Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «День Победы»

История политрука Ивана Червова. Правнучка нашла два его рассказа о войне

Больше 10 лет Татьяна Поспелова собирает информацию о своем прадеде Иване Михайловиче Червове — уроженце Иркутской области. И это уже принесло свои результаты. Ей удалось найти «Рассказ партизана», в котором описано, как прадед попал в плен, прошел концлагеря и участвовал в партизанском движении. Второй рассказ повествует о первых днях войны в Молдавии.

В прошлом году на сайте вышла статья об участии иркутян в ключевых сражениях Великой Отечественной войны. В ней упоминался армейский политработник Иван Червов, прославившийся в партизанском движении. Тогда я и подумать не могла, что история получит продолжение.

В январе 2021 года в редакцию пришло письмо: «Добрый день! В статье упоминается имя моего прадеда Червова Ивана Михайловича, который, кроме всего прочего, командовал партизанским отрядом в Чехословакии. В настоящее время мы по крупицам собираем информацию о прадеде, так как прямых потомков у него не осталось».

Так мы познакомились с Татьяной Поспеловой. Вместе с семьей она живет в Новосибирске и уже больше 10 лет занимается поиском и сбором сведений о своем прадеде. По образованию Татьяна дипломат, интересуется историей Великой Отечественной войны.

Иван Червов до начала войны
Иван Червов до начала войны

— Когда в семье поднималась тема войны, сразу Ивана Михайловича упоминали, что он тоже воевал. Видимо, когда-то услышала, и это запало в душу, — говорит она. — Мне интересна история семьи как со стороны отца, так и со стороны матери. Поэтому с 2008 года я по крупицам собираю информацию о прадеде.

За это время ей удалось найти два рассказа Ивана Червова — «В боях за Молдавию» и «Рассказ партизана». Один из них описывает первые дни войны в Молдавии, второй — события с весны 1942 года по май 1945 года. Иван Михайлович вспоминает Харьковскую операцию, ранение и плен, пребывание в Житомирской тюрьме, а затем в концлагерях на территории Германии и Чехословакии, свой побег и участие в партизанском движении.

Иван Червов (справа) и чех Ян Земан, с которым состоял в партизанском отряде
Иван Червов (справа) и чех Ян Земан, с которым состоял в партизанском отряде

Еще Татьяна нашла несколько газетных статей об Иване Михайловиче. В 2000 году «Восточно-Сибирская Правда» опубликовала материал «Политрук Иван Червов» с воспоминаниями о его воинском подвиге. Статья в газете «Красноярский рабочий» описывает события довоенной жизни, в том числе партийную работу Ивана Червова.

Иван Михайлович Червов родился в 1901 году на станции Тыреть в Заларинском районе. В семье было 11 детей. Окончил двухклассное училище. Рано начал трудовую жизнь. В 1919 году был призван в колчаковскую армию, но бежал с призывного пункта и вступил в ряды Красной армии. Участвовал в боях против войск барона Унгерна в Монголии.

Участник Монгольской народной революции 1921 года Иван Червов (слева) и председатель Комитета ветеранов революционной борьбы МНР, генерал армии Батын Дорж (справа) во время встречи в Кишиневе (Молдавская ССР)
Участник Монгольской народной революции 1921 года Иван Червов (слева) и председатель Комитета ветеранов революционной борьбы МНР, генерал армии Батын Дорж (справа) во время встречи в Кишиневе (Молдавская ССР)

— 20-е годы для нас — белое пятно, потому что книгу, которую написал прадед, мы не можем найти, — рассказывает Татьяна. — В ней он писал о Гражданской войне в Монголии, в которой принимал участие. Мой дядя был в Кишиневе у прадеда незадолго до его смерти, тот подарил ему книгу, но, как она называлась и где сейчас, он не помнит.

После демобилизации в 1925 году Иван Червов состоял в отряде частей особого назначения. Затем возглавлял кредитное товарищество в Заларях и первую в районе сельхозартель. Окончил высшую партийную школу и с 1928 года был на партийной работе в Западной Сибири. С 1938 года являлся председателем исполкома Красноярского края.

Иван Червов участвовал в Советско-финляндской войне в должности замначальника политотдела дивизии. Перед Великой Отечественной войной работал в Кишиневе заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК компартии Молдавии.

После войны Иван Михайлович написал два рассказа — воспоминания, как попал в плен, прошел концлагеря и участвовал в партизанском движении
После войны Иван Михайлович написал два рассказа — воспоминания, как попал в плен, прошел концлагеря и участвовал в партизанском движении

Вот как сам Иван Михайлович вспоминал первые дни войны. Приводим фрагмент из его рассказа «В боях за Молдавию»:

"Первые дни войны… Сказать, что это были самые тяжелые дни войны, не скажешь. Потом бывало и потруднее, и посложнее каждому, кто эту войну прошагал. Но первые дни, наверное, запомнились каждому не меньше, чем самый последний — день Победы.

Чем? Я думаю, что прежде всего колоссальным переломом в психике людей, в образе, всем укладе нашей жизни. Ведь еще вчера, скажем, 21 июня, мы дышали заботами мирной жизни — каждый своими, а уже сегодня, 22 июня, все перевернулось, у всех одна общая забота — война с ее ужасами и непреодоленностями. Да, непреодоленностями. Ими первые дни войны тоже запомнились особенно.

Надолго ли эта война? Да и война ли? А может, наглая провокация? Что нужно делать в первую очередь?

Не секрет, что значительная часть населения в первый день войны была полна оптимизма: врагу тут же будет дан сокрушительный отпор, и воевать мы будем не на своей, а на чужой территории. Это и понятно: ведь в предвоенные годы такая точка зрения была даже популярна. <…> Предстояло в считанные дни преобразовать на военный лад не только близкий тыл, но и психологию людей".

ЦК компартии Молдавии, как пишет Иван Червов, предстояло провести мобилизацию в армию людей и техники, предупредить растерянность и панику, локализовать пожары и очаги разрушений от бомбежек, наладить эвакуацию материальных ценностей, создать отряды по борьбе с вражескими десантами и заложить основы будущего подпольного и партизанского движения.

— К следующей ночи мы получили указание эвакуировать и всех желающих. Началась более сложная работа. Если с эвакуацией ценностей дела шли оперативно, то с отправкой людей не обошлось без промахов <…> Мы приняли решение располагать в вагонах не менее 35-40 человек, разрешить брать им с собой только на 4-5 суток продуктов и необходимую одежду <…> эшелоны уходили с полной нагрузкой, — запишет Иван Михайлович.

В начале войны Иван Червов воевал в должности начальника политотдела (политрука — прим. авт.) 164-й и 99-й стрелковых дивизий. По словам Татьяны, прадед не должен был призываться в первых рядах, потому что, во-первых, был партийным работником, а, во-вторых, ему было уже 40 лет. Скорее всего, вызвался на фронт добровольцем.

В мае 1942 года во время тяжелых боев на Харьковском направлении Иван Михайлович был ранен осколком в бедро. «Измученный тяжелыми подвижными боями, беспрерывными походами в течение почти десяти суток, я превратился в окровавленный кусок, смешанный с пороховым дымом и грязью, совершенно обессилел от потери крови. В таком состоянии я и оказался в плену», — вспоминает он в «Рассказе партизана».

Иван Червов пять месяцев провел в госпитале для военнопленных в Житомире. Сам он назвал его «адом кромешным», описывая ужасы того, что там происходило: «Только из нашего корпуса за сутки умирало по 20-30 человек, черви разъедали раны, голодные люди были похожи на раздутые пузыри, наполненные водой, каждый день убийства и расстрелы, были такие дни, когда расстреливали до 200 человек, люди не выдерживали и сходили с ума».

Для здоровых организовывали «бани»: пленных мыли холодной водой, а затем наголо раздетых и босых гнали сотни метров при тридцатиградусных морозах в другое помещение одеваться. Тех, кто пытался выходить сухим, избивали и загоняли обратно. После таких процедур через день-два сотни людей метались в лихорадке и умирали. Для того чтобы спастись от простуды и смерти, смачивали только волосы перед выходом из «бани».

Из госпиталя Ивана Михайловича перевели в Житомирскую тюрьму. Свое армейское звание он скрыл, назвался другим именем: если бы узнали, что политрук, сразу бы расстреляли. Все пленные называли его Кузьмичом. В тюрьме готовились к побегу. Немцы, словно предвидя это, по этапу перевели заключенных в Германию, а там перебрасывали из одного лагеря в другой. К ним специально подсаживали предателей, но никто и слова не проронил о побеге.

— Через двое суток нас выпустили (из под ареста — прим. авт.) и объявили, что «за побег каждого одного человека будет расстреляно десять», — вспоминал Иван Червов.

В феврале 1945 года лагерь подняли по тревоге и вывезли в город Рокицаны (Чехословакия), откуда Ивану Михайловичу и двум его товарищам удалось бежать. Местные жители, когда узнавали, что они русские и сбежали из лагеря, давали одежду и продукты, проводили через опасные места расположений воинских частей и снабжали картами.

Вместе с чехами Иван Червов принимал участие в партизанском движении возле села Ондратица. Группа совершала налеты на немецкие обозы и транспорт, взрывала мосты, портила дороги, нарушала телефонную и телеграфную связь. В городе Бродеке партизаны подорвали крупную радиостанцию противника.

Советские войска успешно продвигались вперед, фронт приближался. Как напишет Иван Михайлович, леса стали заполняться отступающими немецкими войсками, а отряд партизан вынужден был уйти в подполье. 9 мая 1945 года он встретил там же — в Ондратице.

После войны Иван Червов руководил Кишиневской инкубаторно-птицеводческой станцией. Как говорит Татьяна, прадед так и не смог «отмыться» от того, что спрятал партбилет, думали, что он мог быть предателем. Если бы не этот факт в биографии, то, возможно, его карьера после войны сложилась бы более удачно.

Иван Михайлович с супругой  Ядвигой Клементьевной
Иван Михайлович с супругой Ядвигой Клементьевной

Живым своего прадеда Татьяна не видела. Иван Михайлович умер буквально через две недели после ее рождения — в октябре 1985 года. Похоронен в Кишиневе.

Татьяна продолжает поиски информации о прадеде. Она написала в культурное представительство в Чехии, чтобы узнать, где Иван Червов возглавлял партизанский отряд, но ответа пока не получила. Уже несколько раз пыталась связаться с ветеранской организацией в Кишиневе, но не смогла дозвониться.

Зато Татьяна случайно нашла родственника — внука Ивана Михайловича, троюродного брата своей мамы. Мужчина живет в Абакане и в январе этого года приезжал в гости. У него сохранилось достаточно много фотографий деда.

Для Татьяны и ее детей 9 мая — любимый праздник. 7-летний Паша и 5-летний Гордей знают, что у них в семье были герои, которые воевали в Великой Отечественной войне. Младшей дочери Лукерье только год, но и ей, когда подрастет, обязательно расскажут о доблестном прапрадеде Иване Михайловиче Червове.

Если у вас сохранились дневники, воспоминания участников Великой Отечественной войны, или вы интересуетесь историей семьи и много знаете о воевавших родственниках, поделитесь своей историей: alina@irk.ru.

Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии из семейного архива Татьяны Поспеловой и из открытых источников

Алина Вовчек, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля