Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Режиссер Анастасия Зверькова: «Мы знакомы?» звучало отовсюду

Зрители не часто досматривают фильмы до титров. Не знают, кто работал над созданием картин. Тем более если речь идет о кино, сделанном в Иркутске. Имя режиссера Анастасии Зверьковой уже звучит на российских и зарубежных киносмотрах. В интервью IRK.ru девушка рассказала, как начала снимать документальные фильмы, кто становится ее героями и что происходит с региональным кино.

Жизнь как езда на трамвае

«Земляк» — мой первый фильм, дипломный. Когда размышляла над темой, мастера высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве дали мне дельный совет: первые работы лучше снимать дома.

Как раз в это время из Иркутска позвонил кинопродюсер Амгалан Базархандаев, который всегда меня поддерживал и сыграл очень важную роль в моей профессиональной судьбе. В тот вечер он рассказал, что хочет сделать фильм о русском африканце Франсуа Дембеле и предложил мне стать режиссером. Сюжет меня заинтересовал: любимый иркутянами ведущий прогноза погоды круто изменил свою жизнь и стал водителем трамвая.

К съемкам мы с оператором Дмитрием Слободчиковым и звукорежиссером Владимиром Сергейчуком приступили уже через месяц — в новогодние каникулы 2015 года. Вместе с Франсуа мы выходили в рейс и весь день ходили за ним с камерой и наблюдали за его жизнью. А что значит быть водителем трамвая? Это когда ты в шесть утра выходишь в рейс, и на тебя сыплются 33 несчастья: авария на путях, пьяный пассажир, дверь, которая перестает работать на холоде, и чтобы она закрылась, нужно зачистить контакты пилочкой для ногтей… И вот представьте себе, несмотря на этот каскад неприятностей, Франсуа спокойно и доброжелательно продолжал выполнять свою работу. А когда усталый пришел домой, и мы спросили: «Как ты это терпишь изо дня в день?». Он ответил, что просто никогда не позволяет себе отвечать негативом на негатив. Потому что главное в жизни — формирование души.

Я считаю, что езда на трамвае — метафора его жизни. Потому что на пути африканца, пусть даже с российским паспортом, жизнь в Сибири готовит массу препятствий. Но Франсуа все преодолевает и постоянно учится новому. Сейчас, например, он серьезно занялся сельским хозяйством: у себя на участке выращивает вкуснейшие помидоры, разводит кур, в планах — кроличья ферма.

Для участия в фестивалях фильм стали предлагать еще на курсах. Потом я влилась в фестивальное движение, активно продвигала картину, и в какой-то момент «Земляк» стал вирусным: отборщики кинофестивалей сами стали предлагать его к показу. Так он три года путешествовал по разным странам: демонстрировался в России, Франции, Англии, Норвегии, Латвии, Казахстане и Израиле. И только сейчас, с наступлением 2019 года, стало возможно опубликовать его в сети. Интернет-премьера состоялась на YouТube-канале «Кинокомпании Юрия Яшникова».

«Мы знакомы?» звучало отовсюду

После защиты диплома у меня была возможность остаться в Москве и работать. Почему я вернулась? Потому что понимала, что дома доверия ко мне больше, а значит, есть возможность экспериментировать и ошибаться. В первые месяцы работы я была как в темноте, мне казалось, что иркутское киносообщество — это те, кто стоит рядом и держит меня за руку, то есть мое ближайшее окружение. Стратегическая сессия по развитию регионального кинематографа, которая состоялась летом 2015-го, как бы «включила свет», и я увидела, что вокруг десятки людей, снимающих или желающих снимать, но, главное, готовых совместными усилиями развивать региональное кино. С того момента мы стали друг с другом общаться.

Анастасия Зверькова и Юрий Яшников на питчинге в Екатеринбурге, где взяли приз за «Лучший документальный сценарий»
Анастасия Зверькова и Юрий Яшников на питчинге в Екатеринбурге, где взяли приз за «Лучший документальный сценарий»

Помню нашу встречу с режиссером и продюсером Юрием Яшниковым, который выступил одним из инициаторов сессии. Я подошла к нему и сказала: «Привет!». А он так озадаченно: «Мы знакомы?» (смеется). И вот это «Мы знакомы?» звучало отовсюду, потому что мало кто друг друга знал, но все чувствовали, что стремимся к одному и тому же — делать кино.

Потом из этой сессии вырос БФРК (Байкальский фестиваль регионального кино. — Прим. ред.). И там все уже поняли, кто что снимает, а главное — как. Сейчас вопрос, с кем работать в Иркутске над тем или иным проектом, почти не стоит, ты знаешь людей, видел их работы на фестивале.

Анастасия Зверькова на международном кинофестивале «Человек и природа» в Иркутске
Анастасия Зверькова на международном кинофестивале «Человек и природа» в Иркутске

Хоккейный матч, объединивший иркутян

В 2017 году Юрий Яшников предложил мне снять документальный фильм об истории хоккея с мячом в Восточной Сибири. Это было началом нашей совместной работы. Я долго искала «ниточку» — с чего начать? И вдруг поняла, что все герои, которые снимаются в фильме, в феврале 1986 года на стадионе «Труд» болели за сборную СССР на международном турнире по хоккею с мячом на призы газеты «Советская Россия». Яков Воронов — сегодня артист драматического театра и спортивный комментатор, а в 86-м сидел на трибуне, как простой болельщик, и не мог даже представить, что когда-то станет одним из лучших в России комментаторов этого вида спорта. А на соседнем ряду в пылу болельщицких страстей срывал голос Виктор Захаров — сейчас президент хоккейного клуба «Байкал-Энергия», а тогда 14-летний подросток, увлеченный спортом. И только музыкант Денис Мацуев в тот день простудился и смотрел матч по телевизору. Кстати, именно он во время записи интервью подарил нам фразу, которая и стала названием фильма: «Иркутский национальный вид спорта».

«Русский Морган»

Если сравнить человечество с мозгом, то кинодокументалисты — клетки, отвечающие за память. Иногда доходит до забавного, когда коллеги начинают архивировать свою жизнь: сохраняют фантики, билетики, пересвеченные фотографии, записки с перечнем продуктов… Вдруг в будущем понадобится для воссоздания эпохи? Звучит, конечно, смешно, но когда мы работали над фильмом «Русский Морган» о самом богатом, по версии журнала Forbes, человеке России начала 20 века иркутянине Николае Второве — было не до смеха. Потому что фильм предстояло сделать из трех фотоснимков, оставшихся в России от легендарной династии. А это «смертельный номер»!

Пришлось выкручиваться — делать запросы в мировые киноархивы. Работа была кропотливой, но она себя оправдала. Во Франции сохранились съемки времен Первой мировой войны, где наш земляк Николай Второв сидит в кресле и кокетливо улыбается. Видимо, Русский Морган, так современники называли иркутянина за деловую хватку, раньше не снимался на камеру и не смог скрыть стеснения. Но это только на киноленте.

В жизни он был решительным и действовал прагматично. Основатель завода «Электросталь», владелец более 200 заводов и фабрик понимал, что для дальнейшего развития крупного производства стране нужна электрификация, поэтому профинансировал исследования комиссии Владимира Вернадского, которые позже легли в основу плана ГОЭЛРО. Второв видел большую потребность в квалифицированных кадрах и пожертвовал внушительную сумму на организацию Иркутского университета и так далее. В интернете фильм «Русский Морган» появится скоро.

Анастасия с оператором Кириллом Димовым на съемках «Шэнэхэнской царицы» в Хайларе
Анастасия с оператором Кириллом Димовым на съемках «Шэнэхэнской царицы» в Хайларе

Игровое кино начинается со сценария

Новый год начался для меня с радостной вести: дан зеленый свет моему первому игровому фильму «Даю посадку». Синопсис, из которого должен вырасти этот фильм, победил на региональном конкурсе, организованном Министерством культуры и архивов Иркутской области совместно с Иркутским областным кинофондом.

В основе сюжета — драматическая ситуация лётчика, о котором, к сожалению, я не успела рассказать в документальном жанре. Речь идет о Владимире Иннокентьевиче Прокопьеве. Долгие годы он проработал в малой авиации Иркутской области и в советское время на острове Ольхон наладил работу аэродрома «Харанцы». А когда в 1990-х авиасообщение прекратилось, он продолжал поддерживать взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии на случай аварийной посадки. В этом году Владимира Иннокентьевича не стало. В память о нем будет сделан фильм «Даю посадку».

Автор фото — Илья Татарников

Алина Вовчек, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля