Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Поездка на западное побережье Малого Моря: далеко, тяжело и потрясающе красиво

Поездка на западное побережье Малого Моря: далеко, тяжело и потрясающе красиво

Хоть мир еще живет в условиях пандемии коронавируса, отдых никто не отменял. Вовсе необязательно ехать за границу, ведь рядом — потрясающий и все еще неизведанный Байкал. В рамках запуска автопроекта IRK.ru «Проверено на Байкале» шеф-редактор сайта Дарья Васильева отправилась по бездорожью на западное побережье Малого Моря. Партнером проекта выступил дилерский центр Nissan «Агат-Авто».

Каждый год жители всего региона приезжают отдыхать на Байкал. Излюбленные и привычные места — это Малое Море или МРС (Маломорская речная станция) и остров Ольхон. Я выбрала для себя новый, «непопсовый», маршрут — западная сторона побережья Малого Моря в Ольхонском районе. Там расположены такие населенные пункты как Черноруд, Курма, Сарма, Зама, Онгурен и самая северная точка — малочисленная деревня Кочерикова. Срок путешествия — два дня.

В путешествие я отправилась на новом Qashqai от Nissan
В путешествие я отправилась на новом Qashqai от Nissan

Бывалые туристы предупредили, что в местности, куда я собираюсь, отсутствует нормальная дорога, и ехать следует на автомобиле повышенной проходимости, легковая машина не проедет. Пользуясь случаем, в путешествие я отправилась на новом Qashqai от Nissan и устроила автомобилю настоящий тест-драйв.

Подготовка

Прежде чем отправиться по запланированному маршруту, я выстроила путь в онлайн-картах с обозначением местонахождения каждого населенного пункта (мне удобнее «Яндекс.Карты», так как в Google.Maps и Maps.me некоторых деревень я не нашла). Советую сделать то же самое, потому что в той местности легко заблудиться и сойти с основной дороги.

На Байкале часто не ловит сотовая связь — обязательно скачайте карты на телефон, чтобы можно было ориентироваться без связи.
Перед поездкой обязательно составьте подробный маршрут
Перед поездкой обязательно составьте подробный маршрут

Тот, кто хоть раз отдыхал на знаменитом озере, знает главное правило — много теплых вещей не бывает. Обдумывая, где и как я переночую, попыталась найти турбазы. Сайт бронирования меня порадовал — в сезон были свободные места на базах в Сарме, Курме и Заме, цены не пугали. Но резервировать не стала — сложно предугадать, до какой точки доеду до наступления темноты. В крайнем случае, у меня есть автомобиль, в котором можно переночевать. Перед выездом проверила наличие «запаски», комплект для замены колеса — всё на месте, можно отправляться.

Мухорский залив

Из Иркутска выехала днем в четверг, около 14:00. Трасса по Качугскому тракту не была оживленной, что неудивительно — основной поток туристов едет на Байкал в пятницу и субботу. На ровной дороге, исключительно ради эксперимента, я проверила педаль газа, набрав скорость к 100 километров в час. Машина держала себя уверенно, мгновенно реагировала на педаль, при этом плавно маневрируя.

Поворот к поселку Черноруд
Мухорский залив
Поворот к поселку Черноруд Мухорский залив

На улице была жара, а в салоне автомобиля — приятная прохлада. Через 2,5 часа и около 250 километров я уже сворачивала на свой маршрут. Здесь важно не пропустить поворот: он находится напротив АЗС «Крайс-Нефть» рядом с кафе Harats Pub.

Новый Qashqai оснащен системой экстренного торможения Forward Emergency Braking. Работает так: если впереди неожиданно возникло препятствие, то об этом предупредит звуковой сигнал. Сначала плавно, а потом резче автомобиль затормозит самостоятельно. В пути я вынужденно проверила систему, когда передо мной внезапно затормозила машина.

В поселок Черноруд заезжать не стала, он остался слева. Состояние дороги пока не беспокоило — галька, но проехать было легко. Кстати, в начале поворота висел большой баннер, информирующий о начале дорожных работ.

Справа открылся вид на один из популярных берегов на Байкале — Мухорский залив. Вода здесь достаточно теплая (может достигать до 24 градусов), поэтому всегда много отдыхающих. Побережье «усыпано» домиками турбаз и неудивительно.

Я медленно поднималась в горку, вскоре турбазы исчезли из поля зрения, дорога стала чуть сложнее — много острых камней, ямок. Проехала поворот на поселок Шида — тоже популярное место у туристов. По пути все чаще стали попадаться палатки — люди отдыхали дикарями.

Сарма

До поселка Сарма доехала быстро. Кстати, здесь уже намного холоднее из-за одноименного ветра. Его порывы могут достигать 40 метров в секунду, поэтому отдых здесь порой экстремальный. Интенсивность ветра растет ближе к осени, превращаясь в маленькие ураганы.

Слева, выше к горам, находится знаменитое Сарминское ушелье
Сарминское ущелье
Слева, выше к горам, находится знаменитое Сарминское ушелье Сарминское ущелье

Я вышла сделать пару фотографий и ощутила эту резкую смену климата. Поспешила вернуться в салон — благо, что в Qashqai есть функция климат-контроля: выставила желаемую температуру, нажала кнопочку Аuto — дальше система будет автоматически поддерживать заданные параметры.

Слева, выше к горам, находится знаменитое живописное Сарминское ущелье — там и зарождается ветер. Известно оно еще тем, что в 1643 году по нему к Байкалу вышли русские казаки. К ущелью регулярно водят туристов, рассказывая о Гранатовой горе и шансе найти драгоценный камень.

По пути к Курме я заблудилась и заехала в лес
По пути к Курме я заблудилась и заехала в лес

Курма

После Сармы ехать стало ощутимо сложнее: местами дорога была испещрена глубокими ямами, попадались широкие лужи, а грязь стала постоянным спутником путешествия. Иногда маршрут заводил в лес, связь пропадала, и я пользовалась офлайн-картами. В какой-то момент заблудилась в лесу, свернув не на ту дорогу, пришлось вернуться.

Не забудьте взять с собой зарядный блок для телефона. Мне он не понадобился — заряжала прямо в Qashqai.

Далее дорога вывела прямо на побережье — палаток здесь было море, так как именно тут находится теплый Курминский залив, ограниченный мысами Уюга и Цаган-Хушун. Туристы прогуливаются по песчаным косам, встречаются рыбаки с удочками. Пляж — галечный, но это не мешает купанию. Отличное место для отдыха на Байкале.

Курминский залив - отличное место для спокойного отдыха на Байкале
Курминский залив находится между мысами Уюга и Цаган-Хушун
Курминский залив - отличное место для спокойного отдыха на Байкале Курминский залив находится между мысами Уюга и Цаган-Хушун

В 8 километрах к северу от Курмы, в лесу, стоит большая каменная изба. Высота потолков – 2,5 метра, в окружности – 4-5 метров. По одной легенде, здесь в древности стояли кочевые юрты рода шоно, которые плавили металл. По другой — эвенки совершали на этом месте сложные шаманские обряды.

Дорога до Замы

Если вы не брали еду с собой — обязательно перекусите в Курме и возьмите еще с собой продуктов. Потому что следующий населенный пункт — поселок Зама — находится почти в 60 километрах. Учтите, что это расстояние придется преодолевать по лесной дороге со скоростью не более 20 километров в час.

Когда я выехала из Замы, стало стремительно темнеть, но благодаря высокой посадке Qashqai и хорошему освещению все неровности на пути я видела отлично. Дорога «скакала», ямы уже стали привычным делом, но тут я столкнулась с новым препятствием — небольшой речушкой. Выйдя из автомобиля, решила, что мое путешествие здесь и закончится. Но другой дороги нет, значит, это единственный путь. Не спеша, я вброд пересекла на Qashqai водоем, и вот — уже на другой стороне. Не передать словами мое восхищение и радость в тот момент. Машина проехала мягко и легко, словно не ощутив препятствие.

Дорожный просвет или клиренс на Nissan Qashqai довольно высокий — 200 миллиметров.

Палатки попадались, но уже не так часто — не каждый проедет сюда на обычном автомобиле. Дальше дорога плотно зашла в лес, и тут стало немного страшно. Дикая природа, того гляди и выйдет медведь. Казалось, что жизни дальше уже нет. В какой-то момент я посмотрела вправо и поняла, что еду у обрыва, а внизу — Байкал.

Порой дорога сильно сужалась настолько, что срабатывала система кругового обзора. Датчики почти непрерывно предупреждали звуковым сигналом о выступах, больших камнях, деревьях и даже кустарниках.

Система кругового обзора в Qashqai
Система кругового обзора в Qashqai

Around View Monitor (AVM) «система кругового обзора» — это более «продвинутый» парктроник, включающий четыре небольших камеры, расположенных снаружи автомобиля. Через них водитель получает возможность обзора ситуации вокруг автомобиля на 360 градусов «с высоты птичьего полета».

Кстати, в моделях Nissan Qashqai предусмотрен полноприводной режим (4WD), который может работать постоянно или в автоматическом режиме. Конечно, во время спокойной езды по городу полный привод не нужен, но в экстремальных ситуациях его наличие придает уверенности на бездорожье. В требуемый момент времени система включается автоматически. Такая характеристика делает автомобиль универсальным, то есть уместным и в городе, и на трассе, и непроходимой местности.

Зама

Местность называется «Зама Унгэрээ», что в переводе с бурятского означает «дорога закончилась». Прямо в точку! Места здесь, действительно, дикие, но красивые. Напротив можно узнать очертания острова Ольхон и его северной оконечности — профиль мыса Хобой.

Поселок Зама
Поселок Зама

Сам поселок Зама расположился между густой тайгой на склонах гор и побережьем Байкала с песчаным пляжем. Здесь тоже водят экскурсии, самая популярная — однодневная поездка на заброшенный золотой прииск с таежными зимовьями на Правой Иликте и на реке Чанчуре, притоке реки Лены.

Водителю в кроссовере Qashqai очень удобно: в сиденьях есть поясничный подпор, поэтому поддержка спины хорошо ощущается. Кроме того, если станет прохладно — можно включить обогрев сидений, настройка находится рядом с водительским подлокотником.

Честно скажу, выехав из поселка, я поняла, что дальше ехать уже нет сил. У Qashqai еще есть, у меня — нет. Встав недалеко от палаточного лагеря, я раскинула заднее сиденье (даже в темноте это удалось сделать без проблем), и переночевала в автомобиле.

Расход топлива в среднем составил 9 литров на 100 километров.

Несмотря на ночные приключения, проснулась рано, около шести утра. Наверное, это первая моя удачная ночевка в автомобиле — спала очень удобно. Место я выбрала отличное — справа шумел Байкал, слева раскинулся лес, за которым возвышались горы. Я сварила на горелке ароматный кофе, съела припасенную булочку. Прогулявшись по берегу и позагорав на пляже, двинулась в обратный путь.

Вернувшись, я была немного расстроена, что не хватило сил доехать до самого большого села Малого Моря — Онгурены. Это место славится минеральными источниками и лечебными грязями.

Но поездка оставила замечательные впечатления. Удивителен Байкал — сколько ни езди, никогда не познаешь все его тайны. Но можно попытаться. Главное, чтобы рядом был надежный автомобиль.


ГК «Агат-Авто» — официальный дилер Nissan в Иркутске
Адрес: Иркутск, Полярная, 145
Многоканальный телефон: (3952) 227-227
E-mail: office-nissan@agatauto.ru
Web-сайт: www.agatauto-nissan.ru

Дарья Васильева, IRK.ru при партнёрстве с дилерским центром Nissan «Агат-Авто»

Фото автора

  • Вероника 9 сентября 2020 в 14:46 0

    Ностальгия….прочитала и захотелось лета и Байкал…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля