В начале введения карантинных мер в России (апрель 2020) ожидаемо снизились продажи автомобилей. Как пишет РБК, после начала пандемии COVID-19 продажи упали более чем вдвое: в апреле — на 72,4%, в мае — на 51,8%. В целом, это процентное соотношение вполне применимо и к иркутскому авторынку.
Многие автосалоны временно прекратили свою работу. Из-за скачков цен и боязни инфляции частные лица отказывались показывать свои автомобили, выставленные ранее на продажу. Однако к июлю—августу 2020 года ситуация на рынке пробежных автомобилей постепенно стабилизировалась. Более того, спрос вырос несмотря на летний период и сезон отпусков. А в автосалонах уже ощущался дефицит новых автомобилей, появившийся из-за последствий карантина, сниженных объемов производства и поставок.
Если говорить об участниках иркутского рынка авто с пробегом, то ограничения, связанные с пандемией, существенно повлияли на автомобильный бизнес только в первые месяцы. В то же время из-за падения курса рубля, а также нехваткой новых автомобилей из салонов, начался заметный рост цен на машины, который еще продолжается.
По личным наблюдениям, чаще стали обращаться клиенты, желающие продать свой автомобиль и купить что-то более бюджетное, так как карантинные меры лишили привычного уровня дохода множество людей. Вместе с этим выросло количество автокредитов и просто желающих обновить свой автопарк, чтобы вложить свои средства и не оставаться с наличными деньгами на руках.
Были и те, кому вовсе пришлось продать личный автомобиль и начать пользоваться общественным транспортом, услугами такси или каршеринга. А также некоторые дилеры предлагают относительно новую услугу – подписка на авто. Если каршеринг представляет собой краткосрочную аренду, то подписка — это сервис, действующий на большой период. В этом случае дилер берет на себя следующие затраты: страховка, техническое обслуживание, шиномонтаж, ремонты. Выгоднее всего оформлять годовую подписку. Тогда, например, новый седан корейского производства будет обходиться в 27 000 рублей за месяц пользования. Однако в подписке предусматриваются тарифы, которые позволяют арендовать транспортное средство несколько дней. Базовая стоимость суточной аренды такого же авто составляет 1 900 рублей.
Цены на новые автомобили продолжат расти в 2021 году, как отмечают главы автоконцернов. Как следствие, подорожают и пробежные авто. В среднем, по сравнению с мартом прошлого года, стоимость выросла на 50—150 тысяч рублей (в зависимости от сегмента и класса авто). Из-за падения курса рубля значительно подорожали автомобили с правым рулём.
В 1 квартале 2021 года, в соответствии с проектом Минпромторга РФ, ожидается повышение на 25% базовой ставки утилизационного сбора на легковые автомобили — с 20 тысяч рублей до 25 тысяч рублей, и транспортные средства допустимой максимальной массой от 5 тонн до 8 тонн (со 150 тысяч рублей до 187,5 тысячи рублей) соответственно.
О росте цен — в цифрах на примере нескольких распространённых в Иркутской области автомобилей:
- Hyundai Solaris, 2012 г.в., объем двигателя – 1,6 л, АКПП, один собственник, весь в заводской краске, пробег – 135 тысяч километров. Стоимость в апреле 2020 года – 520 тысяч рублей. В марте 2021 года за вариант с приблизительно такими же исходными данными просят порядка 580 тысяч рублей.
- Mitsubishi Outlander, 2011 г.в., объем двигателя – 2,4 л, АКПП, один собственник, весь в заводской краске, пробег – 112 тысяч километров, кожаный салон. Стоимость в апреле 2020 года – 850 тысяч рублей. В марте 2021 года за авто с примерно такими же исходными данными будет стоить порядка 940 тысяч рублей.
- Mazda CX-5, 2012 г.в., объем двигателя – 2,0 л, АКПП, два собственника, весь в заводской краске, пробег – 125 тысяч километров, кожаный салон, люк. Стоимость в феврале 2020 года – 1,175 миллиона рублей. В марте 2021 года вариант с примерно такими же исходными данными обойдётся порядка 1,3 миллиона рублей.
- Toyota Camry, 2015 г.в., объем двигателя – 2,5 л, АКПП, один собственник, вся в заводской краске, пробег – 106 тысяч километров, кожаный салон. Стоимость в марте 2020 года – 1,33 миллиона рублей. В марте 2021 года за вариант с примерно такими же исходными данными просят порядка 1,45 миллиона рублей.
- Toyota RAV4, 2014 г.в., объем двигателя – 2,0 л, АКПП, один собственник, весь в заводской краске, пробег – 115 тысяч километров, кожаный салон. Стоимость в апреле 2020 года – 1, 3 миллиона рублей. В марте 2021 года за вариант с примерно такими же исходными данными просят порядка 1,45 миллиона рублей.
Если вы ещё думаете, приобретать автомобиль сегодня или подождать снижения цен, то лучше не откладывать покупку в долгий ящик. Вероятно, в 2021 году стоимость новых автомобилей и авто с пробегом будет продолжать свой рост.
Сотрудники дилерского центра Mitsubishi Иркутск отмечают, что в начале пандемии продажи автомобилей упали, но через короткий срок спрос увеличился в разы. Повлияло повышение курса доллара, боязнь девальвации из-за пандемии. Повысилась ставка утилизационного сбора. В итоге за год стоимость автомобилей увеличилась на 7,7%.
«Люди стали массово скупать автомобили. В основном за наличные средства, на собственные сбережения. Как и другие дилеры мы стали испытывать дефицит автомобилей из-за нестабильных поставок с завода-изготовителя. Распродали почти весь склад автомобилей, но поток желающих приобрести автомобиль Mitsubishi не сокращался», — говорят в дилерском центре. В связи с этим «Россо-Траст» предлагает ряд программ по покупке автомобилей.
Максим Федурин, специально для IRK.ru
Иллюстрации Семена Степанова
Не покупайте машины старше 10 лет. Кузова гнилые. Собственники продают их не потому, что глупые, а потому что умеют считать деньги. За 10 лет даже хороший водитель обязательно попадает в ДТП (пусть и не по своей вине). Лучше купить новую машину, потому что времена «миллионников» давно канули в…