Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «День Победы»

«Братцы, мы выстоим, а если погибнем, то вместе». Героический подвиг Ивана Седова

Иван Петрович Седов, уроженец Волгоградской области, был призван в Красную Армию в марте 1942 года. Принимал участие в Висло-Одерской операции и штурме имперской канцелярии в Берлине, освобождал Бессарабию, Украину, Польшу и Германию. В 1951 году переехал в Иркутск вместе с женой. Воспоминаниями о ветеране поделился его внук Дмитрий Седов.

Иван Петрович Седов
Иван Петрович Седов

Когда началась война, моему дедушке, Ивану Петровичу Седову было 17 лет. Он родился 7 сентября 1923 года в слободе Купава Новониколаевского района Сталинградской области. Его отец был небогатым фермером, скупал и перепродавал скот, имел четыре гектара посевов. С женой они создали большую семью: у них было шесть сыновей и три дочери. В декабре 1931 года их раскулачили и выселили в хутор Киквидзе Бударинского района Сталинградской области.

После окончания школы в 1938 году Иван пошел учиться на подготовительные курсы пединститута, а в 1941 году поступил в педагогический институт в Сыктывкаре. Сразу после начала войны был принят во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Будучи крепким юношей, он вместе со сверстниками стал готовиться на фронт.

Боевой путь: от Воронежского фронта до Берлина

В марте 1942 года Иван был призван в ряды Советской Армии. Из военного комиссариата Бударинского района его направили в Вологду в 34-й запасной стрелковый полк. В мае 1942 года перевели в отдельный учебный батальон 100-й стрелковой дивизии, которая готовилась к отправке на фронт.

В июле 1942 года в составе пулеметной роты Иван Седов прибыл на Воронежский фронт, где после присвоения звания старший сержант назначен командиром отделения и комсомольским организатором роты. В качестве командира отделения, заместителя политрука роты участвовал в боях на Юго-Западном фронте под Воронежем. 16 сентября 1942 года на Воронежском фронте был тяжело ранен.

После лечения в декабре 1942 года направлен на краткосрочные офицерские курсы по специальности «Минометчик». Окончив их в августе 1943 года, получил звание младший лейтенант. Назначен командиром минометного взвода 2-го стрелкового батальона 1050-го стрелкового полка 301-й стрелковой Сталинской дивизии 5-й ударной армии.

Старший лейтенант Иван Седов в День Победы, 1945 год
Старший лейтенант Иван Седов в День Победы, 1945 год

С июля по сентябрь 1942 года участвовал в боях на Воронежском фронте. С декабря 1942 года по март 1944 года участвовал в боях на 4-м Украинском фронте. С марта 1944 года участвовал в боях на 3-м Украинском фронте. Затем воевал на 1-м Белорусском фронте. Участвовал в ликвидации Никопольского плацдарма на реке Днепр, в боях на юге Украины, на Днестровском плацдарме по освобождению Бессарабии.

9 марта 1944 года в наступательных боях с немецко-фашистскими захватчиками за овладение селом Большая Александровка Николаевской области лейтенант Седов, хорошо подготовив свой взвод и находясь в боевых порядках стрелкового подразделения, сосредоточенным огнем своих минометов поддержал наступательные действия стрелковой роты, захватившей первую линию окопов немцев.

Иван Петрович Седов на службе в прокуратуре, 1951 год
Иван Петрович Седов на службе в прокуратуре, 1951 год

В ночь на 13 апреля 1944 года при форсировании реки Днестр у села Бычок Тираспольского района Молдавской ССР, умело ведя огонь по позициям противника, прикрывал переправляющиеся группы бойцов на правый берег, чем обеспечил выполнение боевой задачи по захвату плацдарма на правом берегу реки Днестр. 15 июня 1944 года награжден орденом «Красная звезда».

14 января 1945 года в бою по прорыву сильно укрепленной полосы противника Бяла-Гуры (Польша), умело управляя огнем минометного взвода, уничтожил два станковых пулемета вместе с их боевыми расчетами. Сделал проход в проволочном заграждении, чем дал возможность стрелковым подразделениям с ходу форсировать реку Пилица. 15 января в районе села Пальцев участвовал в отражении двух контратак пехоты и танков противника, огнем минометов рассеял до роты вражеской пехоты, чем обеспечил стрелковым подразделениям продвижение вперед. 28 января 1945 года награжден орденом «Отечественная Война II степени».

С сыном Юрием
С сыном Владимиром на даче

С сыном Юрием

С сыном Владимиром на даче

16 апреля 1945 года в бою при прорыве сильно укрепленной обороны противника в районе села Горгаст (Германия) старший лейтенант Седов умело командовал минометной ротой и вел прицельный огонь по огневым точкам противника, мешавшим продвижению стрелковым подразделениям. В ходе боя уничтожено шесть пулеметных точек противника и до 45 немецких солдат и офицеров. 18 апреля противник пять раз бросался в контратаку. Старший лейтенант Седов огнем своих минометов истребил до 70 немецких солдат и офицеров, тем самым способствовал тому, что стрелковые подразделения овладели населенным пунктом Буков. 28 апреля 1945 года награжден орденом «Красное знамя».

В сентябре 1944 года назначен командиром минометной роты 1-го Белорусского фронта. Участвовал в боях на Висле, в Висло-Одерской операции, в освобождении Варшавы, в боях на реке Одер, на Одесском плацдарме, в последних сражениях Берлинской наступательной операции и в штурме имперской канцелярии Гитлера.

Награжден орденом «Александра Невского», орденом «Красная звезда», орденом «Отечественная Война II степени», орденом «Красное знамя», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», медалью «За освобождение Варшавы», медалью «За взятие Берлина».

«Мы не дрогнули». Иван Седов о Висло-Одерской операции

Одно из тяжелых воспоминаний Ивана Петровича о войне касалось битвы на реке Одер в апреле 1945 года. Вот как он описывал те события:

«Оставались последние 60 километров до штурма правительственного сектора Берлина. Случилось непредвиденное. На Одере тронулся лёд, и полноводная река отделила полк Исхака Идрисовича Гумерова от основных сил.

Фашистское командование стремилось во что бы то ни стало задержать здесь, на Одере, наше наступление. 301-й стрелковый полк одним из первых преодолел на разных плавучих средствах под огнем врага реку и занял небольшой плацдарм. Немцы нанесли по этому клочку земли мощный бомбовый удар и открыли артиллерийско-минометный огонь, организовали яростную атаку с применением танков и пехоты.

Хорошо помню, как развернутым строем шли на нас танки, завязался бой. Мы не дрогнули. Фашистские танки были отбиты огнем артиллерии и противотанковыми гранатами. Часть вражеской пехоты дошла до наших передовых траншей. Бойцы уже вступили в рукопашную схватку. Штыком, прикладом, саперной лопатой, огнем своих автоматов, винтовок и пистолетов бились с обезумевшими фашистами. Дрался весь личный состав полка. Никто не остался в стороне.

С сыном Юрием и внуками Сергеем и Дмитрием, 2000 год
С сыном Юрием и внуками Сергеем и Дмитрием, 2000 год

Командир нашего батальона, 22-летний капитан Федор Кузьмич Шаповалов лично бился в гуще рукопашного боя. Но враг наседал. Тогда полк вынужден был занять круговую оборону. Я со своими минометчиками тоже штыком, прикладом и гранатами отбивался от фашистов. Уже было отбито четыре такие атаки. Положение наше осложнилось тем, что в строю оставалось все меньше бойцов. Но самое страшное было то, что на исходе были боеприпасы.

У меня было четыре 82-миллиметровых миномета и несколько сорокопяток, которыми пришлось отражать одну за одной атаки фашистских соединений. Наш батальон занял круговую оборону в фольварке Гизков – Мерин – Грабен, где укрылся за небольшим бетонным забором. Я корректировал огонь минометов из окна дома, в подвале которого находился командный пункт Шаповалова. Мин было в обрез, подпускали танки с пехотой на минимальное расстояние. Мины рвались на броне машин и разбрасывали пехоту, а танки пятились, боясь без нее продолжать наступление. Немцы засекли нас, и одна мина разорвалась прямо на позиции моей роты. Не забуду, как с мольбой смотрели на меня раненые бойцы.

– Товарищ старший лейтенант, если немцы займут фольварк, не бросайте нас, – просили они.
– Что вы, братцы, – я даже растерялся, – мы выстоим, а уж если погибнем, то вместе.

Со школьниками
Со школьниками

Ночью Федора Шаповалова вызвал к аппарату командующий 5-й ударной армией генерал-полковник Николай Эрастович Берзарин и попросил продержаться, должны подойти почтовые части, гвардейские минометы, тяжелая артиллерия, начинается форсирование Одера. Потом трубку взял член военного совета Федор Ефимович Боков и приказал записать радиограмму от заместителя Верховного Главнокомандующего и командующего войсками 1-го Белорусского фронта, маршала Георгия Константиновича Жукова, который возложил на 5-ю ударную армию особую ответственность в удержании занимаемого плацдарма на правом берегу Одера и приказал расширить его хотя бы до 20 километров по фронту и 10–12 – в глубину.

– К сожалению, – отмечал в телеграмме Жуков, – мы вам помочь авиацией не сможем, так как раскисли аэродромы и взлететь самолеты не могут. Я всех вас прошу понять историческую ответственность за выполнение порученной вам задачи и рассказать своим людям об этом.

Подкупил тон приказа маршала, уничтожающий ранговые перегородки между знаменитым полководцем и подчиненными, „Я всех прошу…“. Весь день продолжались атаки, мы несли большие потери, мин не было, дрались кто чем мог. На утро следующего дня 1054-й полк подполковника Николая Николаевича Радаева форсировал Одер. Нас отвели на восточный берег для отдыха и пополнения».

Штурм имперской канцелярии и бункера Гитлера

Победу Иван Петрович встретил в Берлине в звании старшего лейтенанта, в должности командира минометной роты 2-го стрелкового батальона 1050-го стрелкового полка 301-й стрелковой Сталинской дивизии 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Тогда он один из первых штурмовал имперскую канцелярию Гитлера. Дедушка вспоминал о штурме следующее:

«Огромный бетонный забор, окружавший сад имперской канцелярии, был пробит из орудий, и бойцы батальона капитана Шаповалова стали проникать через него на территорию сада, но пробраться к входу в подземелье фюрер-бункера было невозможно: путь преградил броневик.

Я выбрал удобное место на верхних этажах противоположного здания, чтобы скорректировать огонь своих минометов. Вскоре мины стали ложиться неподалеку от входа в бункер, и было видно, как мелькали фигуры в черных мундирах среди разрывов.

Боевые сто грамм в кругу ветеранов, 2005 год
Боевые сто грамм в кругу ветеранов, 2005 год

Парадное здание имперской канцелярии обороняли особенно ожесточенно, но вот начался решительный штурм. Заместитель командира батальона Салиджан Алимов бросился вперед, на ходу стреляя из автомата, а за ним – майор Анна Никулина. Алимов был ранен, и первой в здание ворвалась Никулина. Бойцы Шаповалова уже карабкались в окна, подсаживая друг друга. Над имперской канцелярией затрепетал красный флаг, его водрузила майор Анна Никулина. Еще продолжались бои в саду возле сухого бассейна, но к полудню 2 мая в бункер вошел батальон Шаповалова».

Иван Петрович одним из первых в мае 1945 года в Берлине ворвался в бункер фюрера. Как рассказывал дедушка, со своим легендарным комбатом Федором Шаповаловым они шли по подземелью, где еще находилось много гитлеровских офицеров, стоявших с поднятыми руками, потупив головы.

У входа в приемную лежал труп одного из военачальников. В обширной приемной немецкий майор услужливо открыл одну из дверей кабинетов. Там находился труп мужчины в черном гражданском костюме с пулевой раной во лбу. Он был похож на Гитлера, и комбат спросил майора: «Гитлер?». «Найн», – ответил немец и открыл соседнюю дверь, за которой лежал такой же комплекции и роста мужчина в военном костюме и тоже с раной во лбу. Рядом с бассейном лежал еще один такой же. «Три Гитлера?», – спросил Шаповалов. Майор отрицательно покачал головой: «Эрзац-Гитлеры». Таких оказалось много.

Послевоенная жизнь

После Победы в 1945 году Иван Петрович познакомился в Берлине со своей будущей супругой Полиной Кузьминичной Шадриной. Там же в 1946 году они поженились. В течение двух лет дедушка служил в составе Советских оккупационных войск в Германии.

В апреле 1947 года был демобилизован, поступил в Московский юридический институт, окончив который в 1951 году был направлен в Иркутск в транспортную прокуратуру. Работал в должности следователя прокуратуры Иркутского участка ВСЖД, старшего следователя Иркутской транспортной прокуратуры до 1960 года.

С женой Полиной и сыном Юрием, 1949 год
С женой Полиной и сыном Юрием, 1949 год

После упразднения транспортных прокуратур направлен в распоряжение прокуратуры Иркутской области, однако, в дальнейшем продолжил службу в органах внутренних дел региона. Работал в УВД Иркутского облисполкома в должностях старшего оперуполномоченного, старшего следователя, начальника отделения в отделах дознания, уголовного розыска, следственного отдела.

В 1966 году был переведен в Иркутское заочное отделение Высшей школы милиции МВД СССР, где работал преподавателем и старшим преподавателем до 1983 года. В 60 лет вышел на пенсию в звании полковника милиции. У Ивана Петровича два сына. Скончался 6 июля 2007 года в Иркутске.

С ветеранами института МВД
С ветеранами милиции
С ветеранами прокуратуры

С ветеранами института МВД

С ветеранами милиции

С ветеранами прокуратуры

Горжусь своим дедом

Иван Петрович был человеком в высшей степени интеллигентным и скромным, глубокомыслящим, принципиальным и добрым. Он неизменно был образцом порядочности, доброжелательности и деликатности. Все его знакомые и друзья, кого я встречал, говорили о нем с большой теплотой и искренним уважением.

Во время службы следователем приобрел широкую известность как специалист высокого класса. Ему поручали особо ответственные, громкие и серьезные дела. Очень горжусь своим дедом.

День Победы для нашей семьи – праздник особый, как и для всего народа. Мы каждый год участвуем в шествии Бессмертного полка. С коллегами из музыкальной группы «Территория 02» мы выступаем на площадках Иркутска, исполняем песни о Великой Победе и подвиге наших героических дедов. Знаковым для нас стало ежегодное участие ансамбля в праздничном концерте 9 мая на центральной площади города.

Иван Петрович Седов на службе в милиции
Иван Петрович Седов

Иван Петрович Седов на службе в милиции

Иван Петрович Седов

Однажды во время исполнения нашей авторской песни «Герои доблестной весны» перед ветеранами я увидел образ моего деда. Он стоял рядом с другими ветеранами и смотрел на меня. Помню, что от нахлынувших тогда чувств, с трудом допел песню. Приведу отрывок из нее:

Спасибо Вам, герои наши,
Герои доблестной весны!
Как Вы тогда, стоим на страже
Родной страны, родной страны!

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала пресс-службе Восточно-Сибирского института МВД России.

Фотографии из семейного архива Дмитрия Седова

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Alex Stupin 11 мая 2020 в 11:35

    «И, значит, нам нужна одна победа Одна на всех — мы за ценой не постоим» Много пафоса, что впрочем нисколько не умаляет заслуг ветерана - получить орден Александра Невского дорогого стоит. После Сталинградской битвы, когда образно говоря свернули хребет немцам, когда военные заводы заработали…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля