Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Политика в вопросах и ответах»

Валерий Носовко: «Не надо подменять депутатские полномочия деньгами»

В сентябре в Усть-Кутском районе состоятся выборы мэра и депутатов думы. О том, с какими итогами к этим событиям подходит местная власть, рассказал председатель думы Усть-Кутского муниципального образования Валерий Носовко.

Усть-Кутский район сегодня, пожалуй, самая перспективная территория в Российской Федерации в плане экономического развития. Здесь находятся нефтяные промыслы ИНК, дающие десятки миллиардов рублей прироста региональной казне, также одно из самых мощных деревообрабатывающих предприятий страны. В Усть-Куте начато строительство крупнейшего на востоке России завода полимеров, отсюда пойдет СПГ-газификация Байкальского региона. И это не считая того, что Усть-Кут стал важнейшим транспортно-логистическим центром, благодаря которому идет освоение богатейших углеводородных провинций Иркутской области и Республики Саха (Якутия). Возникают вопросы: как это отражается на самой территории? Так же динамично развивается социальная сфера? В унисон ли с крупным бизнесом работает местная власть?

Валерий Петрович, как вы оцениваете прошедшее пятилетие: что сделано, что — нет, какими достижениями может гордиться районная власть?

— К сожалению, за прошедшее пятилетие ничего большого и важного для жителей района, что можно было бы пощупать, потрогать, увидеть, не сделано. По мелочи изменения в лучшую сторону есть. Мы рассчитывали на строительство ряда социальных объектов, однако наши ожидания оказались напрасными.

По той же школе №7 в Усть-Куте — уже давно ведутся разговоры о необходимости строительства нового здания, она в аварийном состоянии. Но движения вперед нет – проект на той же стадии, на которой был при прежнем мэре Владимире Сенине. Директор школы говорит, что не может уснуть, пока сторож не позвонит и не скажет, что последний ребенок ушел домой. Мы увязли в словах о проекте, экспертизе, в сетованиях чиновников на какие-то трудности, и вот сейчас срок полномочий мэра района Тамары Климиной уже оканчивается, а ничего не сделано.

Единственный крупный проект, который реализуется в районе – это строительство физкультурно-оздоровительного центра-бассейна в Усть-Куте, и тот уже стал проблемным. В поселениях по благоустройству есть улучшения. Но чего-то большого, что осталось бы после нас – нет.

При этом наполнение бюджета увеличилось, у нас стало больше доходов, что связано и с ростом экономики – ИНК, «Инд Тимбер», другие компании дают прирост налоговых поступлений; и с работой чиновников – заммэра по экономике пришел из налоговых органов и знает, как вывести бизнес из тени. Это можно записать в заслугу власти, но реальность такова, что жизнь нам предоставила возможность, а мы не сумели ею должным образом воспользоваться.

А в целом, в Усть-Кутском районе сложилась единая команда, которая может разработать долгосрочные планы развития территории и выступать равноправным участником диалога с региональной властью и крупным бизнесом?

— Пять лет назад мы думали, что у нас может быть такая команда. Мы работали на это. Шли на выборы все вместе: Тамара Климина, я, Виктор Баженов. Мы поддерживали Тамару Александровну, когда она баллотировалась в мэры района, потому что думали совместными усилиями сделать что-то полезное.

Но после выборов, когда Тамара Климина стала мэром и у нас случилось с ней первое расхождение мнений, то сказали ей: «Мы – члены штаба, вместе шли, одной командой. Надо работать вместе». Она ответила: «Выборы закончились, никакого штаба больше нет. Не забывайте, что я дала вам работу». Мэр, являясь лицом, подотчётным думе, уверена в том, что является работодателем у председателя думы. Забывая о том, что должность председателя является выборной и он подотчетен только избирателям и депутатам думы.

А Баженов – человек с огромным опытом работы, который при советской власти был секретарем райкома КПСС – был приглашен сначала на должность первого заместителя мэра, а потом оказался вообще за бортом. Читал где-то в соцсетях, что «Тамара Климина уволила его за профнепригодность». Человека, у которого опыт работы побольше, чем у любого чиновника в Усть-Кутском районе!

Мы были готовы подставить плечо. Я столько лет отработал главврачом, я знаю, что такое помогать, защищать. Мы и в думу шли, чтобы помогать мэру. Сейчас испытываю разочарование. В районе не сложилась команда. Много времени ушло на борьбу. Были попытки отрешить меня от должности, суды и апелляция отняли полтора года.

Но вы же в итоге победили?

— Я не считаю, что победил. Потому что победа – это если бы мы были командой. К сожалению, сейчас в Усть-Кутском районе вопросы решаются не коллегиально, а довольно закрыто – внутри администрации, в том числе и распределение финансирования в рамках социально-экономического партнерства, несмотря на то, что депутаты рекомендовали мэру привлекать к распределению внебюджетных средств бюджетную комиссию думы. Мы должны быть и опорой, и противовесом для администрации. Ведь мы – представительная власть, представители народа. Нас нужно слышать, с нами нужно советоваться и считаться. Но у нас в районе получилось единовластие.

Не так давно в социальных сетях мэр сетовала, что устькутские политики-мужчины отказываются ей подчиняться, потому что она — женщина. В целом чувствуется, что ей тоже дискомфортно работать — здесь конфликт, там конфликт.

Да, Тамара Александровна писала, что руководители-мужчины, такие как Николай Каратаев (бывший начальник лесхоза), Владимир Сенин (бывший глава района), Владимир Кривоносенко (бывший глава города), Валерий Носовко, Александр Душин (действующий глава города Усть-Кута) в силу своих амбиций не подчиняются ей. Понимаю желание Тамары Александровны в подчинении, но это идет вразрез с действующим законодательством — есть принцип разделения властей.

Ну и, конечно, недоумение вызывает такой аргумент, что кто-то кому-то не подчиняется по гендерному признаку. Какая разница, в штанах ты или в юбке, ты – чиновник! Да, мужчин больше в политике. Но ты сама пошла на эту должность, в эту мужскую ватагу. И нужно выполнять свою работу без скидки на половую принадлежность. Я понимаю, что у мэра не всё получилось, и это нужно как-то объяснить избирателям. Но слова выбраны неверные. Не получилось по другой причине: нужно вместе работать, сотрудничать, а не пытаться кого-то подчинить.

Вы сказали, что строительство физкультурно-оздоровительного центра–бассейна в Усть-Куте идет с проблемами. Как там обстоят дела?

— После новогодних каникул, числа 10-11, я проезжал мимо и заглянул на стройплощадку. Нужно своими глазами видеть, что происходит на этом объекте. Когда на стройплощадке идут работы, всё затоптано, а тут – белый снег и только начиналось шевеление. Может, я излишне пессимистично отношусь, но думаю, что с такими темпами ФОК мы в срок не построим. Да, изначально возникли проблемы: первый подрядчик был, мягко говоря, не очень. Но контроль-то должен быть! Деньги наши контролировать надо.

Председатель контрольно-счетной комиссии, женщина – она не строитель, а финансист – обращала внимание на нарушение условий хранения материалов: «Как так, панели под снегом? Что с ними будет? Все валяется!» Где был контроль со стороны районной администрации? В итоге панели пришли в негодность. И металлоконструкции.

Теперь всё это снова закупается. Решения о том, чтобы выделить из бюджета на эти цели дополнительные средства, принимаются думой?

— Да, все изменения в бюджет предварительно рассматриваются на профильной комиссии, и после утверждаются решением думы, квалифицированным большинством голосов.

Почему бетон, металлоконструкции и прочие материалы закупает администрация района, а не подрядчик, выигравший аукцион? Почему это не было включено в его контракт?

— Вот это и непонятно. Всё объясняется тем, что что-то не было учтено. Допустим, забили сваи, и новый подрядчик не знает, что в земле, и перепроверяет. Наверное, это правильно. Для депутатов главное, чтобы достроили ФОК. Если мы начнем сейчас бодаться, затянем до бесконечности. Хотя у меня претензия – почему это не контролировалось изначально?

Будут еще подобные внеплановые расходы на бассейн? Есть какой-то план финансирования?

— Это загадка. Особо на какие-то совещания с финансистами, специалистами депутатов не приглашают.

То есть, ситуация непрозрачная?

— Нет, непрозрачная. То, что надо закрепить решением думы, нам сообщают. Остальное мы узнаем сами – заезжаем, смотрим, задаем вопросы чиновникам и подрядчикам. Мы должны понимать, что там происходит, ведь дополнительные расходы из бюджета – это наша зона ответственности. Поэтому мы приняли решение о ежеквартальном рассмотрении хода строительства ФОКа.

Вы активно работаете с депутатами Законодательного собрания Иркутской области?

— Да, мы плотно сотрудничаем с депутатом Магомедом Курбайловым. Районная администрация больше общается с Дмитрием Бритком – однопартийцем мэра, представителем ЛДПР. Тамара Александровна говорит, что Бриток много делает.

Курбайлов помог решить нашу старую проблему – по передаче в федеральную собственность участков дороги на въезде и на выезде из Усть-Кута. Раньше это были разбитые, никому не нужные участки: бьют дальнобойщики, у нас денег нет на ремонт. Прежняя администрация города пыталась передать их в федеральное подчинение, но не получалось. Новая вместе с Курбайловым вопрос решила. Мост снесло половодьем: ездить в деревню Туруку, на дачи – крюк километров пять. Курбайлов выделил деньги на проект. Он создал благотворительный фонд, и оттуда деньги идут на помощь нуждающимся гражданам – погорельцам, больным, немощным.

Одна из самых больших проблем Усть-Кутского района – это лесные пожары. Как вам кажется, мы продвинулись в решении этого вопроса?

— Нет! Если у нас идет космический мониторинг, который позволяет спичечный коробок разглядеть из космоса, то как можно не заметить начало пожара? Когда разгорелось, ранцами уже не потушишь.

Эта проблема не только у нас, она повсеместная в Сибири. Система лесхозов развалена, раннего предупреждения нет. Нужно в корне изменить правила контроля за пожарной обстановкой и реагирования на нее.

Скоро выборы мэра. Что он должен будет сделать в течение следующих пяти лет?

— Первостепенная задача – извлечь уроки из БАМовских времен и применить в дне сегодняшнем. Нужно развивать не только экономику, но и всю социальную сферу. Я понимаю, есть глобальные федеральные задачи – там мы не повлияем. А вот здесь, для наших жителей, мы должны максимально извлечь пользу из этих огромных экономических проектов.

Построят завод полимеров: во время строительства будет много людей, а потом установят высокотехнологичное оборудование, и обслуживать предприятие станет небольшая группа специалистов. Но мы должны воспользоваться периодом бурного строительства и получить что-то для нашей социалки – построить поликлинику, дом культуры, привести в порядок часть города.

В стратегию развития Иркутской области почему-то не заложено ни одного вопроса по здравоохранению. Мне, как медику, это странно. Раньше люди возмущались, если два часа не могли на прием попасть, а теперь мы только через две недели по записи попадаем.

Укомплектованность кадрами нашей больницы составляет 50%. Какое-то время человек может работать за двоих, но не всю дорогу! Он или плохо будет работать, или откажется, или сгорит на работе. В здравоохранении зачастую не надо дополнительного финансирования, нужна хорошая организационная работа. Теряются анализы, расписание не согласуется, никто ничего не знает.

Владимир Путин поручил ОНФ проверить строительство фельдшерско-акушерских пунктов: 500 миллиардов выделяется. Я зашел в наш минздрав. У нас в поселке Казарки, это 40 километров от Усть-Кута, старый поселок, там больше тысячи населения, ФАП – избушка. Я не знаю, сколько ей лет. Хатка. По программе развития сельского хозяйства там планируется построить ФАП с квартирой для медика. И у меня переписка: с минздравом, с УКСом: объявили торги на проектирование – никто не зашел. Второй раз – никто не зашел. И не зайдут! Кто поедет проектировать хатку? Сейчас решили строить модульный ФАП, но он без жилья. И опять у нас переписка, там чиновники отвечают, что «принято решение». Решения уже который раз принимаются, но ничего не появляется. Я задаю конкретный вопрос, который интересует меня и моих избирателей – когда будет ФАП? И ответы на этот вопрос и ему подобные должны быть в стратегии развития Иркутской области.

Понятно, что новую больницу не построят, но хотя бы хорошую ИНКовскую поликлинику. ИНК откликается на наши пожелания, но мы должны их четко формулировать.

Как вы оцениваете работу муниципальных предприятий?

— Из всех МУПов района можно выделить только работу «Автодора», который ожил с приходом Александра Душина на должность главы городской администрации.

Положительный результат их работы – это мое мнение как постоянного участника дорожного движения. Уверен, что с этим мнением согласится большинство жителей города. Но далеко не все МУПы хорошо работают – многое зависит от того, кто руководит.

Некоторые функции вообще никем не выполняются, и тут бы я хотел, чтобы в Усть-Кутском районе было создано многопрофильное муниципальное предприятие, которое занималось бы и проектированием, и управлением жилым фондом. Частная управляющая компания не пойдет в маленький населенный пункт, мы видим это по проблемам, возникшим в Ние, Звездном. Поэтому нужен МУП, который решал бы все эти задачи.

В Звездном раньше были очистные, а сейчас все течет самотеком в нерестовую речку. Проект новых очистных или реконструкции старых не сделаешь – в бюджете поселка на это нет денег. И такая ситуация практически у всех. Невозможно даже проекты разработать, а ведь, будь проекты, можно было бы говорить об участии в каких-то государственных программах. Поэтому я считаю, что нам необходимо одно районное муниципальное предприятие, которое занялось бы подготовкой проектов.

Был в Ние сход – по коммуналке много вопросов. Канализация бежит в подвале. Глава старается что-то делать, но он может оказывать только паллиативную помощь.

Одно из муниципальных предприятий Усть-Кутского района – ТРК «Диалог». Вы довольны его работой? Существует баланс в освещении деятельности администрации района и думы?

— У «Диалога» непростая история. В свое время, в 2014 году, там развернулась настоящая борьба за свободу слова. Я был причастен к тем событиям, потому что все произошло из-за статьи, которую мы подготовили совместно с журналистом районной газеты Верой Таюрской. Материал был посвящен предкоматозному состоянию районного здравоохранения. Мэр района Владимир Сенин тогда взбеленился и потребовал увольнения генерального директора «Диалога» Василия Магиса. Мы стали защищать «Диалог», спасли директора и коллектив. Но позже, уже при новом мэре и новом руководителе, «Диалог» лишился духа свободы слова. По этой причине из «Диалога» кто-то сам ушел, кого-то уволили.

И сейчас мы читаем новости на портале «Усть-Кут24», «Новости38», в социальных сетях, а потом их же с опозданием дает муниципальное СМИ. Нет оперативности и объективности в освещении деятельности.

Часто в новостях ТРК «Диалог» можно услышать такие фразы: «Мэр района выделила деньги на ремонт такого-то объекта», «Благодаря мэру района делается то-то», и это приобретает патологические формы. Это некрасиво, подобострастно и не делает честь СМИ, порождает сомнения в его профессионализме. Ведь мэр не из своего кармана деньги выделяет – из бюджета, и в этом – суть работы, за которую она сама из бюджета зарплату получает.

Чтобы муниципальные средства массовой информации были независимые, могли развиваться, их учредителями должны быть все думы района. Тогда никто не будет довлеть – ни председатель районной думы, ни мэр.

Одна из тем, которая постоянно поднимается – это объединение города и района. И мэр выступает с такой инициативой.

— Конечно, когда 90% населения проживает в городе, и только 10% — в остальных населенных пунктах района, возникает вопрос, не стоит ли, действительно, сэкономить бюджетные деньги на управленческом аппарате? Мы бы поддержали эту инициативу, но она существует только на словах – никакое официально оформленное предложение со стороны администрации, мэра Усть-Кутского района в думу не поступало. Это тема, на которой можно играть до бесконечности.

В конце прошлого года складывалась сложная ситуация с принятием бюджета района – на заседаниях думы не было кворума. В итоге вы смогли собрать депутатов, район не остался без бюджета, но чего вам это стоило? В чем причина такой низкой заинтересованности депутатов в работе?

— Зачастую люди идут в депутаты, не представляя, с чем столкнутся. Да, побуждения у них изначально могут быть благие, но потом они видят, что это совершенно другая, во многом рутинная, работа, и наступает разочарование. Тут они могут проявить элементарную безответственность. Некоторые депутаты пропускают половину заседаний. Оправдываются тем, что много делают для своих избирателей как меценаты. Но не надо подменять депутатские полномочия деньгами! Это хорошо, что помогаешь избирателям, честь тебе и хвала! Но когда мы не можем принять бюджет – это безответственность! В сентябре состоятся выборы депутатов районной думы. Я призываю избирателей быть требовательными! А кандидатов – прежде чем идти на выборы, изучить Устав района, регламент думы. И понять, что депутатство – это тоже работа, только неоплачиваемая.

Ирина Михайлова, IRK.ru

Ирина Михайлова, IRK.ru

  • Пукусик Второй 29 февраля 2020 в 19:04

    Строчка о приросте региональной казны улыбнула.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля