Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Поэт Вьюго о стихах на зданиях, древних мифах и вандализме

Сегодня имя Вьюго редко встретишь на фасадах иркутских зданий. Но еще семь лет назад анонимный поэт был в центре внимания. Одни ругали его творчество, считая поэзию на зданиях вандализмом, другие — восхищались красотой образов. Влад Терещенко, известный как Вьюго, стал новым героем проекта «Любимое дело». В интервью IRK.ru поэт рассказал о своем творчестве и объяснил, почему ошибочно считать его вандалом.

Вьюго больше, чем поэт

С рождения и до шести лет я жил в Воркуте – городе за полярным кругом, где зима почти круглый год. Хорошо помню время, когда спишь под двумя одеялами, просыпаешься и бежишь одеваться в ванную, потому что там теплее. За окном бесконечная пурга и метель, они стали неотъемлемой частью моей жизни. Однажды подумал, что было бы интересно знать, что хочет сказать метель своим завыванием. Так и появился псевдоним Вьюго.

Есть вторая версия: мне нравилась песня «Ночных снайперов» – Юго-2. Сейчас уже не вспомню, что именно повлияло на выбор творческого имени: может и то, и другое.

Изначально Вьюго задумывался как культурный ледокол. Я пишу стихи, читаю литературные лекции, до 2016 года организовывал в Иркутске музыкально-поэтические концерты. Каждый из них был посвящен конкретному поэту и назывался, например, «Мой поэт Бродский» или «Мой поэт Ахматова». Мероприятие состояло из выступления чтецов, свободного микрофона, где любой мог прочитать стихотворение автора, и завершалось программой от джазового коллектива.

Дэн Браун, беспорядочное чтение и журфак

До 17 лет я был максимально неначитанным юношей. Родители настолько хотели, чтобы я читал, что отбили всякое желание. Дома была стандартная советская библиотека: повести Рыбакова, Толстой, Дюма. Как это может быть интересно подростку?

В 17 лет я случайно открыл книгу Дэна Брауна «Код да Винчи», и она настолько увлекла меня, что с того момента начал читать книги одну за одной. Мог читать две одновременно, сидел на парах с книгой. У Иосифа Бродского тоже не было базы, и он практиковал беспорядочное чтение.

С преподавателем зарубежной литературы Натальей Шестаковой
С преподавателем зарубежной литературы Натальей Шестаковой

Изначально хотел быть врачом, но плохо сдал химию. Полгода проучился на биолого-почвенном факультете ИГУ, и понял, что это не мое. Одноклассники, с которыми общался, учились на экономистов в БГУЭП. И я перевелся туда на экономику. Проучившись два года, задумался, как совместить мои интересы с образованием. Все это время я читал, сочинял детские песни на заказ и занимался творчеством.

Так я оказался на факультете журналистики БГУЭП, и понял, что наконец на своем месте. Учиться было легко, преподаватели всегда шли навстречу. На меня сильно повлияла преподаватель зарубежной литературы Наталья Валерьевна Шестакова, помогла мне углубиться в эту сферу и сориентироваться. Наталья Валерьевна начитанный и интеллигентный человек, обожает литературу и живет ей. Одно удовольствие было сидеть на ее парах.

Стихи на зданиях и древнегреческие мифы

Писать стихотворения на фасадах зданий меня вдохновил американский художник Жан-Мишель Баския и его творчество. Было интересно попробовать в своем жанре сделать что-то подобное.

Жан-Мишель Баския — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х годах, как очень успешный неоэкспрессионист.wikipedia

Создавая стихотворения под уличный формат, ты должен учитывать их размер. Они должны быть емкими, броскими и ясными. Ты не можешь сочинить 16 строк, потому что они не поместятся, а если их написать мелким шрифтом, то никого не заинтересуют.

Главная цель моего творчества, чтобы человек начал задумываться, задавать себе вопросы, рассуждать, сомневаться и мыслить. Если бы я писал стихотворения в неизвестных проулках, не достиг бы этой цели.

С 2011 года мной создано около 20 стихотворений. У них единая основа – древнегреческие мифы. Мифы и сказания служат культурным фундаментом нашей цивилизации, поэтому сюжеты, которые сейчас есть в массовом искусстве, уходят в них корнями.

Не связано с мифами мое стихотворение, посвященное карфагенскому военачальнику Ганнибалу Барке. Меня вдохновляет этот исторический персонаж.

Ганнибал — карфагенский полководец. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности.wikipedia

У меня есть стихотворение на ветхозаветную тему про Самсона и Далилу. С детства трогала эта история героя, который был предан своей любимой женщиной. Сила Самсона заключалась в его волосах, и во сне их остригли его враги. В стихотворениях мной поднимается широкий круг вопросов: начиная от того, зачем я это делаю, заканчивая тем, почему Далила предала Самсона.

Вдохновение для иркутян

Интересно наблюдать, как прохожие останавливаются у стихотворений и читают. У меня есть стих про Тесея и Минотавра «Астерий», как-то шел мимо, а рядом с ним стояла девочка 8-9 лет. Подошел и тоже стал читать, в этот момент она повернулась и спросила: «Интересно, а что это значит?». И тогда решил, что буду ради нее продолжать писать, даже если придется несколько лет выслушивать, что я вандал.

Сначала замечал только негативную оценку творчества. Со временем перестал с ней сталкиваться. Меня находили в интернете, хотя тогда это было сложно, я еще не оставлял цифрового следа как Вьюго. Писали слова благодарности, признавались, что мое творчество вдохновляет. Очень признателен людям за поддержку и отзывы. Меня до сих пор это мотивирует, позволяет не опускать руки.

Мне писала девушка не из Иркутска, которая сделала татуировку со стихотворением про Галатею. Она увидела его в интернете, и ей настолько понравилось.

Мне писала девушка не из Иркутска, которая сделала татуировку со стихотворением про Галатею
Мне писала девушка не из Иркутска, которая сделала татуировку со стихотворением про Галатею

Сейчас продолжаю писать стихотворения, и делаю это себе в удовольствие. Последнее — «Медея» — было создано в начале сентября прошлого года.

Каждое стихотворение загадка, и читатель должен ее разгадать. И если я считаю, что горожанам будет интересно, то выхожу и пишу.

Как рождается стихотворение? Сначала в голове появляется какое-то слово, размышляю, как оно звучит, что означает. И если все благозвучно сочетается, то это как музыка в голове. Придумываю словосочетания и предложения, а затем создаю двустишия, появляется рифма. Создание стихотворения, как спираль, которую раскручиваешь.

Вандализм или искусство?

Никогда не ставил цель быть анонимным (Вьюго раскрыл себя в 2015 году – Прим. ред.). Публиковал стихотворения на странице «ВКонтакте». Просто не афишировал, что я Вьюго, но и не скрывал.

Когда начинал писать стихи, весь город был исписан объявлениями о продаже спайсов, и с этим не боролись. Эти сообщения размещали не на центральных улицах, а возле школ и в проулках. Я писал стихотворения в центре Иркутска, но их закрашивали. Как по мне, это неправильный подход администрации города – всего лишь имитация работы.

Рядом со стихом про Тесея и Минотавра стояла девочка, потом повернулась ко мне и спросила: «Интересно, а что это значит?»
Рядом со стихом про Тесея и Минотавра стояла девочка, потом повернулась ко мне и спросила: «Интересно, а что это значит?»

В Уголовном кодексе РФ есть четкое определение вандализма – это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества в общественных местах. Я осквернял бы здание и его фасад, если бы использовал нецензурную лексику и ее элементы, непристойные изображения, или портил бы общественное имущество, например, выщерблял слой штукатурки и краски на фасаде.

Почему мое творчество является искусством? С помощью стихотворений я транслирую свой внутренний мир через художественные образы. Их содержание – отражение уникальной индивидуальной интерпретации. Стихи, написанные на зданиях, оказывают эмоциональное воздействие на читателя.

У меня есть команда единомышленников. Создавать иллюстрации и буквицы мне помогают художники. Раньше я сотрудничал с иллюстратором Крапивой (Анастасия Кардашова), сейчас – с известным иркутским керамистом и художником Андреем Журавлевым.

Когда пишу стихи на фасадах зданий, всегда отдаю себе отчет в том, что это недолговечно и их закрасят.

Одно из моих любимых стихотворений «Астерий». У меня своя интерпретация мифов, думаю, что в лабиринте Тесей не встретил Минотавра, потому что чудовища там не было. Лабиринт – место, которое показывает, что внутри каждого из нас тоже живет страшное чудовище. Оно является нашей частью, и желательно сделать его своим союзником.

Там есть такие строки: «Я видел себя в отражении щита, злые слезы гладит щека». Тесей посмотрел в отражение собственного щита и понял, что Минотавр – это он. Герой вышел из лабиринта с помощью нити Ариадны и благодаря тому, что примирился с внутренним чудовищем, стал другим человеком – победителем.

Единственное стихотворение, которое сохранилось в центре Иркутска, – «Медея» на улице Сухэ-Батора
Единственное стихотворение, которое сохранилось в центре Иркутска, – «Медея» на улице Сухэ-Батора

Единственное стихотворение, которое сохранилось в центре Иркутска, – «Медея» на улице Сухэ-Батора. Несколько месяцев назад у меня вышел «Ересиарх». Подумал, что фасад здания не его формат, поэтому собрал друзей, и мы сняли видео.

В этом году в центре Иркутска появятся новые стихотворения. Можете на меня в этом смысле рассчитывать.

Иркутск, литература и кроссфит

У меня пока нет задачи уезжать из Иркутска. Во время службы в армии поколесил по России, было много командировок. Могу сказать так, везде смогу обустроиться и жить, но мне и здесь хорошо.

У Аристотеля в диалогах Платона особое внимание уделяется понятию «калокагатия» – это нравственно-этический идеал воспитания древнего грека. Он учит, что в человеке нравственное и физическое должно быть гармонично развито. Тоже стремлюсь к этому, уже четыре года обучаюсь единоборствам. Плотно занимаюсь кроссфитом и интервальными тренировками.

Мне важно получать удовольствие от того, чем я занимаюсь. Сейчас уделяю внимание творчеству и физическому развитию, поэтому чувствую себя счастливым.

Топ-10 книг от Вьюго:


    1. Михаил Шишкин «Письмовник»
    2. Евгений Водолазкин «Лавр»
    3. Владимир Набоков «Камера обскура»
    4. Гайто Газданов «Ночные дороги»
    5. Жауме Кабре «Голоса Памано»
    6. Милан Кундера «Бессмертие»
    7. Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»
    8. Габриэль Гарсиа Маркес «Любовь во время чумы»
    9. Хулио Кортасар «62. Модель для сборки»
    10. Милорад Павич «Пейзаж, нарисованный чаем».

Беседовала Алина Вовчек, IRK.ru

Фото Анастасии Влади и из личного архива Влада Терещенко

Алина Вовчек, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Anonymous 7 апреля 2024 в 13:24

    Мой первый комментарий!

    Прочитав пост, мне сразу стало как то тепло на душе. Я считаю, что произведения Вьюго выполняют очень важную задачу: заставляют нас в кой-то век остановиться. Найти хоть что-то посреди улицы, что привлечет наше внимание. Но это что-то - невероятно вдохновляющее, эмоциональное, яркое. Те, кто пишут…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля