Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Родная кровь: брат стал донором костного мозга для брата

Родная кровь: брат стал донором костного мозга для брата

Уникальную операцию впервые провели в Иркутском областном онкодиспансере. Мужчине с лимфомой врачи пересадили стволовые клетки родного брата. Это был единственный способ спасти пациенту жизнь.

53-летний Александр Цыкунов стал первым пациентом, которому стволовые клетки от донора пересадили в Иркутске. Операцию провели врачи областного онкодиспансера под чутким руководством коллег из НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой.

Диагноз лимфома Ходжкина мужчине поставили в 2008 году. Перед тем, как обратиться к врачам, Александр почувствовал слабость, сильную усталость и обратил внимание на то, что снизилась работоспособность.

— В 2008 году мы полностью пролечили его по стандартам. Первый рецидив возник в 2015 году, и после этого пошли непрерывные рецидивы, — вспоминает заведующая отделением химиотерапии с блоком трансплантации костного мозга Иркутского областного онкологического диспансера Марина Демченкова. — Лимфома Ходжкина в принципе хорошо излечимое заболевание, но во всем мире до 20% пациентов имеют рецидивное течение. Никто не знает, почему так происходит, возможно, в будущем станет ясно в связи с развитием генетических исследований.

Марина Демченкова
Марина Демченкова

В апреле 2016 года Александру сделали аутотрансплантацию костного мозга. Ремиссия продлилась полтора года. Единственным методом, который сейчас мог спасти ему жизнь, стала именно аллогенная (донорская) трансплантация.

Отделение химиотерапии с блоком пересадки костного мозга было открыто в областном онкодиспансере в 2016 году. За это время здесь выполнено 45 аутотрансплантаций. Столько спасено жизней. Операция дорогостоящая — от двух до трех миллионов рублей — поэтому на каждую трансплантацию выделяется федеральное финансирование. Изначально квота у нас составляла 12 процедур в год, сейчас норматив увеличен до 18.

Александр после пересадки чувствует себя хорошо
Александр после пересадки чувствует себя хорошо

Аутологичная трансплантация — реципиент трансплантата является донором для самого себя.

Александру повезло, донором для него стал родной брат. Леонид на девять лет старше, когда узнал, что может помочь, не раздумывал — сразу согласился. По статистике братья и сестры подходят как доноры только в 25% случаев.

— В данном случае брат полностью, 10 из 10, подошел по тканевому типированию, — объясняет врач. — Если бы Леонид не подошел, нам нужно было бы искать неродственного донора. Такое тоже возможно. В любой точке мира может найтись человек, который будет полностью подходить для трансплантации костного мозга.

Для донора процедура безболезненна. Стволовые клетки могут забирать из тазовых костей или из периферической крови. В первом случае забор клеток проводится в операционной и занимает около часа. Процедура выполняется под общим наркозом.

Во втором случае, так клетки брали у Леонида, в течение недели донору ставят 10-12 уколов, вводят специальные препараты, стимулирующие выход клеток в периферическую кровь. Процедура забора клеток внешне напоминает переливание крови. Донора подключают к специальному аппарату, через него кровь фильтруется, из нее выделяют стволовые клетки и собирают отдельно, а эритроциты возвращают человеку. Процесс длится по четыре-пять часов два дня подряд.

Врач показывает оборудование, с помощью которого происходит забор клеток

Врач показывает оборудование, с помощью которого происходит забор клеток

Уровень гемоглобина у донора практически не снижается. Через месяц стволовые клетки полностью восстанавливаются в организме.

Иркутский областной онкодиспансер стал 13 в России центром, где выполняют донорскую трансплантацию костного мозга. Большинство операций проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Кирове.

После пересадки костного мозга Александр три недели содержался в стерильной среде, ему переливали донорские лейкоциты, эритроциты и тромбоциты. Сейчас у мужчины уже полностью восстановилось кроветворение, приживаются клетки от донора, и продолжается восстановление организма.

После пересадки должно пройти еще 100 дней, чтобы донорские клетки полностью прижились. Всё это время Александр будет принимать препараты для профилактики РТПХ (реакция трансплантат против хозяина), каждые три дня сдавать анализы крови, чтобы врачи могли контролировать его состояние.

— Потом будем реже его наблюдать, через месяц, два-три. Совсем, конечно, не отпустим, теперь он наш родственник, — с улыбкой говорит Марина Демченкова.

— Александр, как себя чувствуете?
— Сейчас нормально, не сглазить бы.
— Какие у вас планы?
— Жить дальше.
— Дочь воспитывать. У него дочь маленькая, три года, — помогает брату Леонид.

В донорской трансплантации костного мозга в Иркутской области нуждаются около 60 пациентов в год. Важно провести операцию вовремя. Для того чтобы пациенты могли получить помощь в Иркутске, не уезжая в другие города, и не ждали очереди, поскольку федеральные центры перегружены, в прошлом году в диспансере создали локальный регистр доноров.

Александр и его брат Леонид
Александр и его брат Леонид

В региональном регистре всего 30 доноров. Как говорят врачи, это только начало работы. Иркутский регистр входит в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, который насчитывает уже 97 тысяч потенциальных доноров. Доноры из нашего регистра могут подойти пациентам из других городов.

Начало пересадкам донорского костного мозга в Иркутске положено. Врачи уже готовятся к новым операциям, которые проведут в ближайшие месяцы.

— У нас есть еще пациент на родственную трансплантацию. По результатам типирования ему полностью подошла сестра. Сейчас мы выводим его в ремиссию, в наиболее благоприятное состояние для пересадки клеток, — рассказывает Марина Демченкова. — Ещё один пациент готов к гаплотрансплантации. У него нет братьев и сестер, не нашлось донора в российском регистре, но есть шанс пересадки стволовых клеток от мамы. Родители чаще всего наполовину подходят детям как доноры.

Главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко
Главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко

В последнее время рак все чаще диагностируют у маленьких пациентов. В планах у областного онкодиспансера — проведение трансплантаций донорских клеток детям.

— Страшно смотреть, как родители с детьми вынуждены мотаться по России и за границей, тратить бешеные деньги на проезд и нахождение в больнице. Все сложно, находится донор, но им приходится ехать в другой конец страны за помощью, — делится главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко. — Сделаем ещё несколько донорских пересадок взрослым и начнём помогать детям. Сложную, конечно, мы взяли на себя миссию, но хотим помогать. Главное, у докторов есть желание это делать, а значит, у нас всё получится.

Важно расширять региональный регистр и привлекать в него людей. Стать донором просто. Достаточно прийти в онкодиспансер и сдать кровь. Если вы кому-то подойдете, с вами свяжутся и объяснят, как действовать дальше. Помните, что подходящий донор для пациента с раком — это шанс победить болезнь и вернуться к полноценной жизни.

Уточнить информацию, как сдать кровь на типирование, можно в регистратуре областного онкологического диспансера по телефону: (3952) 214-220.

Фото — Анастасия Влади

Алина Вовчек, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Ocean 14 марта 2019 в 23:31

    Не так-то просто стать донором костного мозга, есть ряд заболеваний, при которых нельзя быть донором. Я хотела сдать кровь на типирование, но не стала, т. к. у меня экзема, а это одно из противопоказаний.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля