Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Трамвай, велосипеды и каршеринг. Как избавиться от заторов на дорогах Иркутска

После публикации статьи «Почему Иркутск стоит в пробках и как это исправить: мнение общественника» в редакцию обратился Григорий Скарченко, руководитель некоммерческой организации «Городские проекты» в Иркутске. По его мнению, строительство развязок и расширение дорог не решат проблему пробок в городе. Эксперт уверен: нужно делать упор на развитие общественного транспорта и создавать пространство для пешеходов и велосипедистов. Подробности — в материале IRK.ru.

Григорий Скарченко:

В России пробки есть в любом крупном городе, в том числе и в Иркутске. Избавиться от заторов полностью вряд ли удастся, однако снизить загруженность дорог и вытащить из пробок отдельные виды транспорта вполне возможно. Для этого нужно создавать более комфортную пешеходную среду, развивать общественный и альтернативные виды транспорта.

В Иркутске городские власти направляют миллиарды рублей в год на строительство новых развязок и дорог. Однако, как мы видим, пробок меньше не становится, наоборот, субсидирование покупки приводит к увеличению спроса на автомобили. Между тем, автомобиль требует слишком много места для выполнения, казалось бы, простой функции — перемещения человека из пункта А в пункт Б — и считается самым неэффективным видом транспорта в городе. Чем больше людей в Иркутске будут пользоваться личным авто, тем больше в городе будет пробок, следовательно заторы уменьшатся, когда часть жителей пересядет с автомобилей на другой вид транспорта.

Изображение — «Городские проекты»
Изображение — «Городские проекты»

Наиболее эффективным способом перемещения на большие расстояния в городах по-прежнему остается общественный транспорт, на развитие которого в Иркутске из местного бюджета сегодня выделяются копейки. Вместе с тем, по последним данным, только 25-35% иркутян ездят на машинах, остальные пользуются именно общественным транспортом — трамваями, троллейбусами и в большей мере автобусами.

В Иркутске основой общественного транспорта должен стать трамвай, так как у него самая высокая провозная способность (до 15 тысяч человек в час, в то время как провозная способность автомобильной полосы в идеальных условиях около полутора тысяч человек в час), и он полностью экологичный.

Однако, чтобы люди пересели на трамвай, он должен двигаться беспрепятственно, а для этого необходимо обособить трамвайные пути там, где образуются пробки. В первую очередь сделать это необходимо на Тимирязева и Партизанской. Кроме этого, сейчас пассажиры для посадки в трамвай выходят на проезжую часть, что небезопасно для людей и делает посадку и высадку пассажиров непростительно долгой. Чтобы этого избежать, нужно строить трамвайные платформы; они особенно необходимы на улице Декабрьских Событий. Также необходимо увеличить количество трамваев, выпускаемых на линию. Но для современных трамваев нужна современная инфраструктура, поэтому без капитального ремонта трамвайных путей не обойтись.

Улица 3 Июля в Иркутске. Фото — «Городские проекты»
Улица 3 Июля в Иркутске. Фото — «Городские проекты»

Чтобы оптимизировать движение по дорогам и обеспечить стабильную работу транспорта общего пользования, необходимо организовать отдельные полосы для движения автобусов и троллейбусов — там, где большой поток машин. Например, на улицах Карла Маркса, 3 Июля, Трактовой и на всех мостах.

Общественный транспорт находится в ужасном состоянии, перевозчики не придерживаются расписания, а обустройство остановок оставляет желать лучшего.

Еще нужно переработать городскую маршрутную сеть всего общественного транспорта: у нас несколько дублирующих друг друга маршрутов и очень много — с конечной остановкой в центре; так быть не должно. Дополнительно необходимо введение единой транспортной карты и создание понятной для жителей и туристов системы навигации.

Конечно, развитие и модернизация общественного транспорта требуют больших реформ и денег, но они необходимы, если мы хотим меньше стоять в пробках. В противном случае все останется, как есть.

Улица Седова в Иркутске. Фото — «Городские проекты»
Улица Седова в Иркутске. Фото — «Городские проекты»

Ключевым моментом в борьбе с пробками для Иркутска является не строительство развязок, эффект от которых продлится два-три года, а развитие альтернативных средств передвижения, которые позволят перемещаться по городу в разы быстрее. Речь о велосипедах, а также электросамокатах, моноколесах и других средствах индивидуальной мобильности, которые эффективны на коротких расстояниях от одного до пяти километров.

Необходимо построить несколько мостов и проложить тоннели под железными дорогами для пешеходов и велосипедистов. Например, через реку Ушаковка и через пути между Ново-Ленино и 2-м Иркутском. Так перемещаться между районами будет значительно быстрее, чем на автомобиле.

Число автомобилистов в Иркутске постоянно растет. Многие люди мечтают как можно скорее купить автомобиль, чтобы, если и стоять в пробках, то уже с комфортом.

Кроме этого, необходимо создать сеть веломаршрутов в городе, особенно она необходима вдоль набережных. Развитие велосипедного движения позволит не только частично решить проблему с заторами, но и сократить выбросы загрязняющих веществ автотранспортом и увеличить физическую активность населения. Но для этого нужно организовать удобные и безопасные парковочные места, а также включить их организацию в генеральный план городского обустройства.

Выделенная полоса для общественного транспорта в Москве. Фото Аркадия Гершмана
Выделенные полосы для общественного транспорта в Белгороде. Фото Аркадия Гершмана
Выделенная полоса для общественного транспорта в Москве. Фото Аркадия Гершмана Выделенные полосы для общественного транспорта в Белгороде. Фото Аркадия Гершмана

Отчасти уменьшению заторов будет способствовать развитие каршеринга и такси: эти службы полезны в том случае, когда личный автомобиль нужен, но владеть вы им не хотите или не можете. Для развития системы такси необходимы, как и для автобусов, выделенные полосы (лицензионные такси могут ездить по ним) и стоянки (специальные зоны посадки и высадки у крупных транспортно-пересадочных узлов).

А вот для развития системы каршеринга нужна платная парковка: для арендуемых машин она будет бесплатной, что даст каршерингу большое преимущество в цене перед личным автомобилем. А пользователи личного автомобиля, благодаря платной парковке, всегда найдут свободное место в пределах пешей доступности. Но эта возможность не должна быть приоритетнее, чем другие виды транспорта.

Обозначенные площадки для стоянки автомобилей-такси. Фото Аркадия Гершмана
Обозначенные площадки для стоянки автомобилей-такси. Фото Аркадия Гершмана

Уменьшать количество полос для личных автомобилей и убирать парковки для обособления линий трамвая — это благо для города и его жителей. Сокращение парковочных мест компенсируется появлением коммерческих паркингов, в том числе и подземных: от строительства платных парковок появятся смысл и коммерческая выгода – чего сейчас нет. Сужение дорог для расширения тротуаров, скверов, создания велодорожек и выделенных полос для общественного транспорта компенсируется меньшим количеством автомобилей на улицах.

Чем больше людей в Иркутске будут пользоваться автомобилем — тем больше в городе будет пробок, и наоборот, заторы уменьшатся, если часть жителей пересядет с автомобилей на другой вид транспорта.

Пробки, конечно, останутся, но все же не в таких масштабах, как сейчас. К тому же, у людей будет возможность добраться куда угодно без затруднений на такси, общественном транспорте, велосипеде или даже самокате.

В последнее время много говорят о строительстве объездной трассы в обход Иркутска. Но это не решит проблему пробок на въездах в город, как многие думают. Основной транзитный трафик по федеральной трассе уже давно и так идет в обход города и в большей степени актуален для водителей грузовиков. В данном случае, скорее, нужно развивать пригородный транспорт и создавать на въездах в город перехватывающие парковки с пересадкой на городской транспорт.

Платная парковка в Москве. Фото Аркадия Гершмана
Платная парковка в Москве. Фото Аркадия Гершмана

Иркутск когда-нибудь придет к современному пониманию в организации городской мобильности. Только от жителей зависит, рано это произойдет или поздно, учтем ли мы ошибки других городов или повторим их, потратив миллиарды впустую.

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • ivan 8 апреля 2021 в 16:02 -3

    А где оценка общественного транспорт с точки зрения эпидемиологических мероприятий? Или думать головой, это не про «Городские проекты»?:D

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля