Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Почему сносят памятники архитектуры в Иркутске?

Последние две недели внимание иркутян приковано к зданию на улице Фурье, 12. Там начали сносить усадьбу купца Перевалова. Общественники возмутились и заявили, что объект представляет историческую ценность. О том, почему демонтируют городской памятник и можно ли считать этот случай тенденций, в материале IRK.ru.

Усадьба купца Перевалова

В трехэтажном старинном особняке на улице Фурье до 2010 года располагался Кировский РОВД, после переезда полиции здание пустовало. Дом числился в перечне выявленных объектов культурного наследия, однако в 2017 году областная служба охраны памятников исключила усадьбу из списка.

В конце сентября собственник здания компании «Фортрэм» (владелец – депутат областного парламента Нина Чекотова) начал сносить объект. Как сообщали портал Ircity, на месте дома планируют построить парковку. Общественники возмутились и создали петицию на сайте change.org с требованием остановить демонтаж. Авторы обращения считают, что усадьбу можно отреставрировать и вернуть ей первоначальный облик благодаря сохранившимся фрагментам.

— Дом представляет редкий для Иркутска образец архитектуры в стиле модерн. Несмотря на утраты в лепном декоре, достройку некоторых объемов и перепланировку внутренних помещений, внешнее убранство здания ставит его в один ряд с такими памятниками как Русско-Азиатский банк и Магазин Мерецкого, — пишет автор петиции Михаил Верхозин.

Председатель иркутского регионального отделения ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — Прим.ред.) Алексей Чертилов полагает, что в городе существует отработанная схема по выведению памятников из перечня выявленных объектов культурного наследия, которую применили и к зданию на Фурье.

— Частники нанимают недобросовестного эксперта, который делает псевдоэкспертизу. Документ поступает в службу по охране памятников, ведомство выставляет его на общественные слушания. Мы пишем свои протесты, привлекаем местных экспертов, но служба почему-то не принимает нашу позицию, — рассказал Чертилов на пресс-конференции, посвященной проблеме сноса памятников.

По его мнению, дом на Фурье выпадает из общего ряда каменной застройки Иркутска конца 19 – начала 20 века благодаря архитектуре и художественно-декоративным элементам. Таких объектов в городе больше нет, уверен эксперт.

С другой стороны проблему увидел президент общественной организации «Наследие» Дмитрий Разумов. По его мнению, неправильно «клеймить» экспертов и службу по охране памятников, нужно задавать вопросы губернатору Сергею Левченко, который демонстрирует равнодушие к истории города.

— При Дмитрии Мезенцеве (губернатор области в 2009-2012 годах — Прим.ред) из перечня выявленных объектов вывели два здания. При Левченко – 248, — отметил Разумов.

Он предложил передать обязанность подписывать приказ о выводе памятников из реестра губернатору, то есть сделать ответственность за исключение объектов персональной. Чтобы главы региона лично курировал тему и демонстрировал свою заинтересованность проблемой.

Руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Андрей Фоменко, который занимает должность с апреля этого года, уверил, что ведомство намерено снизить количество объектов, выводимых из перечня. Так, за 2019 год из списка выявленных памятников культурного наследия исключили лишь одно здание.

Фоменко пояснил, что собственник не имел права сносить дом Перевалова, так как тот является предметом охраны исторического поселения. Это мера защиты для городских построек, не имеющих статуса объекта культурного наследия.

— Для того, чтобы законно проводить работы по демонтажу, нужно было также обеспечить сохранность смежного объекта культурного наследия по улице Урицкого, 17, пройти историко-культурную экспертизу. Но это невозможно, так как ни один эксперт бы ее не подписал, — рассказал глава службы.

Андрей Фоменко добавил, что до конца недели ведомство составит протокол об административном правонарушении в отношении собственника здания. Штраф за нарушение составит от 200 тысяч до 5 миллионов рублей.

В «Фортрэм» IRK.ru пояснили, что перед сносом проект демонтажа здания направили в администрацию Иркутска. Мэрия попросила доработать документы, компания устранила замечания, после чего на законных основаниях начала демонтаж здания, отметили в «Фортрэм».

В администрации Иркутска IRK.ru рассказали, что снос усадьбы Перевалова ведут на основании уведомления о демонтаже от застройщика, о котором мэрия уведомила региональный стройнадзор. При этом мэрия не вправе требовать от заявителя документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом, а также направлять уведомление на согласование в службу охраны объектов культурного наследия.

Гостиница «Сибирь»

На прошлой неделе иркутский художник Яна Лисицина на своей странице в «Фейсбук» написала, что служба по охране памятников отказалась включать гостиницу «Сибирь» в перечень выявленных объектов культурного наследия. Здание находится на улице Ленина, и, по мнению экспертов, является важным примером конструктивизма в Иркутске.

Гостиницу построили в 1934 году, она занимала всю сторону квартала № 22: два «полукруглых» крыла, один на углу с улицей Канадзавы, другой — на углу с улицей Свердлова; между ними был пятиэтажный корпус. В 1995 году левую и центральную части здания уничтожил пожар. Восстанавливать объект не стали, от него сохранился один корпус.

В декабре 2017 года гостиницу «Сибирь» исключили из списка выявленных объектов культурного наследия несмотря на то, что в 2008 году было подготовлено обоснование для включения здания в реестр памятников федерального значения. Историк Алексей Петров на пресс-конференции по сносу памятников сообщил, что арендаторов здания в настоящее время уведомляют о скором сносе.

Гостиница «Сибирь»

Гостиница «Сибирь»

Глава регионального ВООПИК Алексей Чертилов отметил, что конструктивизм для Иркутска редок, в этом стиле в городе построено всего 15 объектов. Поэтому тот факт, что служба по охране объектов культурного наследия низко оценила ценность гостиницы, стал для общественности неожиданностью.

— Из 12 баллов «Сибири» дали всего 3. Мы сделали запрос специалисту, он выложил все материалы в доказательство того, что это архитектурная ценность. Начались новые процедуры для включения гостиницы в реестр памятников, — сообщил Чертилов.

Руководитель службы Андрей Фоменко в свою очередь пояснил, что гостиницу вывели из списка совсем недавно, поэтому необходима серьезная аргументация для возвращения ее в перечень выявленных объектов культурного наследия, а затем и в реестр памятников.

— Мы не против и сказали лишь о том, что предоставленная общественниками документация недостаточно аргументирована. Я предлагаю ее доработать, обсудить на общественном совете и принять решение, — предложил вариант совместных действий Фоменко.

Он также сообщил, что служба направила в адрес собственника здания предостережение, где указала, что это предмет охраны исторического поселения и его снос запрещен.

Чаеразвесочная фабрика

Очередным примером исчезновения исторических объектов можно считать демонтаж чаеразвесочной фабрики. Здание, построенное в 1930-х годах, снесли в июне этого года. На месте бывших цехов предприниматели планируют построить жилой комплекс. Общественники считают, что разрешение на строительство выдано с нарушением.

— У нас есть проект зон охраны, который утвержден постановлением правительства. Максимальная высота по регламенту в кварталах бывшей чаеразвески 18-20 метров. Недавно разработали новый проект. В результате появился регламент 24-34 метра, - рассказала председатель общественного совета службы по охране объектов культурного наследия Надежда Красная.

Эксперт акцентировала внимание, что при существовании на одной территории нескольких регламентов, действует один — более жесткий. Однако администрация города выдала разрешение на строительство с учетом нового постановления.

Для того, чтобы оспорить новую высотность, президент организации «Наследие» Дмитрий Разумов обратился в суд. Следующим шагом, сказал он, станет обжалование разрешения на строительство.

— Помню эпопею по этой территории: называли красивые имена, такие как Денис Мацуев. Говорили, что городу нужны концертные залы, но все банально свелось к обычному жилью. Я видел проект — хороший, но никакой иркутскости в нем нет, — подчеркнул Разумов.

Общественник уверен, что сможет отстоять свою позицию в суде и доказательство этому — выигранный спор по дому Рассушина на бульваре Гагарина, 32. Решение областного суда о незаконности отказа включать здание в реестр памятников 10 сентября подтвердил Верховный суд России.

- Осваивать территории, которые перестали быть промышленными, надо. Но есть лица, которые интересы бизнеса ставят выше всего. Нас возмущает такое хамское отношение. Территория чаеразвески - это самый центр города, его историческое ядро. Культовые объекты формировали композицию. А кто-то хочет туда вписать свое имя, - согласился Алексей Чертилов.

Курбатовские бани

Обратиться в суд общественники планируют и по проекту Курбатовских бань на Цесовской набережной. Первых посетителей бани приняли в 1896 году, в 1910 году у здания появился второй этаж. В советское время комплекс перешел в руки государства, на его базе заработало банно-прачечное предприятие.

В начале 1980-х годов, когда прачечную решили обустроить в новом месте, из старинного здания постепенно вывезли все оборудование. В это же время комплекс получил статус памятника и оказался под госохраной. В последующие годы место стало пристанищем бездомных, его растаскивали по кирпичам.

Возрождать памятник так и не решили, поэтому инициаторы восстановления, сославшись на плохое состояние объекта, снесли его. Новая концепция реконструкции вызвала нарекания у историков и городской общественности. Вместо полноценного восстановления объекта культурного наследия на месте Курбатовских бань возведут иное здание с другим наполнением и планировками.
 

По словам Дмитрия Разумова, за реставрацию взялась компания En+, которая и разработала спорный проект. В документации есть много нарушений, считает общественник. К примеру, проект до сих пор не прошел экологическую экспертизу, не получил разрешение на реставрацию.

Ситуация со сносом памятников беспокоит общество не зря: с улиц города исчезает история. Застройщики не стремятся сохранить единый облик Иркутска, отказываются от прошлого.
Новый глава службы по охране объектов культурного наследия утверждает, что с его приходом количество построек, необоснованно выведенных из списка памятников, уменьшится. В 2019 году ведомство запланировало оценить 51 объект культурного наследия у иркутских экспертов. Это пока только обещания, но тот факт, что Андрей Фоменко вступил в открытый диалог с общественностью, уже можно считать позитивным изменением.

Фото — Анастасия Влади

Виктория Чистякова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Romeo Sh 18 октября 2019 в 14:34

    «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения». Штраф для юридических лиц за нарушение составляет от 200 тысяч до 5 миллионов рублей. В администрации Иркутска оперативно комментарий не…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля