Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Не дай Бог здесь все обрушится, я ночами боюсь спать»

«Не дай Бог здесь все обрушится, я ночами боюсь спать»

В минувшую неделю внимание общественности было приковано к жильцам дома на улице Советской, 176. Здание бывшего общежития авиационного училища покрыто снегом и льдом и находится в аварийном состоянии. Почему иркутяне продолжают жить в разрушающейся постройке, в репортаже IRK.ru.

Найти дом на улице Советской непросто. Он расположен в глубине территории бывшего военного училища среди других похожих типовых построек. Однако, оказавшись рядом с ним, я сразу поняла, что приехала к нужному месту — передо мной возвышалось здание, окутанное клубами пара, которое люди между собой окрестили «айсбергом».

Одна часть пятиэтажного здания ветхая, с разбитыми стеклами в оконных проемах, другая похожа на ледяную пещеру. Створки щедро залепило снегом, массивная наледь свисает с крыши. Из окон с задней стороны постройки валит пар, в двух из них видно блекло-красное SOS.

Одна часть здания ветхая, с разбитыми стеклами в оконных проемах, другая похожа на ледяную пещеру

Одна часть здания ветхая, с разбитыми стеклами в оконных проемах, другая похожа на ледяную пещеру

Обхожу здание и оказываюсь на небольшой дворовой территории. Площадка пустая, если не считать припаркованный у соседнего дома автомобиль. Два подъезда из четырех выглядят особенно удручающе - крыльцо частично обвалилось, путь преграждают балки, мусор и торчащие из земли, похожие на ледяные штыри, сосульки.

Минуя завалы, приближаюсь к третьему подъезду. Он выглядит самым приличным на фоне остальных, именно в нем проживают пять семей. Захожу внутрь - в подъезде так же холодно, как и на улице. Штукатурка на стенах осыпалась, лестничные пролеты покрыты снегом, похожим на пенопласт.

На втором этаже из коридора выходит Гульбахор Кинжаева. Больше 20 лет назад она вместе с мужем приехала по распределению из Таджикистана, сейчас семья с тремя детьми — старшей дочерью-студенткой и двумя сыновьями восьми и пятнадцати лет – живёт в доме. Встретиться мы договорились заранее, чтобы вместе осмотреть этажи.

Гульбахор Кинжаева

Гульбахор Кинжаева

— Здесь опасно. Мы сами по этажам обычно не ходим, боимся, что все обрушится. Сейчас я вам фонарь включу, — говорит Гульбахор, поднимаясь на четвертый этаж.

Она открывает двойную дверь, и мы оказываемся в узком длинном коридоре с множеством комнат по бокам. На стенах вздулась фанера, под ногами грязь, а с потолка нависает изморозь. В конце коридора комната со облезшими обоями и креслом посередине.

— В такой упадок все пришло в этом году. Дом никто не обслуживает, мы сами по себе, брошенные. Разговаривали с администрацией, но все бесполезно, они не хотят идти навстречу, — сетует провожатая.

Женщина предложила осмотреть нижнюю часть здания. Мы вернулись на лестницу, спустились по нескольким ступеням и аккуратно прошли по преграждающей путь большой доске. За дверьми первого этажа я почувствовала тепло и влажный, спертый воздух.


— Здесь живут люди. Посмотрите потолки, все в грибке. Второй этаж еще более менее, там пока только края бегут. Андрей, привет, — кричит кому-то Гульбахор.

Двери в комнаты прикрыты, из каждой валит пар. Коридор выглядит заброшенным, даже страшно подумать, что здесь живут люди. Видимость почти нулевая, света нет. Ощущение, будто я оказалась в бане. Идти жутко и неприятно. Мы остановились возле одной из комнат. Внутри сквозь слои пара просматриваются груды мусора.

— Раньше были заняты все комнаты. Администрация нам ничего не говорит — свет есть, вода есть, живите! Но не дай Бог здесь все обрушится, знаете, что будет! Я ночами боюсь спать, — говорит иркутянка.

— А в какой комнате живут люди? — уточняю я.

— Законно живут только четыре семьи. Остальные нелегально. Например, пришел человек к сестре, погостил, увидел пустую комнату и остался. Бичей мы сами выгоняем, они иногда заходят к нам на третий этаж. Мало ли что — сигарету бросят и все, — рассказывает провожатая.

Вместе мы вышли на улицу. Свое жилье Гульбахор показать отказалась, говорит, дети недавно вернулись из школы и занимаются. По словам женщины, у нее тепло, есть свет и горячая вода. Она объясняет, что здание покрылось наледью после того, как из-за аварии временно отключили отопление, а когда вернули, трубы лопнули и кипяток полился наружу.

— Муж 25 лет работал поваром в ИВАТУ. Он гражданский, поэтому военная комендатура сказала, что не может дать жилье. Город предлагал маневренный фонд, но мы не можем собрать документы для переезда. Я еще боюсь, что нас временно переселят, а потом забудут. Я раньше верила администрации, а сейчас нет, — делится Гульбахор.

Здание бывшего общежития ИВВАИУ было построено в 1983 году и принадлежало Министерству обороны. В 2009 году училище расформировали, но не всех проживающих расселили. Постройки передали городу, но земельный участок до сих пор остается в федеральной собственности.

После закрытия ИВВАИУ на территории городка планировали создать кадетский корпус. Однако из-за статуса земли строительство стало невозможным. Несколько раз на территории происходили пожары. Крупное возгорание летом 2017 года повредило казармы и клуб.

В октябре 2016 года дом на Советской,176 обесточили, и жильцы написали на крыше «SOS Путин помоги!». В том же месяце администрация Иркутска попросила Минобороны переселить людей в соседний дом — аналогичное общежитие ведомства, в котором провели капремонт. Однако этого так и не произошло.

После того, как история жильцов вновь получила общественный резонанс, администрация Октябрьского округа 14 января 2020 года пригласила людей на встречу. В мэрию пришли трое мужчин, проживающих в доме. Заммэра Владимир Преловский сообщил, что администрация не может признать дом аварийным из-за статуса земельного участка.

— Иркутск обратился в Росреестр, чтобы мы могли полноценно получить общежитие в собственность. Но нам отказали в регистрации, так как Минобороны не передало земли под зданием. Мы также запрашивали информацию, на каком основании там проживают люди. Но Минобороны не ответило ни на одно письмо, — рассказал Преловский.

Жильцы аварийного дома
Владимир Преловский
Татьяна Курьянова

Жильцы аварийного дома

Владимир Преловский

Татьяна Курьянова

Заместитель мэра добавил, что семьи должны через суд подтвердить свое право проживания в комнатах, которые мэрия признала ветхими. Далее муниципалитет намерен вне очереди расселить людей в обустроенные квартиры по договору социального найма. На время подготовки документов заммэра предложил жильцам перебраться в маневренный фонд.

Слово взял иркутянин Юрий Чуприн. Мужчина проживает в доме с 2003 года вместе с супругой и четырьмя детьми. Он сообщил, что предложение о временном жилье поступало и раньше, однако мужчина и его соседи не смогли получить необходимую справку о составе семьи. Паспортный стол отказывает им, так как отсутствует договор на обслуживание здания на Советской.

— В случае, если администрация поможет с получением документов, мы готовы рассмотреть предложение о переезде. У меня вопрос — что это за маневренный фонд, куда переехать, на каком основании и так далее, — спросил Чуприн у представителей мэрии.

Начальник отдела жилищной политики администрации Иркутска Татьяна Курьянова пояснила, что есть свободные отремонтированные помещения на улице Воровского. Переехать туда можно в любое время на законных основаниях.

Юрий Чуприн
Юрий Чуприн

— Вы будете обращаться в суд? Мы готовы помочь со всеми документами, — спросил Преловский.

— У нас нет другого выхода, — ответил Юрий Чуприн.

Заммэра пообещал, что до конца недели жильцам помогут составить исковое заявление, и предложил в удобное время осмотреть маневренный фонд.

Виктория Чистякова, IRK.ru
Фото Анастасии Влади

Виктория Чистякова, IRK.ru

  • Юрий Асташкин 25 января 2020 в 18:06

    Мой первый комментарий!

    Вообще не понимаю! На каком основании там кто-то проживает? Здание не на балансе,стало быть, эти хитрецы заняли самовольно жилплощадь, причём предоставили себе возможность выбора комнаты. И имеют наглость возмущаться, мол, подайте нам лучшие условия. Чем они отличаются от тех же бомжей, которых…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля