Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

«Нищая» едет в Париж. Как картину из иркутского музея готовили к поездке

«Нищая» едет в Париж. Как картину из иркутского музея готовили к поездке

10 февраля «Нищая» Ильи Репина из собрания Иркутского областного художественного музея впервые отправилась за границу. Картину покажут на выставках во Франции и Финляндии. Снова увидеть ее иркутяне смогут только через год. О том, как «девочку-рыбачку» готовили к дальнему путешествию, — в репортаже IRK.ru.

Жемчужиной коллекции Иркутского художественного музея является работа Ильи Репина «Нищая». Иркутский градоначальник, меценат Владимир Сукачев купил ее в конце 19-го века для своей галереи во время посещения мастерской художника.

Картина написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль. Иногда ее называют «Нищая из Вёля» и «Девочка-рыбачка». Второе название появилось позднее и встречается в работах искусствоведов Третьяковской галереи. Девочка держит в руках рыболовные сети, поэтому ее и назвали рыбачкой.

Девочка держит в руках рыболовные сети, поэтому ее и назвали рыбачкой
Девочка держит в руках рыболовные сети, поэтому ее и назвали рыбачкой

— После окончания Академии художеств Илья Ефимович получает право на оплачиваемую творческую командировку. Он направляется во Францию, где работает в небольшом французском городке Вёль, — рассказывает научный сотрудник Иркутского областного художественного музея Алина Голято. — Там он находит эту девочку — одну из местных жительниц, которые подрабатывали, позируя приезжим художникам. За несколько часов Репин создает великолепный этюд.

В письме к другу он поделился, что девочка позировала безобразно: вертелась и кривлялась. Но художник сумел создать глубокий психологический портрет, разглядев внутреннее состояние, чувства и переживания юной натурщицы.

Картина написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль
Картина написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль

На тот момент молодой художник уже успел прославиться благодаря «Бурлакам на Волге», написанным с 1870 по 1873 годы. Несмотря на существование прославленной картины, искусствоведы признают «Нищую» одной из лучших ранних работ Репина. Художник сумел создать целостный гармоничный образ.

— Мы видим, что художник очень тонко выписывает лицо девочки, точно передает выцветшие на солнце брови, реснички, волосы. Детально, вплоть до каждой заплаточки, он прописывает одежду, — отмечает сотрудница музея. — Он настолько мастерски пишет степной пейзаж на фоне, что мы, даже не зная что это степь, легко считываем характер местности. Буквально двумя-тремя мазками художник изображает цветы, но мы можем понять, что это маки.

В 1947 году Иркутск чуть не лишился уникального полотна. Директор Иркутского художественного музея Алексей Фатьянов привез «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Увидев картину, руководство московского музея написало записку в министерство культуры о том, что такой шедевр должен быть у них в коллекции.

Иркутскому музею предлагали обменять «Нищую» на другую работу Репина и два портрета Сурикова. Руководство нашего музея отказалось, но для того, чтобы картина вернулась в Иркутск, пришлось пойти на хитрость.

— Алексей Дементьевич обманным путем спас нашу «Нищую». Когда он пришел в Третьяковку, ему сообщили, что записка в министерство написана, и теперь картина практически принадлежит Третьяковской галерее, — говорит Алина Голято. — Узнав, что ее собираются отнести в реставрационные мастерские, Фатьянов предложил свою помощь. Сказал, что как раз пойдет мимо и занесет. Ему отдали картину, он вынес ее из галереи и с другом отправил самолетом в Иркутск. Сам прилетел следующим рейсом.

Алина Голято, научный сотрудник
Алина Голято, научный сотрудник

С тех пор «Нищая» уже не раз покидала стены Иркутского художественного музея и всегда возвращалась обратно. В прошлом году картина экспонировалась в Екатеринбурге. В 2019 году ее можно было увидеть на выставке в Третьяковской галерее.

10 февраля 2021 года картина отправилась в свое первое заграничное путешествие. Обратно в Иркутск она вернется лишь в марте 2022 года.

Сначала «Нищую» самолетом доставят в Москву, а оттуда в Хельсинки. В художественном музее «Атенеум» произведение в ряду других полотен российских музеев будет представлено на выставке «Репин» с 19 марта по 29 августа. Затем картина отправится в «Пти Пале» — музей изящных искусств Парижа, где ею смогут любоваться с 5 октября 2021 года до 23 января 2022 года.

В коллекции нашего музея четыре живописных полотна и пять графических произведений Ильи Репина. «Нищая» находится в постоянной экспозиции. Когда картина не на выставках, ее можно увидеть в зале русского искусства 70-80-х годов 19 века. Его еще называют «залом передвижников». Репин, как известно, был одним из представителей этого художественного объединения.

Ольга Рудая, заведующая отделом фондов
Ольга Рудая, заведующая отделом фондов

Как пояснила заведующая отделом фондов Ольга Рудая, подготовка картины к выставке занимает много времени. Особенно, если мероприятие проходит в другом городе. Необходимо подготовить большое количество документов, в том числе оформить страховку, и договориться с транспортной компанией.

— Реставраторы дают свое заключение: выдержит ли картина дальнюю поездку, можно ли ее транспортировать и выставлять в другом городе, где отличаются климат, условия. Только после их осмотра принимается окончательное решение, — говорит Ольга Рудая.

На наших глазах работники музея сняли «Нищую» и отнесли в реставрационные мастерские. Весь процесс занимает пару минут. И вот картина уже находится в надежных руках реставраторов.

Картину снимают со стены за пару минут
Картину снимают со стены за пару минут

Лицевая сторона картины защищена от внешних воздействий стеклом. По словам сотрудников музея, масляную живопись не принято помещать под стекло, но поскольку «Нищая» — особо ценный музейный экспонат, она уже много лет находится под усиленной защитой.

Перед поездкой картину поместили под антивандальное стекло с полароидным покрытием. Его поверхность не бликует и исключает губительное воздействие ультрафиолета. «Теперь стекло отвечает современным требованиям, такое должно быть у часто перемещающихся произведений искусства», — говорят сотрудники мастерской.

У «Нищей» сохранилась подлинная рама. Именно в таком виде ее приобрел Владимир Сукачев. Картине 146 лет, но, несмотря на возраст, она в отличном состоянии. Все реставрации, которые проводились, были незначительными.

У «Нищей» сохранилась подлинная рама
Оборот картины тоже защищают от резких изменений внешней среды
Реставраторы закрывают оборот двойной тканью, что предотвратит воздействие на холст влаги и температур
У «Нищей» сохранилась подлинная рама Оборот картины тоже защищают от резких изменений внешней среды Реставраторы закрывают оборот двойной тканью, что предотвратит воздействие на холст влаги и температур

Оборот картины тоже защищают от резких изменений внешней среды. Реставраторы выполняют конвертирование: закрывают оборот двойной тканью, что предотвратит воздействие на холст влаги и температур.

— Мы уже не первый раз готовим «Нищую» к поездке. Никаких нареканий после возвращения картины в музей у нас не было. Надеемся, что и в этот раз она вернется в хорошем экспозиционном состоянии, — поделилась заведующая реставрационной мастерской Светлана Тютикова.

Реставраторы знают буквально каждый миллиметр картины. Поэтому ситуация, что вместо оригинала с выставки вернется копия, исключена. Принимающая сторона бережно относится к шедевру, со своей стороны гарантируя соблюдение всех необходимых условий.

Упаковка картины происходит совместно с реставраторами. Ее помещают в специально изготовленный деревянный ящик. Для масляной живописи важно поддерживать стабильную температуру +18 градусов и влажность 50-60%. Эти условия нужно соблюдать не только при экспонировании картины, но и при ее транспортировке.

Картину помещают в специально изготовленный деревянный ящик
Внутри ящик обклеен специальным материалом для поддержания нужного микроклимата
Упаковка картины происходит совместно с реставраторами
Картина полетит самолетом в сопровождении сотрудника музея
Картина упакована и готова к отправке
Картину помещают в специально изготовленный деревянный ящик Внутри ящик обклеен специальным материалом для поддержания нужного микроклимата Упаковка картины происходит совместно с реставраторами Картина полетит самолетом в сопровождении сотрудника музея Картина упакована и готова к отправке

Внутри ящик обклеен специальным материалом для поддержания нужного микроклимата. Картина полетит самолетом в сопровождении сотрудника музея. В аэропорт ее доставят на автомобиле с климат-контролем.

— В последние годы «Нищая» очень востребованная картина, чего она, безусловно, заслуживает. У нее разъездной образ жизни, у нас она как в гостях, — отмечают сотрудники музея.

Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой

  • Пётр 18 февраля 2021 в 13:48 -1

    …а нищие никуда и не покидали иркутск…всюду они тут как с картины сошли…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля