Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Азбука Иркутска: «Художественный»

Азбука Иркутска: «Художественный»

В центре исторического Иркутска на улице Карла Маркса уже больше века показывают кино. В очередном выпуске проекта «Азбука Иркутска» расскажем о кинотеатре «Художественный»: его «турецких корнях», необычных владельцах, дореволюционной конкуренции, а также узнаем, что общего между «Художественным» и дворцом персидского шаха.

Электротеатр

Маленький квартал, где ныне стоит роскошное здание «Художественного», был местом для развлечений горожан ещё до изобретения кинематографа. Там находился цирк-шапито, сгоревший в конце 19 века.

В начале 20 века турецкие подданные братья Ягджоглу, владевшие к тому моменту целой сетью кинотеатров на Дальнем Востоке и владивостокской фирмой по продаже в Сибири вин и фруктов, решили открыть в крупнейшем тогда городе за Уралом – в Иркутске – кинотеатр. Тогда их звали электротеатрами и иллюзионами.

Один из братьев, Константин, занялся проектом вплотную: арендовал у купцов Замятиных здание, возведенное на месте сгоревшего когда-то цирка. 2 октября 1909 года в нем заработал кинотеатр «Фарс» – точно так же назывался театр братьев Ягджоглу во Владивостоке.

«Художественный декаданс». Открытка из частного собрания, pribaikal.ru
«Художественный декаданс». Открытка из частного собрания, pribaikal.ru

Не прошло и года, как турецкий предприниматель взялся за перестройку здания, которая закончилась 25 ноября 1910 года. Изменениям подверглось фойе и декор фасада, а плафон в зрительном зале расписал на мифологическую тематику профессор Генрих Энгель, которому доводилось заниматься отделкой интерьеров во дворце персидского шаха. На следующий день, 26 ноября, состоялось торжественное открытие иллюзиона, который сменил название с «Фарса» на «Художественный декаданс». В общей сложности в проект братья Ягджоглу вложили около 100 тысяч рублей – баснословная по тем временам сумма.

Кинотеатр занимал не весь комплекс: в правом и левом крыле располагались фруктовый и молочный магазины. 3 июля 1911 года при электротеатре открылся сад «Ольга», во дворе для любителей роликовых коньков также работал скейтинг-ринг. Дела шли неплохо, после 1913 года братья Ягджоглу полностью выкупили здание.

Чешско-словацкие войска на улице Карла Маркса. Фото wikipedia.org
Чешско-словацкие войска на улице Карла Маркса. Фото wikipedia.org

Объявления о новых фильмах печатали в городских газетах; киносеансы в них называли спектаклями, а продолжительность мерили аршинами. Например, в летописи Юрия Колмакова сообщается, как 20 марта 1911 года в кинотеатре «Декаданс» начался «грандиозный спектакль» — показ киноленты «Язвы общества» «длиной 1410 аршин».

Иллюзионы в начале 20 века были чрезвычайно популярны, из-за чего для учащихся учебных заведений даже ограничили их посещение – во избежание прогулов. 12 февраля 1916 года газета «Иркутская жизнь» писала, что согласно постановлению, утвержденному самим генерал-губернатором, учащимся разрешено посещать иллюзионы только по воскресеньям с 13 до 17 часов, и в четверг до 20 часов. При этом смотреть можно было только одобренные сотрудниками учебного заведения фильмы.

Кинотеатр «Дон-Отелло и Алексеев», начало 20 века. Из коллекции Г. В. Васильева, pribaikal.ru
Кинотеатр «Дон-Отелло и Алексеев», начало 20 века. Из коллекции Г. В. Васильева, pribaikal.ru

Киноконкуренция

К началу Первой мировой войны в 1914 году в Иркутске действовали 13 кинотеатров. Три самых больших из них, в том числе «Декаданс», находились на одной улице. Два других – это «Одеон» (ныне неэксплуатируемое здание бывшего клуба «Стратосфера») и «Иллюзион» (ныне кинотеатр «Дон Отелло»). Их владельцем был главный конкурент братьев Ягджоглу – иркутский предприниматель, итальянец Антонио Донателло, взявший себе звучное прозвище Дон-Отелло (с отсылкой к популярной тогда опере о ревнивом мавре). Он не только устраивал киносеансы, но и снимал и собственные документальные фильмы о событиях из жизни города.

Когда настали сложные времена Мировой войны, в Россию стали стекаться беженцы из оккупированной немецкими и австрийскими войсками территорий – поляки, прибалты, сербы, румыны. Прибывали они и в Иркутск. Их принимали у себя местные жители, город предоставлял под временное размещение училища, не оставались в стороне доходные дома, магазины. Беженцам помогли разместиться и в иллюзионе «Художественный декаданс».

«Художественному декадансу» повезло: его наименование просто сократили, убрав второе слово

«Художественному декадансу» повезло: его наименование просто сократили, убрав второе слово

В «Иркипедии» сообщается, что Константин Ягджоглу отличался вспыльчивым нравом. Например, в 1913 году в «Сибирских новостях» опубликовали заметку «Зверская выходка», которая повествовала о конфликте в кинотеатре «Декаданс», где владелец за незначительную провинность избил и выгнал служащего.

Не исключено, что подобное поведение могло быть связано со здоровьем предпринимателя. В летописях сообщается, Константин Ягджоглу скончался в Петрограде 18 ноября 1916 года от «развития душевной болезни». Через два месяца, в январе 1917 года, его брат Александр продал «Декаданс» давнему конкуренту Антонио Дон-Отелло всего за 10 тысяч рублей.

Казалось, расклад для итальянца удачный – теперь в его руках сосредоточились все лучшие иллюзионы Иркутска. Но судьба распорядилась иначе: уже через месяц случилась февральская революция, а осенью к власти пришли большевики.

В 1950-х годах в здании сделали ремонт и заменили потолочную роспись на лепнину

В 1950-х годах в здании сделали ремонт и заменили потолочную роспись на лепнину

Власть государства

В 1920-1930-е годы новая советская власть национализировала все культурные учреждения, часть из них вскоре прекратила существование. Кинотеатры у Антонио Донателло отобрали силой.

В рейдерских вооруженных захватах не последнюю роль сыграл революционер Нестор Каландаришвили, в честь которого называется улица в центре Иркутска (до 1920 года Грамматинская). Донателло был вынужден оставить свое имущество и покинуть страну.

Кинотеатр стал Центром российской кинематографии имени Леонида Гайдая

Кинотеатр стал Центром российской кинематографии имени Леонида Гайдая

При новой власти многие электротеатры закрылись, другие остались, но уже под другими названиями – тогда было модно переименовывать все подряд. «Художественному декадансу», можно сказать, повезло: его наименование просто сократили, убрав второе слово.

На смену лентам зарубежных и отечественных частных кинокомпаний пришли советское пропагандистское и «идеологически правильное» кино. Впрочем, от мировых тенденций в области проката новая власть старалась не отставать. В 1931 году оборудование «Художественного» обновили для демонстрации звуковых фильмов, а всего через пять лет, в 1936 году, здесь показали первую для иркутских зрителей цветную кинокартину.

В 1956-1957 годах в здании сделали ремонт. Именно тогда уникальную роспись потолков в кинозале заменили на лепнину. В 2000 году на фоне непростого финансового положения кинотеатр приобрела Иркутская государственная экономическая академия (ныне БГУ). Вскоре «Художественный» приобрел статус культурно-досугового центра при образовательном учреждении, он же стал Центром российской кинематографии имени Леонида Гайдая.

Былые конкуренты с улицы Большой сильно изменились: «Иллюзион» стал небольшим кинотеатром под названием «Дон Отелло» – в память об основателе-итальянце; здание, в котором когда-то располагался «Одеон» с крупнейшим кинозалом на этой улице, сегодня переживает непростые времена – оно фактически заброшено. Так что спустя столетие именно в «Художественном» находится крупнейший экран этой старинной улице – в здании, где почти 110 лет живет дух иркутского синематографа.

Вадим Палько, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Izyaslav Itskovich 28 июля 2019 в 03:03

    Мой первый комментарий!

    в здании кинотеатр художественный нужно сделать театр юного зрителя!!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля