района, требующих решения.

Пенсионную реформу надо корректировать

Недавно в первом чтении Госдума приняла законопроект об изменениях в пенсионном законодательстве. И конечно, это касается многих из нас. Уверен, перед вторым чтением надо сделать перерыв, хорошо все просчитать и продумать. Сначала надо разработать методику расчета прожиточного минимума для пенсионеров. На мой взгляд, он должен быть выше стандартного прожиточного минимума, должен учитывать растущие цены на лекарства, зимнюю одежду и так далее. На втором этапе уже рассчитать, каким должен быть возраст выхода на пенсию. Важно учитывать, кем человек работает и где. Учителям и врачам, чтобы поддержать имидж этих профессий, работникам сельского хозяйства, занимающимся тяжелым физическим трудом, и тем, кто всю жизнь трудился на вредном промышленном производстве, не нужно повышать пенсионный возраст. Это касается и тех, кто обеспечивал развитие страны в суровом климате Сибири и Крайнего Севера.

Я не призываю к митингам, не выступаю с лозунгами, считаю, задача совсем в другом — нужно корректировать закон, чтобы он был на пользу государству и людям. Поэтому я выступил с открытым обращением к авторам пенсионной реформы с предложением сделать паузу перед принятием закона. Знаю, что уже очень много людей разделяют мое мнение.

Люди уезжают

В Иркутской области живет 2,4 миллиона человек, а двадцать лет назад было 2,7 миллиона. Люди уезжают. Из Усолья-Сибирского многие уехали в связи с той ситуацией, которая сложилась. 25 лет город просто на куски рвали, рабочих мест не осталось. Новой администрации приходится из развалин все восстанавливать. Сложно, но возможно. Вот и иду помогать.

Каждый год из города уезжает в среднем тысяча человек. Для сравнения: на нашем предприятии и в торговой сети «Белореченское» работают 5000 человек. Вот представьте, за пять лет из города целиком уехало предприятие.

В основном уезжает молодежь, конечно. Проводили опрос студентов из Усолья: 23 из 25 человек ответили, что не хотят возвращаться обратно. Едут учиться в Иркутск и другие города и в них остаются.

Я учился за границей, но не собирался там оставаться. Хотя предложения поступали, работу предлагали. Но нужно было вернуться, иначе не мог. Здесь родные места, предприятие, на котором сложилась династия. И почему считают, что там должно быть лучше? «Развернуться» можно где угодно, была бы цель и понимание, как ее достигнуть.

Опасный Усольехимпром

В Усолье-Сибирском и районе накопилось много проблем, которые не решаются годами. Первое, это Облкоммунэнерго — областное предприятие, которое является банкротом. В городе не проходит ни дня без перебоев с электричеством. О какой территории опережающего развития рассказывают, если нет просто электричества? Какой инвестор готов вкладывать в предприятие на территории, где в любой момент могут отключить свет? Отдайте муниципалитету сети, мы сами выберем, кто будет их обслуживать. Каждый год из-за этого огромные проблемы с подготовкой города к зиме. Не дай бог, высоковольтную линию перебьет зимой, а у нас один вход, запасного варианта нет, и сети перемерзнут с горячей и холодной водой. В Усолье 76 тысяч человек, плюс Мальта, Тельма и остальные населенные пункты. Что делать будем?

Второе, Усольехимпром. Предприятие давно перестало существовать, но экологическое наследие осталось. Это и скважина с эпихлоргидрином, и остов цеха ртутного электролиза, под которым целое озеро ртути. Нормальной охраны нет, на территорию постоянно лезут разворовывать металл. Там стоят цистерны с ядом под давлением. В июне «металлисты» колеса у одной спилили, бочка упала, деформировалась и засифонила, кое-как избежали катастрофы.

Необходимо провести демеркуризацию (удаление ртути. — Прим. ред.) на площадке химпрома. Если приехать на территорию в сильную жару, то можно увидеть, как ртуть катается по асфальту. Городские власти вместе с депутатами Заксобрания пока смогли добиться лишь того, чтобы проект по удалению тяжелого металла, который девять лет пролежал, восстановили и передали другой компании.

На мой взгляд, нужен еще и общий специальный проект по ликвидации всех экологических угроз химпрома, не только ртути. И муниципалитету без поддержки с этим не справиться. Совместными усилиями города и областного парламента эту проблему надо решать. Тогда можно добиться и регионального, и федерального финансирования.

В городе нет дорог, в районе — чистой воды

Три основных направления, которыми важно заниматься сегодня: инфраструктура, социальная сфера и благоустройство. По первому — это дороги, электричество, вода. Финансирование дорожных работ в Усолье и Усольском районе скудное. За 20 лет в городе впервые капитально ремонтируют улицу Менделеева. Но остается еще почти 200 километров дорог, некоторые участки в чудовищном состоянии. Есть проекты на капремонты дорог по улице Интернациональной и на Комсомольском проспекте, только вот где деньги, почему соседним городам в три раза больше дают?

Инвестировать нужно в город, чтобы привести его в порядок, а не урезать финансирование на создание комфортной городской среды. В прошлом году Усолье получило более 60 миллионов рублей, было отремонтировано шесть дворов. В этот раз сделали проект на восемь дворов, а выделили 20 миллионов рублей. В итоге делаем только три двора, хотя у нас их довольно много.

Если говорить про социальную сферу, отдельно остановлюсь на школах. У города с бюджетом 1,6 миллиарда рублей образовательным учреждениям выписано предписаний по устранению требований пожарной безопасности на 400 миллионов рублей в садах и школах. Администрация пытается «закрыть» эти предписания, ищет возможности выполнить требования. Но при бюджете, в котором более 80 процентов уходит на зарплаты людям, на оставшиеся деньги планомерно решать серьезные проблемы нереально.

В Усольском районе осталась проблема дороги в поселок Раздолье. Это то, что называют направлением, а не дорогой. А поселок прекрасный, в живописном таежном месте, люди там исключительно радушные живут, очень бережно относятся к окружающей природе. Родители подросших детей отправляют в город на учебу, это всего 70 километров. Кто-то ездит навестить друзей, родных, кто-то добирается на работу в Ангарск или Усолье. Но поездка до поселка и обратно превращается в настоящее испытание.

Есть и другие архиважные проблемы. Например, городскому жителю в 21-м веке сложно понять, что такое отсутствие пригодной для употребления воды. А в Усольском районе в поселке Железнодорожном и в селе Сосновка воды нормальной нет, в ней нитраты, даже как техническую нельзя использовать. Из семи населенных пунктов Большееланского муниципального образования водонапорная башня есть только в Большой Елани, а у остальных вода привозная.

Конечно, не хватает социальных объектов. Я говорю про ФАПы в отдаленных деревнях и селах. В Раздолье до сих пор нет спортзала, в Тальянах сгорел дом культуры, новый так и не построили. Все это наши жители заслуживают не меньше, чем жители мегаполисов. У нас много талантливых коллективов в глубинке, в тех же Тальянах ДК нет, а потрясающий самодеятельный хор есть, конкурсы выигрывают! У нас много активной молодежи, одаренных ребятишек. Так что будем работать, вопросов, которые требуют решения, хватает.

Участие в ТОСЭР

Понемногу началось развитие территории опережающего развития (ТОСЭР), новые предприятия начали заходить. Недавно появились два новых резидента: фанерный завод и производство пластиковых изделий. В ближайшее время начнет защищаться фабрика мороженого. Документы на резидентство в ТОСЭР подали, сейчас делаем проект, проходят экспертизы.

Фабрика мороженого откроется в Усолье-Сибирском рядом с молочным заводом. Планируем быстрее пройти экспертизы, чтобы залить фундамент до холодов, а в конце февраля запустить производство. Создадим около 100 рабочих мест. В рамках резидентства хотим сделать дорогу на улице Бурлова, инфраструктуру надо восстанавливать. Эта дорога нужна не только молочному заводу, но и горожанам и другим предприятиям.

На молочном заводе мы поставили новое приемное оборудование и пастеризаторы, внедрили линию по розливу в ПЭТ-бутылки. Скоро установим вакуумно-выпарную установку, позволяющую сжижать молоко, к примеру, для производства сгущенки.

«Сельское хозяйство — это не только производство продуктов»

Так уж сложилось, что подразделения «Белоречья» — фермы, хозяйства, цеха, фабрика — по сути, якорные производства в 22 деревнях, селах в Усольском, Черемховском, Аларском районах. Да и в Усолье-Сибирском много людей работают в магазинах, на молзаводе, даже ездят в поселок Белореченский на работу на фабрику.

Предприятие постоянно развивается, чтобы обеспечивать многотысячный коллектив работой, а Иркутскую область — продуктами. Сельское хозяйство — это не бизнес быстрой прибыли, это методичная, ежегодная, рискованная, монотонная работа. Результаты вы увидите не сразу: на следующий год или еще позже. Особенно это касается селекции, когда нужно вывести несколько поколений и потом отбраковать половину. А если случится год засухи, что потом делать? С таким колебанием цен, повышением тарифов это риски, но производство жизненно необходимо всем людям, проживающим в регионе, важно, чтобы продукты питания всегда были.

Мы гордимся, что производим экологически чистую продукцию, без примесей и суррогатов. Это большой ассортимент молочной и мясной продукции, яиц, овощей, хлебобулочных изделий. Цикл производства полный и сбалансированный. Сами занимаемся земледелием, чтобы получить муку и корм, сами выращиваем и содержим птицу (1,7 миллиона голов) и крупный рогатый скот (около 15 тысяч голов), занимаемся переработкой и реализацией.

В этом году большая работа проделана в ПАО «Белореченский». Построили бочку для хранения зерна вместимостью 6 тысяч тонн, это 100 вагонов. До этого силосы были объемом по 3 тысячи тонн. В среднем ежегодно собираем 120 тысяч тонн зерна, обрабатываем 70 тысяч гектаров земли. Планируем еще строительство нескольких таких бочек, есть участок земли под это.

Есть планы по производству масличных культур — занялись выращиванием рапса. В этом году посеяли 3 тысячи гектаров. В сентябре соберем урожай. Получим масло и жмых для кормления крупного рогатого скота. По своим характеристикам рапсовое масло не уступает оливковому и подсолнечному. Сейчас прорабатываем варианты по переработке масла, которое можно использовать в производстве соусов и майонезов. Уже заключено соглашение с партнерами в Китае, они хотят закупать у нас рапс.

Рапс интересен еще и тем, что из него можно делать биодизель. Есть у такого топлива минусы — это только летняя солярка, срок годности у него меньше, чем у нефтяного топлива, и он приводит к коррозии двигателей внутреннего сгорания. У себя на предприятии в качестве эксперимента используем биотопливо для работы двигателей сушильных машин. Для России это совсем ново, а вот в Европе уже работают заводы по производству биотоплива. А еще в процессе производства образуется глицерин, который применяют в фармацевтике. В общем, будущее у этого направления большое. Учитывая, что на территории Усолья-Сибирского хотят организовать фармацевтический кластер.

Постоянно занимаемся модернизацией корпусов молочно-товарных ферм. В конце июля запустили вторую очередь фермы в деревне Табук. На следующий год есть планы построить большегабаритные фермы в Хайте и Худорожкино. Завершаем реконструкцию в Сосновке, где молодняк выращивают. На основной площадке, где получаем яйцо, каждый год обновляли корпуса. Теперь планируем их поэтапное расширение.

Государство должно поддерживать сельское хозяйство. В развитых странах оно приравнено к доктрине безопасности, потому что если не можете свой народ накормить, на что вы вообще годны? Все аграрии скажут, что хотелось бы получать больше поддержки. Но наша задача — использовать все условия по максимуму, расширять предприятие, наращивать потенциал аграрного комплекса Иркутской области, если есть такая возможность.

Сельское хозяйство — это не только производство продуктов, но и возможность трудоустройства людей, социальная миссия. Труженики сельского хозяйства — главное «золото» района. Самые ответственные люди, самые увлеченные. Несмотря на то что сегодня труд на многих участках механизирован и техника очень продвинутая, все зависит именно от людей. Например, работа комбайнера и доярки — от зари до зари. Мы гордимся нашими людьми, среди них есть заслуженные работники сельского хозяйства, специалисты с наградами муниципального, областного и федерального уровня. Благодаря профессиональному коллективу предприятие занимает лидирующие позиции по производству.

Автор фото — Анастасия Влади

Алина Вовчек, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля