Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Экстремисты сеют панику и страх в людях». Интервью с сотрудником Центра «Э»

Оскорбления чувств верующих, призывы к убийству представителей других наций и свержению действующей власти — наверное, каждый сталкивался с подобными публикациями в соцсетях. А кто-то и делал репосты на свою страницу. Чем может грозить простое сообщение друзьям и как вычисляют экстремистов по рисунку свастики на стене дома, рассказал журналисту IRK.ru начальник отделения информационного обеспечения и межведомственного взаимодействия Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Иркутской области Артем Хлыстов.

В нашей деятельности существует две схемы раскрытия преступлений: от лица — к преступлению и от преступления — к лицу. Первая означает именно пресечение, предотвращение опасного деяния. Например, у многих жителей, особенно у подростков, молодых людей, как правило, есть три страницы в соцсетях: для родственников, работы (школы) и личные интересы — для души. Нас беспокоит третья. Если в двух первых человек подписан своим реальным именем и размещает настоящие фотографии, то на третьей это обычно псевдоним и любое изображение на аватаре. Здесь пользователь может постить ту информацию, которая отвечает его личным интересам. Это может быть ненависть к каким-то религиозным организациям, другим нациям, то есть все, что может носить экстремистский характер.

Чаще всего люди высказывают, как несправедлива действующая власть, недовольны присутствием иностранцев на территории, на которой живут, призывают изменить государственный строй, оскорбляют и унижают религиозные организации.

Как мы ищем таких пользователей в Сети? Все делает система, мы не мониторим сутками чьи-то страницы, не работаем «пальцем в небо». Система дает сигнал, что человек интересуется вещами, входящими в Федеральный список экстремистских материалов. Уже сейчас в этом списке более 5 тысяч материалов. И только потом мы начинаем работать с человеком, предупреждая возможное преступление.

Экстремистская деятельность — это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, а также организация перечисленных деяний.

Вторая схема — это от преступления к человеку. В этом случае опасное деяние уже совершено, и мы ищем его исполнителя. Например, на YouTube появилось видео, в котором человек высказывает ненависть к гостям из ближнего зарубежья, при этом призывая их всячески уничтожать, избивать и убивать. Подобный случай произошел в Иркутской области в июне этого года. Молодой человек, возмущенный поведением иностранцев, разместил ролик именно с такими призывами. Почему такие видео опасны? Потому что носят массовый характер, его могут просмотреть тысячи людей, и кто-то обязательно «вдохновится», прислушается и пойдет совершать преступления.

Этого нарушителя мы вычислили, узнали его имя и адрес. Он ранее не судим, в своем проступке раскаялся. В таком случае, если человек не привлекался к ответственности, его штрафуют. Этого иркутянина оштрафовали на 15 тысяч рублей. Конечно, далее, в течение года, будем контролировать, наблюдать за ним, ходить в гости, разговаривать с соседями. Если ситуация повторится, то экстремиста уже ждет уголовная ответственность.

19 декабря 2018 года был принят законопроект о частичной декриминализации статьи о возбуждении ненависти или вражды (282 УК РФ). Теперь наказание за впервые совершенное деяние будет административным (штраф от 10 до 20 тысяч рублей, обязательные работы или арест на 15 суток). Уголовная ответственность наступит, если нарушение совершено более одного раза в течение года.

Или другой пример поиска человека по преступлению. Нарисовал кто-то на стене дома свастику и призывы к геноциду. Такого нарушителя тоже легко найти: посмотреть по видеокамерам, поспрашивать соседей, сделать экспертизу оставленных отпечатков пальцев и биологического материала — не в перчатках же он рисовал.

Межнациональные конфликты — это уже глобальное проявление экстремизма. В нашем регионе такого нет, здесь эти трения чаще происходят на бытовом уровне. К примеру, два водителя автобусов, выходцы из Средней Азии. Кто-то не уступил дорогу и началась ссора. А все же сразу снимается на видеокамеры, передается в соцсети и подается как национальный конфликт. В каждом случае полиция быстро реагирует на такие происшествия, предотвращая дальнейшие стычки.

Кстати, представители других национальностей, которые работают в такси, рассказывают, что чаще всего к ним с пренебрежением и ненавистью относятся женщины, которые едут в праздном настроении из увеселительных заведений. Они позволяют себе обидные высказывания в адрес иностранцев, что тоже является проявлением экстремизма.

Преступлений экстремистской направленности по сравнению с другими составами значительно меньше, например, разбойными нападениями. Но влияние экстремизма глобально: радикальные настроения в межнациональной, межконфессиональной, политической, религиозной сферах могут повлечь серьезные последствия и конфликты не только в регионе, но и России.

Иркутская область относительно спокойная, здесь ежегодно выявляется 2-3 таких преступления. Остальные случаи обычно незначительный и происходят под влиянием алкоголя. На следующий день человек приходит, ничего не помнит и раскаивается.

Или, например, нахождение иностранных граждан на территории страны. Как часто вы видите на улицах большие компании выходцев из ближнего зарубежья, которые ничем не заняты? Нет такого. Это наших, русских, можно наблюдать группами подростков, курящими за углом. А иностранцы в основном приезжают сюда работать, а не распространять радикальные настроения. Ну и, конечно, следует учитывать, что у нас масштаб другой по сравнению с городами-миллионниками.

Центр по противодействию экстремизму всегда работает в плотном взаимодействии с ФСБ, прокуратурой, Роскомнадзором.

Все выявленные противоправные факты проходят тщательную экспертизу: лингвистическую, историческую, психолингвистическую. Дается заключение, в котором поясняется, сделал ли это человек с определенным умыслом и его следует контролировать либо это просто его мнение, которое ни на что не влияет. Такое тоже возможно. Большое значение здесь имеет массовость. Например, я отправлю сообщение другу, в котором буду высказывать радикальные мысли. А он возьмет и выложит в сеть и тогда оно станет массовым, его увидят другие люди. В таком случае мне вынесут предостережение (Федеральный закон №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

Согласно совместному плану с Минюстом РФ, мы ежегодно проверяем некоммерческие организации: религиозные, общественные и другие. Если поступают обращения от граждан — то реагируем незамедлительно. В нашем регионе с НКО обычно проблем нет, это могут быть какие-то незначительные нарушения: не зарегистрирована тематическая литература, на вывеске нет полного наименования организации.

Типичный экстремист — это, в основном, мужчина до 35 лет. Женщин здесь мало, если смотреть в процентном соотношении — 90% на 10%. Подростков здесь тоже небольшой процент, если они интересуются экстремистскими материалами, то делают это неосознанно.
Чаще всего это молодые люди, которые хотят самоутвердиться. А «старых» экстремистов, после 35, вообще нет. Им уже некогда таким заниматься, у них есть семья, работа.

В пресечении преступлений в сфере телефонного терроризма задействованы все ведомства, но главенствующая роль отводится ФСБ, так как здесь прямая или косвенная угроза теракта. Каждое такое обращение проверяется, выезжают сотрудники полиции с обязательным привлечением кинологической службы МВД, если требуется — проводится эвакуация людей.

Успешная деятельность Центра по противодействию экстремизму характеризуется одним фактором — отсутствием преступлений экстремистского характера. Поэтому наше небольшое подразделение постоянно ведет профилактическую работу. Мы ходим в школы, ссузы, вузы, даем разъяснения. Встречаемся с руководителями национальных диаспор, например, Армении и Азербайджана. Они чувствуют, если в общине имеются радикальные настроения, и в целях предупреждения разжигания розни могут информировать нас для совместного реагирования.

Экстремисты действуют на массовое сознание людей, наводят панику, внушают страх среди населения. Распространяя видео, фотографии, литературу с угрозами, насилием и даже убийствами, они часто дезинформируют жителей. А те, под воздействием широкой огласки таких материалов, поддаются тревожным настроениям и сами невольно становятся соучастниками.

Беседовала Дарья Васильева, IRK.ru
Иллюстрации Семена Степанова

Беседовала Дарья Васильева, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Владислав 17 ноября 2020 в 16:55

    Судя по комментариям…жители области не считают работу правоохранителей полезной. Вот вам и качество вашей работы, и то, что вы боретесь не с экстремизмом, а с инакомыслием в стране. Вы совсем далеки от своего народа, хотя при этом выходцы из него. Подмена понятий служения народу и служения…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля