Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Аферисты в сети: лайфхаки по разоблачению мошенников

Количество случаев мошенничеств в Иркутской области растет. Жители продолжают попадаться на уловки аферистов в соцсетях, по телефону и на улицах.

Несмотря на то, что сотрудники полиции твердят гражданам: «Не доверяйте незнакомцам и не сообщайте личные данные — номера и пин-коды банковских карт, не вступайте в переписку в соцсетях», люди продолжают попадаться на уловки мошенников. В Зиминском районе за неделю аферисты обманули двоих мужчин. 47-летний житель потерял 15 тысяч рублей, поверив «сотруднику банка». Тот сообщил о имеющихся накопленных бонусах, которые можно получить, сообщив данные банковской карты. Ошибку мужчина понял сразу и обратился в полицию.

Похожим образом обманули 24-летнего местного жителя, отправившего заявку на получение кредита. Ему перезвонила незнакомка и сообщила, что кредит одобрили. Женщина попросила оплатить страховку и услуги курьера. Мужчина перевел около 35 тысяч рублей, после чего ему вновь перезвонили и на этот раз предложили оплатить комиссию. Он заподозрил неладное, отказался и попросил вернуть деньги, но было уже поздно. На звонки аферистка не ответила.

Одним из самых популярных способов обмана граждан остаются покупка или продажа товаров в интернете. 36-летний учитель пытался купить лодочный мотор, но в итоге потерял 17 500 рублей. 41-летняя жительница Вихоревки хотела продать «Волгу» и лишилась 12 тысяч рублей. 30-летний братчанин пытался по объявлению в соцсети приобрести комплект покрасочного оборудования.

Опасность предостерегает и тех, кто намеревается сдать или арендовать недвижимость. 51-летняя братчанка, желая сдать квартиру, потеряла 17 тысяч рублей. Ей позвонил потенциальный арендатор и решил перевести деньги для «брони». Для этого попросил дойти банкомата и умудрился ее же руками отправить себе деньги. На этом их общение закончилось.

Другие страдают от собственной отзывчивости на просьбы знакомых о помощи. 25-летний житель Вихоревки по душевной доброте согласился занять пять тысяч «другу». Позже выяснилось, что страница была взломана.

Дальше — суммы покрупнее. 56-летнему иркутянину позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и сообщил, что мужчине положена выплата 1,5 миллиона рублей за неэффективное лечение БАДами, которое он проходил ранее. Иркутянин перевел 15 тысяч рублей налога для получения этой «компенсации». Далее мошенники начали развивать легенду, представляясь работниками разных ведомств и структур, под видом открытия счета, оформления страховки, справок и иных документов, уговаривали мужчину переводить на их счета свои сбережения. Лишь спустя месяц мужчина понял, что его обманули, однако уже лишился 560 тысяч рублей.

Иркутянин рассказал, что раньше слышал о мошеннических схемах, но аферисты все же смогли расположить его к себе, называя его персональные данные и оперируя знаниями о том, что ранее он заказывал препараты для лечения.

В Иркутске 33-летняя женщина и ее супруг отдали мошенникам 250 тысяч рублей, пытаясь купить подержанный автобус. Жительница пояснила, что они хотели купить транспорт, чтобы муж мог работать водителем. Объявление о продаже они нашли в интернете, связались с «продавцом». Тот выслал им фотографии транспорта, паспорта и расписку, иркутянка перевела ему 70 тысяч рублей в качестве предоплаты, а ее супруг отправился за желаемой техникой. Затем лжевладелец автобуса вновь позвонил и потребовал перечислить еще 175 тысяч рублей, что женщина и сделала.

О сомнительности транзакции иркутянку пытались предостеречь сотрудники банка, позвонившие ей, однако женщина все же перевела деньги неизвестному. Афера вскрылась, когда муж потерпевшей прибыл в Зиминский район и никакого ПАЗа по указанному адресу не обнаружил.

Полиция напоминает, что, собираясь купить или продать что-либо в интернете, не следует переводить незнакомцам деньги по предоплате. Не стоит передавать данные своих банковских карт, сведения из смс-сообщений банка. Если звонивший просит назвать ему три цифры с оборотной стороны карты или пароль, будьте уверены — это мошенник.

В апреле полицейские столкнулись с новой мошеннической схемой. Жительнице Усть-Илимска позвонил «сотрудник банка» и предупредил о попытке списания денег с карты. Он попросил женщину позвонить на горячую линию банка для блокировки карты, а в отделении — заказать перевыпуск. На следующий день под видом службы безопасности банка злоумышленники вновь связались с потерпевшей. Они сообщили, что подозревают сотрудников в предоставлении персональной информации клиентов третьим лицам. Под предлогом внутреннего расследования аферисты попросили ее положить 50 тысяч рублей на «безопасную ячейку» банка, что женщина и сделала.

На следующий день лжебанкиры обрадовали клиентку информацией о поимке нечестного сотрудника, а для возврата денег на её карту они потребовали назвать коды смс-сообщений, приходящих на её телефон. Идя на поводу у мошенников, 64-летняя женщина исправно сообщала данные коды из сообщений, в результате чего лишилась не только 50 тысяч, но и всех средств, имеющихся на кредитной карте. Общий ущерб превысил 300 тысяч рублей.

Тем не менее, жители стали чаще проявлять бдительность. В полицию Иркутска обратилась студентка одного из вузов и рассказала, что ей позвонили аферисты под видом банковских работников и пытались выяснить данные карты. В процессе разговора девушка поняла, что с ней разговаривает мошенник, прервала разговор и позвонила напрямую в банк. Она успела заблокировать карту, с которой уже пытались списать 28 тысяч рублей. Всего с начала года мошенники, используя такую легенду, завладели деньгами 160 жителей региона.

Мошенники научились подделывать даже номера телефонов некоторых банков. В таких случаях на телефоне потерпевшего высвечивается официальный номер банка, указанный на обороте пластиковой карты.

Любое мошенничество можно предотвратить. Вот несколько лайфхаков, которые помогут вам вычислить, с кем вы общаетесь и можно ли доверять собеседнику:

  • Вам звонит сотрудник банка по любому поводу (нужна срочная блокировка карты, с вашего счета пытаются списать деньги и другое), спросите имя сотрудника, попросите назвать номер вашей карты или остаток денег на счете. Однако лучше прервите разговор (выслушайте и просто положите трубку) и перезвоните по номеру телефона горячей линии, указанному на обороте вашей банковской карты. Уточните, действительна ли та информация, которую сообщил вам ранее звонивший. Вы потеряете несколько минут времени, но сохраните сбережения;

  • В соцсети вам написал ваш знакомый и попросил занять денег. Можете задать ему любой личный вопрос, на который он должен знать ответ (где вы познакомились, как звали вашу первую учительницу, какой породы собака его дяди). Если это аферист, он сразу выдаст себя;

  • Если вам звонит незнакомец и представляется сотрудником какого-либо официального ведомства (прокуратура, полиция, служба спасения, Роспотребнадзор и другие) — попросите назвать его полное имя и адрес местонахождения организации. Перезвоните в структуру и узнайте, работает ли там такой человек. Никто вас не осудит, это простая бдительность!

  • В случае, если вы что-то покупаете в интернете: предложите продавцу связаться по видеосвязи (Skype, FaceTime), чтобы рассмотреть товар со всех сторон. Если продавец отказывается под любыми предлогами — это мошенник. Еще способ: договоритесь с продавцом об оплате товара наложенным платежом при получении заказа в транспортной компании. Аферист сразу откажется.

За помощь в подготовке материала благодарим пресс-службу ГУ МВД России по Иркутской области.

Дарья Васильева, IRK.ru

  • Анастасия Мачалина 8 июля 2019 в 06:46

    Мой первый комментарий!

    Так у транспортных компаний нет услуги наложенного платежа

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля