Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

За БЦБК вновь взялись. Как скоро решится проблема комбината

Процедура банкротства БЦБК выходит на финишную прямую: через год предприятие исключат из Единого госреестра юридических лиц и все, что связано с предприятием окончательно уйдет в историю. Но прежде произойдет множество событий, которые определят дальнейшую судьбу Байкальска, да и всего озера Байкал. Об этом – в интервью Антона Григорова, старшего вице-президента по работе с активами государственной корпорации ВЭБ.РФ, являющейся основным кредитором комбината.

Антон Григоров. Фото из архива сайта ac.gov.ru
Антон Григоров. Фото из архива сайта ac.gov.ru

— Иногда кажется, что БЦБК – самое знаменитое предприятие в Российской Федерации, а может, и на всем постсоветском пространстве. Печально знаменитое…

— Да, ситуация с БЦБК с самого начала была непростой. Еще при проектировании была понятна неидеальность местоположения, тогда еще целлюлозно-бумажного завода, но того требовала ситуация государственной безопасности. Хотя проектировщик – ведущий отраслевой институт Ленгипробум и предусмотрел много инновационных решений своего времени, но уже при строительстве стало ясно, что этого недостаточно.

Сразу после запуска комбината в 60-х годах прошлого века «партия и правительство» усилили внимание на экологию Байкала: было много решений ЦК КПСС, исполнительных органов, которые так и остались нереализованными. В 90-х годах заговорили о перепрофилировании комбината, в начале 2000-х решили перейти на замкнутый водооборот, но эта задача так и не была реализована в полном объеме, и в 2012 году пришли к окончательному выводу – комбинат нужно закрыть.

По решению Правительства Российской Федерации к процессу подключили ВЭБ: он должен был обеспечить не только выплаты всех положенных по закону компенсаций при сокращении сотрудников БЦБК, но и позаботиться о том, чтобы ситуация в Байкальске, коммунальное хозяйство которого было полностью завязано на комбинат, не вышла из-под контроля. По сути, при работе БЦБК, Байкальск как и все моногорода, был многокорпусным общежитием при комбинате. В связи с этим, ВЭБ содействовал передаче социально значимых объектов на баланс местных властей: ТЭЦ, объектов инфраструктуры, ранее принадлежавших комбинату и обслуживавших город.

Поэтому в 2012 году ВЭБ выкупил более 50% долга комбината и стал контролирующим кредитором.

Игорь Кобзев и Антон Григоров
Игорь Кобзев и Антон Григоров

В 2014 году на баланс муниципалитета перешли очистные сооружения, ТЭЦ, часть тепловых сетей и иные объекты, ранее принадлежавшие комбинату. В 2017 году в государственную собственность перешли карты-накопители БЦБК и сопутствующая инфраструктура для исполнения плана государственных задач по ликвидации накопленных еще в советское время отходов, всего около 80 объектов.

ВЭБ.РФ российская государственная корпорация развития, финансирующая проекты развития экономики. Полное наименование — Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Функционирует на основании специального федерального закона. На 100% принадлежит Российской Федерации.

— Какие задачи требуется решить, прежде чем БЦБК официально прекратит свое существование?

— Это уже с самой ликвидацией юридического лица (ОАО «БЦБК») не связано, мы ведем работу по четырем основным направлениям. Говоря «мы», я имею в виду не только ВЭБ.РФ, но и всех, кто выступает главными участниками процессов. Во-первых, это вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием. Мы понимаем, что реализовать комплексный проект на этой территории будет крайне сложно, если не дать юридическую возможность осуществления подобных действий. Во-вторых, это все, что связано с рекультивацией карт и очистных сооружений, очисткой промышленной площадки. В-третьих – это процессы, связанные с банкротством. И четвертое – вопросы, связанные с комплексным планом развития территории, с мастер-планом.

Сложилось такое понятие — «байкальская правовая аномалия»: на эту территорию наложено несколько правовых режимов
Сложилось такое понятие — «байкальская правовая аномалия»: на эту территорию наложено несколько правовых режимов

Нормативная правовая база

— В чем заключаются юридические нюансы, осложняющие реализацию проекта?

— Вопрос правовых решений для реализации проекта по преобразованию промплощадки БЦБК и развитию Байкальска стоит не менее остро, чем вопрос выбора технологии для утилизации отходов или определения дальнейшего пути для развития города. На сегодняшний день нормативное правовое регулирование, касающееся Байкальской природной территории и конкретно центральной экологической зоны, очень сложное. Сложилось даже такое понятие — «байкальская правовая аномалия»: на эту территорию наложено полтора десятка правовых режимов, продиктованных нашими международными соглашениями, федеральным и региональным законодательствами, ведомственными подзаконными актами, а также местными нормами и требованиями, которых, в свою очередь, насчитывается полторы сотни. Существует неопределенность в иерархии этих документов, многие из них попросту противоречат друг другу. На данный момент в ЦЭЗ очень трудно реализовать какой-либо проект, а в большинстве случаев – просто невозможно.

Чрезмерное наслоение правовых режимов практически заморозило любую экономическую активность, что, возможно, и хорошо для сохранения какого-то условного необитаемого памятника природы, доступ к которому закрыт. Только в Байкальске этот путь ведет к обратному эффекту. Здесь наоборот требуется немедленная и активная деятельность, а как раз бездействие является главной угрозой и для Байкала, и для населения.

Поэтому у нас есть два пути. Первый: привести законодательство об охране озера в нормальное состояние, убрав из него противоречия и обеспечив правовую возможность социально-экономического развития территории, конечно же – экологически ориентированную. Это огромная, тяжелая работа, которая потребует много времени и усилий. Честно говоря, сегодня я не вижу, кто бы мог эту работу инициировать, но прежде чем ее начать, нужно найти баланс в базовом противоречии между задачами социально-экономического развития территории и природоохранными запретительными мерами – это на сегодняшний день главный вызов. При этом точечные решения в той или иной сфере постоянно проводятся и это лучше, чем ничего.

Можно пойти по второму пути: сформировать некое изъятие из действующего законодательства, которое позволило бы1 на определенной территории2, на определенное время3, для реализации определенных задач (в данном случае – комплексного развития Байкальска) установить иные правила деятельности. Речь идет о создании специальной экологической зоны, деятельность внутри которой может быть нормирована подзаконными актами Правительства, актами федеральных министерств и ведомств. Еще раз отмечу – речь идет не об отмене необходимых природоохранных ограничений, а о временном приостановлении действия противоречащих норм и правил. Регулирование отношений будет по-прежнему осуществляться в соответствии с базовыми принципами, но правильным (рабочим) образом установленными. Это принципиально важно.

Сразу после запуска комбината власти обратили внимание на экологию Байкала
Сразу после запуска комбината власти обратили внимание на экологию Байкала

После того, как проект комплексного развития Байкальска и прилегающей территории будет реализован и достигнет своих целей, специальная экологическая зона может быть закрыта, временный правовой режим перестанет действовать, а вся деятельность на территории станет регулироваться действующим на тот момент законодательством. Это, на самом деле, мировая практика. При отсутствии комплексного подхода это один из немногих вариантов, который позволяет из обезображенной территории сделать уголок, достойный озера Байкал, реализовать нам проект на этой территории.

Как тактическое решение, позволяющее приступить к реализации ряда работ в рамках комплексного проекта сейчас рассматривается возможность расширения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» на территорию города Байкальска либо отдельных его районов, включающих бывшую промышленную площадку БЦБК. По действующему законодательству это возможно, и это позволило бы реализовать на указанной территории примерно две трети работ, которые нужны при реализации комплексного проекта развития. Для начала проекта это рабочий вариант, хотя и не полное решение вопроса.

— Две правовые конструкции – по ОЭЗ и специальной экологической зоны – альтернативные, или их можно совместить?

— Нет, это не альтернативные конструкции, скорее, взаимодополняющие. У нас зоны могут совмещаться, у каждой из них свои особенности, возможности. Особая экономическая зона – это функциональный экономический режим, в то время как специальная экологическая зона – функциональный экологический режим. Первый снимает преимущественно бюрократические ограничения в части градостроительных вопросов и оформления прав на земельные участки, связанные с их образованием и установлением на них сервитутов, внесением изменений в проект планировки территории. Коллизии природоохранных норм она снимает лишь в части туристской деятельности. Полноценное урегулирование этих вопросов может позволить сделать только СЭЗ. Но пока вступят в силу нормы по СЭЗ, пока будут разработаны и приняты подзаконные акты, до этих пор какое-то время пройдет, и как начальный шаг, нам может помочь ОЭЗ. Это позволит приступить к выполнению ряда работ сразу после ее расширения, например, к подготовке транспортной инфраструктуры и размещению рекреационных объектов.

Поэтому мы целиком и полностью поддерживаем ту работу, которая ведется сейчасМинприроды и комитетом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, совместно с нашим Институтом исследований и экспертизы ВЭБ.РФ по разработке законодательной инициативы о СЭЗ. Сейчас она проходит соответствующие предварительные согласования и в ближайшее время, я думаю, будет запущена официальная процедура.

Рекультивация

— Около 7 лет назад начинались работы по рекультивации. Почему работа не была завершена?

— Тема сложная, имеющая долгую историю. ВЭБ через свою дочернюю структуру ООО «ВЭБ Инжиниринг» подходил к решению этого вопроса несколько раз – в 2013 и 2014 годах. Это были работы по подготовке проекта ликвидации содержимого карт путем задействования мощностей комбината (очистных сооружений, цеха переработки осадка, известковых печей, инженерной инфраструктуры), с максимальным сохранением рабочих мест. На тот момент была возможность использовать мощности БЦБК, в том числе и цех очистных сооружений. Сейчас такой возможности нет, она упущена.

Карты-накопители
Карты-накопители

Почему проект тогда не пошел? Я считаю, потому что не была проведена экспертная работа с местным научным сообществом, в том числе в обосновании работ цехов БЦБК. Это была ошибка, которая привела к тому, что к проекту возникла масса вопросов, и впоследствии решения, заложенные в его основу, стали не реализуемыми.

В 2016-2017 годах была проведена работа по выбору нового единого исполнителя, им стала Росгеология. После того, как карты и сопутствующая инфраструктура были переданы в собственность муниципалитета, а часть имущества была передана в область, стало возможным использование государственных средств на рекультивацию.

Поскольку функционал Росгеологии напрямую с подобного рода рекультивацией связан не был, на субподряд, в части организации проведения изысканий и проектирования, был привлечен ВЭБ Инжиниринг.

На промплощадке БЦБК
На промплощадке БЦБК

К тому моменту в ВЭБ Инжиниринг сменился руководящий состав и была усилена команда. Их главная задача заключалась в том, чтобы разработать, фактически, новый проект. Техническое задание, выданное Минприроды Иркутской области в июле 2018 года, было принципиально новым: новые объекты ликвидации, более глубокая работа по изучению содержимого.

ВЭБ Инжиниринг собрал группу изыскательских и научных центров из полутора десятков узкопрофильных организаций для выполнения поиска специфических загрязнений, изучения отходов в пространстве и глубине, заключения о состоянии инженерных конструкций и карт. Только одних проб отходов отобрано более 1500 штук. По итогу работ стало четко понятно, с чем мы имеем дело, где и что нужно делать.

Для организации сбора предложений по возможным технологиям рекультивации карт и их обсуждения был создан сайт-портал cleanbaikal.ru. Их набралось более шестидесяти, из которых примерно треть заслуживает глубокой проработки. И соответствующая работа продолжалась силами ВЭБ Инжиниринга. Стоит отметить, что это первый опыт открытого привлечения и обсуждения технологических решений, и этот подход активно поддержан лидерами рынка переработки отходов и сточных вод.

В 2020 году Правительство РФ приняло решение о подключении к проекту нового единого исполнителя, поскольку Росгеология в лице нового руководства четко обозначила, что это не ее задача. По результатам отбора и в рамках соответствующих поручений главы государства был выбран новый единый исполнитель.

Главное, что интересует и нас, и регион – это результат рекультивации карт и объектов цеха очистных сооружений БЦБК. От того, что будет на выходе из этого процесса, зависит многое. Соотнесение проекта по развитию площадки и самого города с проектом рекультивации карт и очистных в данном случае является принципиально важным.

Второй блок – это подготовка промышленной площадки БЦБК, которой уже более 60 лет. На данный момент мы хотя и не до конца понимаем с чем имеем дело, не можем четко ответить на вопрос, какой объем работ и сколько это может стоить, что называется «до копейки», но мы понимаем, что есть две базовых истории – все, что находится на поверхности земли, включая почвы и инфраструктуру, и все, что находится под землей – так называемая линза.

Все, что находится на площадке БЦБК, требует очистки
Все, что находится на площадке БЦБК, требует очистки

Линзу выкопать невозможно. Для того чтобы с ней работать, нужно сделать две вещи: убрать источники, которые ее питают, и возобновить работу перехватывающего водозабора с учетом развития ситуации. Скважины по откачиванию загрязненных вод проработали в разной степени полтора десятка лет и показали свою эффективность. Сейчас они находятся на балансе БЦБК, работает из них только одна мониторинговая скважина. К сожалению, замеры подземных вод показывают значительные концентрации загрязнений под цехами комбината. Хотя когда работала вся система, было зафиксировано практически полное нивелирование воздействия линзы на Байкал.

По тому, что находится на площадке БЦБК: какие-то здания и сооружения будут сохранены, какие-то разобраны и использованы как строительный материал, какие-то здания, земли, инфраструктура требуют очистки. Сейчас ведется оценка объема, стоимости этих работ, в соответствии с поручением вице-премьера Правительства РФ Виктории Абрамченко.

По итогам этой работы будет ясно, хватит ли ресурсов будущему проекту, чтобы самостоятельно вдохнуть новую жизнь в промплощадку, или, все-таки, нужно будет обращаться к государству. Эта позиция заявлена и ответ будет получен в ближайшее время.

Банкротство

— Было много споров о том, как поступать в отношении промплощадки БЦБК – запускать на нее много собственников или же единственного.

— В процедуре банкротства предложение о реализации имущества формирует конкурсный управляющий. Его задачей является максимальное удовлетворение требований кредиторов и завершение процедуры. В 2016 году ВЭБ при поддержке Правительства РФ принял решение остановить продажу имущества БЦБК отдельными лотами. По принципу «один объект – один лот» БЦБК начал продажу сотен объектов. Если бы ВЭБ и другие кредиторы тогда не воспрепятствовали такой распродаже имущества комбината, сейчас мы бы имели «лоскутное одеяло» из нескольких сотен собственников, не способных между собой договориться не только о каком-либо комплексном развитии территории, но и о простой ее очистке.

«Мы считаем, что имущество БЦБК должно быть реализовано единым лотом», — говорит Антон Григоров
«Мы считаем, что имущество БЦБК должно быть реализовано единым лотом», — говорит Антон Григоров

Мы считаем, что имущество БЦБК должно быть реализовано единым лотом, это будет способствовать приходу стратегического инвестора, заинтересованного в развитии площадки. Кроме того, по мнению экспертов, имущество, выставленное единым лотом, будет продано дороже, чем если его реализовывать частями, что естественно – приобретает ценность сам актив.

29 мая комитет кредиторов ОАО «БЦБК» принял решение о формировании и продажи единого лота, который включает в себя 341 объект. Из них 237 объектов – это недвижимое имущество, и 104 объекта – движимое. Кроме того, останется много объектов прочего движимого имущества – это мебель, техника, оборудование офиса и прочее имущество, которое также будет продаваться на отдельных торгах в рамках процедуры банкротства. Все, что может быть объединено в единый имущественный комплекс, включено в этот лот из 341 объекта.

В этом лоте у нас 41 объект, признанный социально значимым. Среди них оставшиеся объекты, которые также обеспечивают функционирование городской инфраструктуры. Это накладывает дополнительные обременения в части обеспечения их должного функционирования либо их замены с обеспечением выполнения их функций.

Банкротство предприятия закончится примерно летом-осенью 2021 года
Банкротство предприятия закончится примерно летом-осенью 2021 года

Предполагаем, что процедура банкротства завершится летом-осенью 2021 года – по итогам реализации 100% имущества, расчета с кредиторами и исключения БЦБК из ЕГРЮЛ — фактически ликвидацией комбината.

На основании решений Правительства и наблюдательного совета ВЭБ.РФ корпорация до сих пор продолжает финансирование БЦБК. Деньги выделяются на обеспечение выплаты зарплаты работникам БЦБК, охрану территории и имущества комбината, обеспечение функционирования систем жизнедеятельности и социально-значимых объектов, а также регистрацию объектов недвижимого имущества. За последние три года в процессе инвентаризации имущества ряд объектов, которые в предыдущие годы не были учтены в системе отчетности, восстановлены и поставлены на учет. Сейчас они в активе БЦБК.

Мастер-план

— Сейчас идет дискуссия по формированию мастер-плана развития Байкальска. Когда он будет сформирован, кто работает над документом?

— Мастер-план — это важная история, ключевой документ комплексного долгосрочного развития Байкальска. Главный ответственный исполнитель по его созданию, согласно поручению Президента, — Министерство экономического развития РФ при участии Правительства региона и ВЭБ.РФ.

Мастер-план (его еще называют стратегией пространственного развития) направлен на развитие всех территорий Байкальска, включая площадку БЦБК. Напомню, что прежние проекты либо не включали в себя площадку, либо включали только площадку – без города. Мы же говорим о согласованном развитии и районов жилой застройки, и горы Соболиной, и площадки комбината. При этом мастер-план, в отличие от других документов градпланирования, может учитывать и «подключать» Байкальск к соседним территориям – обеспечивать синергетическое взаимодействие с инициативами и в Слюдянском районе, и области, и в соседних регионах.

Цель мастер-плана – обеспечить устойчивое развитие (социальное, экономическое, пространственное) Байкальска за счет, прежде всего, повышения эффективности деятельности по пространственному развитию города и определению приоритетных инвестиционных проектов.

В отличие опять же от других документов градпланирования, мастер-план служит «точкой сборки» проектов разных ведомств и организаций: федеральных, включая нацпроекты, региональных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих. Эти проекты могут иметь разные источники финансирования: и частные, и бюджетные – из всех уровней бюджетной системы РФ.

Цель компании — комплексное развитие Байкальска, включающее ликвидацию отходов
Цель компании — комплексное развитие Байкальска, включающее ликвидацию отходов

Это системный стратегический документ. Мастер-план сформирует заказ на социальное, экономическое, пространственное, инфраструктурное планирование. В целом, документ будет направлен на повышение качества жизни в Байкальске. Недаром практически все города-лидеры международных рейтингов качества жизни давно уже не только обзавелись мастер-планами, но и четко следуют по пути их реализации.

Более того, этот документ призван способствовать вовлечению в развитие города широкого круга заинтересованных сторон: инвесторов, органов муниципальной и государственной власти, научных, экспертных и общественных организаций и, конечно, неравнодушных горожан и жителей региона. Активное взаимодействие между ними – неотъемлемая часть процесса разработки мастер-плана. Она позволит обеспечить широкий и, уверен, прочный консенсус касательно образа города в перспективе 25 лет и далее.

Но самое главное – не просто нарисовать будущее. Главное – подготовить конкретный, понятный, проработанный план действий по достижению поставленных целей и задач. Такой план призван включать мероприятия по развитию городской экономики, жилищной сферы, инфраструктуры, куда входят те же ТЭЦ, канализация, отопление, электричество, дороги. Необходимо заниматься и транспортной доступностью города от Иркутска и в рамках маршрутов туристических посещений Байкала.

Все основные положения мастер-плана – у нас есть подтверждения от региона и от города – будут отражены в документах территориального, стратегического и бюджетного планирования. В ходе разработки мастер-плана будут сформированы и «упакованы» инвестиционные проекты – как с участием местного бизнеса, так и компаний национального и международного масштаба. Опыт разработки мастер-планов доказывает, что эти документы могут быть эффективными акселераторами притока инвестиций. И мастер-план Байкальска, конечно, будет использоваться для привлечения инвесторов. Он призван стать своего рода ТЭО для принятия решений о вложении средств в тот или иной проект.

В настоящее время подготовлено техническое задание, которое включает в себя все эти направления.

Байкал – великое озеро великой страны

— В 2016 году с вашим участием был разработан проект программы «Байкал: великое озеро великой страны». Тогда речь шла о формировании комплексного подхода ко всей Байкальской территории, включая Байкальск. Но проект не пошел дальше.

— Смотря как к этому относиться. В 2016 году было дано поручение председателя Правительства РФ по созданию приоритетного проекта по охране озера Байкал. В работу тогда включились министерства и ведомства, точка сборки проекта находилась в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Аппарат Правительства также был в эту работу вовлечен, непосредственно этим занимался я. Проведена была колоссальная работа по разработке проекта, собрано все, что когда-либо делалось по этой теме. Были проведены дополнительные исследования, огромное количество стратегических сессий как в Иркутской области, так и в Москве. В создании проекта приняли участие более 500 человек.

Был сформирован и описан проект, который давал ответ на базовый вопрос – что нужно сделать на Байкале в течение 10-15 лет, чтобы привести всю территорию Байкала, все его побережье, саму воду и все населенные пункты в порядок. Речь идет о том, чтобы решать экологические проблемы уникальной территории в комплексе с экономическими. Ведь если не создать условий для достойной жизни и хозяйствования местного населения и бизнеса, то и решение экологических проблем станет только временным «латанием дыр». Для рационального строительства очистных сооружений, которых остро не хватает, необходимы координация и «умное» планирование туристических потоков и в Иркутской области, и в Бурятии.

Был разработан проект о том, как привести территорию, побережье и населенные пункты в порядок
Был разработан проект о том, как привести территорию, побережье и населенные пункты в порядок

А развитие цивилизованного «зеленого» туризма невозможно без сохранения экологии озера и качественной инфраструктуры, включая социальную.

Внутри проекта было сведено 375 мероприятий, которые представляли из себя как отдельные инвестиционные проекты, так и целые программы.

У нас на берегах Байкала в ЦЭЗ живет порядка 140-150 тысяч человек. Это огромное количество населенных пунктов. Огромное количество старой, еще советской, инфраструктуры, например, котельные старые или очистные сооружения, которые не выполняют своей функции, а в большинстве их просто нет. Это вопросы по нормативке, вопросы в целом - как развивать территорию. Задача состоит в том, чтобы при помощи системных экономических и природоохранных мер сохранить уникальную экосистему озера. Для этого нужны совместные усилия федерального центра и двух байкальских регионов.

Проект был разработан вначале 2017 года. К середине 2017 года было принято решение, что он будет рассмотрен позже – после назначения нового Правительства. Так и случилось. Президент РФ подписал указ о создании национальных проектов. В нацпроект «Экология», в состав которого входит федеральный проект «Сохранение озера Байкал», были включены отдельные элементы подготовленного ранее проекта «Байкал: великое озеро великой страны», но в основном связанные с решением первоочередных экологических задач. Это отражает отсутствие согласования между социально-экономическим развитием природоохранными вопросами, хотя, на самом деле, во всем мире эти вопросы решаются. Только они переведены из категории противоречия в категорию поддержки друг друга. Нам все это предстоит сделать.

Но благодаря этому проекту есть комплексное видение того, что нужно делать на Байкале. Есть реальная работа в этом направлении, просто она по-другому теперь называется. По различным блокам и разрезам – и по территориальному, и по отраслевому признаку. Спасибо региональной власти, что фактически перезапустили процесс. Сейчас главное – держать темп, занимать по вопросам развития ЦЭЗ проактивную позицию, доводить предложения до реализации конкретных проектов.

И это совместная работа, работа сложная, но интересная и позитивная!

Беседовала Галина Солонина
Фотографии из архива IRK.ru

Беседовала Галина Солонина

  • Ellsa Darth 17 июня 2020 в 10:09

    Когда снесут это убожество тогда и решатся проблемы.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля