Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Снижение цен на нефть, падение рубля и акций. К чему готовиться?

Снижение цен на нефть спровоцировало падение рубля и акций российских компаний. Почему это произошло, причем здесь коронавирус, и как ситуация отразится на жителях Иркутской области, — IRK.ru собрал мнения экспертов.

Что произошло?

6 марта Россия и Казахстан отказались следовать политике сокращения добычи нефти ОПЕК+. Впервые с 2016 года участники не смогли договориться о параметрах сделки.

ОПЕК — международная организация стран-экспортеров нефти. Россия в ОПЕК не входит, но участвует в деятельности организации в формате соглашения. Согласно ему добыча нефти должна поддерживаться на определенном уровне. Свое действие соглашение ОПЕК+ прекратит 1 апреля 2020 года.

Фото с сайта bdg.by
Фото с сайта bdg.by

Рынок отреагировал на эти события соответствующе. Саудовская Аравия снизила цену на все сорта своей нефти и заявила, что будет увеличивать объемы добычи, по сути, объявив ценовую войну.

9 марта наблюдалось максимальное падение стоимости нефти марки Brent. В этот момент она стоила $31,27 за баррель (падение составило 31%).

Обвал цен на нефть стал главным фактором давления на рубль: курс доллара по отношению к рублю поднялся в пятницу выше 68,50 (впервые с января 2020 года). К евро рубль обесценился до 77,80.

— Отечественный рынок среагировал на слабость нефти и возможное падение спроса на другие товары российского экспорта. Также под наиболее сильным давлением оказались бумаги «Новатек», «Аэрофлот», «Сургутнефтегаз», «Газпром», — отмечает директор иркутского филиала АО «Открытие Брокер» Ольга Глызина. — Правильным решением со стороны ЦБ в этих условиях было бы повышение ключевой ставки, причем не дожидаясь очередного собрания. Иначе текущий курс окажет разрушительное влияние на потребительский спрос.

Почему хотели снижать добычу нефти?

Экстренное совещание ОПЕК созвали из-за коронавируса и его влияния на китайскую экономику. Китай снижает экономическую активность, закупает меньше нефти и других видов топлива, что приводит к падению цены и спроса. Все это влияет на остальные страны.

По мнению доктора экономических наук, декана Сибирско-американского факультета ИГУ Надежды Грошевой, сейчас параллельно происходят два события, которые одинаково негативно влияют на рынок. В условиях паники из-за короновируса, закрытия границ и резкого сокращения межстрановых отношений обстановка на рынках не стабильная. Возникает ситуация снижения спроса и нестабильности валют.

Надежда Грошева. Фото с сайта facebook.com
Надежда Грошева. Фото с сайта facebook.com

— Действительно, больший ущерб для мировой экономики носит не сам вирус, а действия стран по предотвращению заболевания — закрытие границ, ограничение перемещения людей. Такие меры наносят больше вреда экономике, чем сама заболеваемость, — считает экономист. — Вчера Италия полностью закрыла границы. Израиль закрыл границы. И такой «черный лебедь», конечно, поменял многие стратегические планы.

Договориться по соглашению ОПЕК+ у стран не получилось. Россия не согласилась сократить добычу на 1,5 миллиона баррелей в сутки.

— События пятницы вызывали обвал на всех рынках, не только на российском. Надо признать что никто не ожидал такого сценария, — поясняет Надежда Грошева. — В то же время, ослабление курса рубля выгодно экспортерам топлива, потому что при падении цен на мировом рынке экспортная выручка в рублях не пострадает.

К чему готовиться дальше?

Как отметила Надежда Грошева, прогнозы аналитиков негативные — курс может вырасти до 85 рублей за доллар. 9 марта на валютном рынке Forex доллар превысил 74 рубля. По такой цене сейчас проходят сделки за границей. На 18:30 по иркутскому времени на сайте Центробанка РФ информация пока не обновилась, указаны официальные курсы валют за 7 марта.

Фото с сайта nao24.ru
Фото с сайта nao24.ru

— Ослабление рубля почувствуют все, потому что оно приведет к далеко идущим последствиям. Импортные товары, естественно, подорожают, — говорит доктор экономических наук. — Главное, не нужно паниковать, какие-то колебания цен будут, и, прежде всего, они будут спекулятивными. У нас был уже такой рубль и евро четыре года назад, нефть такая была 10 лет назад. В принципе все выжили.

Очевидно, что экономика России зависит от цен на нефть. Как сообщается на сайте Минфина РФ, накопленных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) хватит для покрытия дефицита бюджета от падения цен на нефть до $25–30 за баррель. Объем ликвидных средств ФНБ и средств на счете по учету дополнительных нефтегазовых доходов на 1 марта 2020 года составил более 10,1 триллионов рублей или 9,2% ВВП. Этих средств хватит для покрытия выпадающих доходов от падения цен на нефть до этого уровня на протяжении 6–10 лет.

По словам Надежды Грошевой, «запас» прочности у России достаточен. В стране есть не только накопления, но и хорошие золотовалютные ресурсы. Но принимать сейчас какие-то стратегические решения не имеет смысла, поскольку несколько дней курс рубля и цены на нефть будут несимметрично отражать реальность.

— Тем, кто хранит сбережения в долларах, в текущем моменте выгодно конвертировать их в рубли. Но я думаю, таких людей не много, потому что долларовая доходность достаточно низкая, а доходность евро — отрицательная. Большинство переложило активы в ценные бумаги, которые дают большую доходность. Но это не означает, что надо прямо сейчас продавать валюту, потому что пока рынок будет отыгрывать эти внезапные колебания, — объясняет экономист.

В ряде крупных банков IRK.ru не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, пояснив, что тема носит федеральный характер и требует более глубокой аналитики.

Руководитель иркутского филиала «Открытие Брокер» Ольга Глызина считает, что жителям Иркутска и Иркутской области можно использовать текущую ситуацию на рынке в свою пользу. Для того, чтобы максимально быстро реагировать на такие ситуации, необходимо быть участником рынка, то есть иметь брокерский счет. Для конвертации валюты можно воспользоваться банком, но в таких ситуациях разница между курсами покупки и продажи значительно увеличивается.

— Общая рекомендация на сегодня — быть последовательным в своих действиях. В долгосрочном плане многие бумаги отечественного, да и зарубежного рынка достигли уровней «подарка судьбы». И это делает покупку акций российских компаний целесообразной даже сейчас. В условиях нестабильности рынка каждый торговый день по своему уникален, настроения будут меняться скачкобразно, — дает совет директор брокерской компании.

Что ждет иркутские компании?

Говоря о перспективах Иркутской нефтяной компании в сложившейся ситуации на рынке, Надежда Грошева отмечает, что компания диверсифицирует бизнес. У ИНК хорошая рентабельность и бизнес-модель, с учетом которой даже 10% колебание цен не будет для них критическим.

— Выручка Иркутской нефтяной компании зависит от трех моментов: объем продаж, цена и курс рубля. Нужно смотреть насколько рубль «упадет», как он сейчас отыграет это снижение, — комментирует доктор экономических наук.

Как пояснили в Иркутской нефтяной компании, отвечая на запрос IRK.ru, ИНК работает в отрасли практически 20 лет. При планировании в компании учитывается разный уровень макроэкономических показателей. Текущая ситуация не повлияет на планы компании по реализации газового проекта, включая строительство завода по производству полимеров.

Представитель малого бизнеса, председатель ассоциации «Дикоросы» Александр Деев убежден, что ситуация с рублем для местных производителей служит новым окном возможностей. Сейчас в России много малых производств, которые могут получить рывок на экспорт. Важно понять, как объединить разных участников на территории страны.

Александр Деев. Фото IRK.ru
Александр Деев. Фото IRK.ru

— Мы являемся пользователями природных ресурсов, а они не привязаны к соглашениям ОПЕК. У нас в стране три миллиона сборщиков дикоросов, увеличение курса валют для нас положительно, потому что позволит увеличить доход в рублях. Европейский покупатели запрашивают цены, и если на прошлой неделе я называл одни цены в евро, то сейчас стало намного дороже, — подчеркивает Александр Деев. — Никаких иностранных технологий для заготовки сырья нам не требуется. В подготовке дикоросов к экспорту используем оборудование российских производителей.

Как пояснил предприниматель, он анализировал импортозамещение по основной продуктовой корзине в России. До 2014 года наша страна ежегодно ввозила семь миллионов тонн мяса, сейчас — два миллиона тонн. Импорт сахара составлял 2,5 миллиона тонн в год, сейчас — 400 тысяч тонн. Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерновых.

Фото с сайта chuna24.ru
Фото с сайта chuna24.ru

— Думаю, что для России в целом ситуация с ростом курса евро и доллара не так критична, как если бы это произошло в предыдущие годы, когда объемы ввозимой иностранной продукции были гораздо больше, — считает председатель ассоциации «Дикоросы».

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • nightwolf 15 марта 2020 в 13:09

    С такими курсами валют скоро все будем дикоросы собирать.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля