Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Истории приемных семей, взявших на воспитание детей с ОВЗ

Истории приемных семей, взявших на воспитание детей с ОВЗ

Журналист IRK.ru встретилась с многодетными семьями, в которых воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родители рассказали, как решились стать приемной семьей и как инклюзивное образование в «Точке будущего» изменило жизнь их детей.

Светлана и Александр Соловьевы воспитывают пятерых детей

Первой нас встретила громким лаем собака по кличке Леди. А потом выбежали дети и появились родители — Светлана и Александр. В доме семьи Соловьевых очень уютно, пахнет свежеиспеченным банановым хлебом и ароматным кофе. Вместе мы садимся за большой стол. Вокруг суета — дети гремят кружками и раскладывают угощения по тарелкам. Светлана из города Иванова, Александр — из Фурманова Ивановской области. После свадьбы пара переехала в Иркутск, потом — в Шелехов, а через несколько лет снова вернулась в Иркутск. Они — гордые родители троих мальчиков и двух девочек, о появлении которых в семье любят рассказывать.

Светлана и Александр Соловьевы
Светлана и Александр Соловьевы

— Мы с мужем планировали иметь своих детей, но родить самим не получилось. Поэтому время терять не стали и решили взять ребенка из приюта. Я работала волонтером в больнице в Шелехове, когда увидела белокурую кудрявую девочку. Первый раз взяв ее на руки, сразу поняла — это наш ребенок. Двухлетняя девочка была с инвалидностью, но нас это не испугало.

Инклюзивное образование позволяет детям учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей.

Мы с мужем не делим детей на «хороших» и «плохих» по состоянию здоровья. Нам бог дал такого ребенка, и она замечательная. Не буду лукавить, поначалу было тяжело — я плакала, так как болезнь, как у нее, в то время в России была мало изучена. Но мы научились жить с таким диагнозом.

Однажды знакомая показала нам фотографию 9-месячного мальчика, которому искали семью. Когда муж увидел ее, сказал: «Это же моя копия — мы берем его». Так в нашей семье появился Дима, наш первый сын. С ним мы живем, как на вулкане: он невероятно пробивной, живой и любознательный. Потом у нас появилась Патрина, затем Ринат, а чуть позже забрали к себе и Рому — старшего брата Рината. Сейчас готовимся взять шестого ребенка.

Несколько лет назад мы участвовали в конференции, на которой поднималась важная тема — образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Тогда же мы узнали о проекте «Точка будущего».

В «Точке будущего» действует принцип «каждый особенный — все равны». В школе созданы условия, позволяющие продуктивно учиться и общаться как обычным детям, так и ребятишкам с особенностями развития и здоровья.

В России инклюзивное образование появилось относительно недавно. Как правило, ребятишки с диагнозами по здоровью учатся либо в общеобразовательной, где исключен какой-либо индивидуальный подход, либо в коррекционной школах. Поэтому мы с нетерпением ждали появления в Иркутске инклюзивной школы, в которой наши дети получали бы знания и не чувствовали себя изгоями.

Как правило, общеобразовательные школы ориентированы на оценку и не учитывают особенностей развития детей, и речь даже не об инвалидности. А в «Точке будущего» акцент сделан на развитие учащегося. У нас умные дети и способные, но есть свои моменты в поведении — в силу разных причин. Конечно, об успехах школы можно будет говорить только через пять-шесть лет, но то, что мы видим сейчас, не может не радовать.

Елена и Алексей Топоровы воспитывают пятерых детей

Елена и Алексей всегда мечтали о большой семье, поэтому после рождения трех детей практически не раздумывая взяли в приемную семью еще двух — мальчика и девочку. Супруги с гордостью рассказывают об успехах и победах своих ребят. Настя, старшая дочь, в этом году окончила школу с отличием. Девочка робко показывает золотую медаль, а также награду мэра «Надежда нации». Средняя дочь участвует во всех школьных постановках, младшие дети обожают читать. Вместе со всей семьей мы заняли места за большим столом, украшением которого стал пирог с абрикосовым вареньем, приготовленный по фирменному рецепту хозяйки.

Елена и Алексей Топоровы
Елена и Алексей Топоровы

— У нас трое своих детей и двое приемных. Бывает, нас спрашивают, а как мы справляемся. Секрет в том, что мы не боимся трудностей. Я всегда говорила: чтобы достойно жить, надо много работать, к этому приучили наши родители, а мы прививаем это своим детям.

Мы с мужем из деревни Конторка, Тайшетского района. Когда у нас родилась Настя, я работала там в малокомплектной школе, а муж был главным инженером на сельхозпредприятии. Потом родились Алина и Соня. Помню, как возили девочек в детский сад в соседнее село: я утром перед работой их отвозила, а вечером после работы муж дочек забирал. Чтобы дать девочкам хорошее образование, решили перебраться в город. Я подала документы, и меня взяли на работу в школу-интернат ОАО «РЖД» в Тайшете, девочки в нее же пошли учиться.

Прожив год в квартире, поняли, что это не наше. Тогда мы продали квартиру и купили недостроенный дом в Тайшете. Мы всегда хотели иметь большую семью. Но у нас уже были девочки, и мы решили усыновить ребенка. Мы тщательно готовились к тому, чтобы стать приемными родителями, но все-таки откладывали это.

Меня останавливала нагрузка: мы оба работали, муж к тому времени стал уже главой администрации Зареченского МО, своими силами достраивали дом. Однажды Алексею позвонили и рассказали про мальчика, которому искали семью. Увидев его, мы сразу поняли: это наш ребенок. И вот так в нашей семье появился Влад, а в апреле этого года — и Света.

Со Светой мы познакомились раньше, когда еще были волонтерами в детском приюте в Тайшете и приезжали туда с планетарием показывать детям фильмы. Она нам запомнилась, и мы решили ее забрать, но сразу этого не получилось сделать, удалось только в этом году. Помню, когда мы приехали за ней, она очень удивилась, Света не знала, что о ней кто-то думает, беспокоится и ждет встречи с ней.

Сначала мы думали о переезде в Красноярск, где для детей все-таки больше возможностей в плане образования. Потом узнали о школе «Точка будущего». Помню, мне позвонили и предложили стать участниками проекта после большого отбора, куда мы подали заявку. Мы недолго думая, опять все продали и переехали в Иркутск. Сейчас я работаю педагогом во втором классе в школе «Точки будущего», муж устроился на работу в городе.

В образовательном комплексе «Точка будущего» работает мощная служба сопровождения детей с ОВЗ: логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги, тьюторы, ассистенты. Они помогают детям с ОВЗ получить максимум знаний.

Все наши дети учатся в «Точке будущего». Если в интернате Света была на индивидуальном обучении, то здесь она учится в автономном классе по определенной программе и показывает отличные результаты. Она очень быстро адаптировалась, хотя и немного скучает по своим друзьям из приюта.

Мне очень нравится наша школа: здесь слушают и слышат — а это важно. Это особенно проявилось, когда Настя сдавала выпускные экзамены, было сложно и тяжело. Но в школе мощная психологическая служба, и она нам помогла справиться и помогла Насте успешно окончить школу.

Скоро мы отправляемся на машине в наше первое большое путешествие по России. Надеюсь, все пройдет хорошо. Для нас это будет новый опыт и новые впечатления.

Олеся и Сергей Соловьевы воспитывают 11 детей

Нас встречает Олеся. Она немного смущается, увидев фотографа, ведь женщина искренне не понимает, что в ее семье такого. «Все, как у всех. Обычная семья. Обычные дети», — говорит она, смеясь. Но не все. Олеся с мужем воспитывают 11 детей, восемь из которых они усыновили. Все ребята посещают образовательный комплекс «Точка будущего». Женщина говорит, что школа изменила ее детей: они стали более открытыми и жизнерадостными.

– Первого ребенка мы усыновили в 2002 году. Тогда мне было 22 года, и я была волонтером в детском доме. Там я познакомилась с 11-летним мальчиком – он запал мне в душу, и неожиданно для себя я предложила мужу его усыновить. А через восемь лет у нас появился первый свой ребенок.

С родителями особенных детей специалисты и педагоги «Точки будущего» выстраивают тесное взаимодействие. Это позволяет лучше узнать ребенка, понять его, помочь ему в развитии способностей, преодолении трудностей в общении с другими учащимися.

У нас четверо детей с ОВЗ. Изначально, когда они появились в нашей семье, было, скорее, страшно, чем тяжело. Но со временем мы научились жить с диагнозами ребятишек. Важно, чтобы родитель принял ребенка, тогда и ребенок примет себя, свои особенности, станет самодостаточным и полноценным членом общества.

Трое из детей с ограничениями по здоровью ходят в школу «Точка будущего», младшая девочка — в детский сад при этом же образовательном комплексе. До этого они учились в двух коррекционных школах Иркутска. И, знаете, с уверенностью могу сказать, что обучение в таких учреждениях не для всех детей будет способствовать развитию и принесет пользу. Мои дети очень изменились и раскрылись за последний год. Здесь, в «Точке будущего», ученики с диагнозами, как у наших детей, не изолированы, а общаются со своими сверстниками. И им это только на пользу.

У одной из дочерей нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Она ходила в обычный детский сад, но с ее диагнозом ей пришлось пойти в коррекционную школу. Помню, как она очень переживала по этому поводу. А в «Точке будущего» дочка учится в обычном классе. У нее появилось много друзей, она стала более открытой и жизнерадостной. Как и другие дети, она не чувствует себя чужой и над ней не смеются.

Жизнь детей буквально кипит в школе. Наши дети наравне со всеми лепят, рисуют, участвуют в конкурсах, постановках. Кстати, в «Точке будущего» большая роль отводится развитию творческих способностей у детей с ОВЗ, что очень важно для них. Кроме этого, с детьми постоянно занимаются психологи и логопеды. Если в обычной школе, например, занятия с психологом проходят в формате 30 минут в неделю, то здесь это постоянное взаимодействие. И нам, родителям особенных детей, оказывают большую поддержку, за что большое спасибо.

Виктория Брикова воспитывает четырех детей

Виктория работает учителем-дефектологом в «Точке будущего» в автономном классе и воспитывает четырех приемных детей. Женщина переехала в Иркутск год назад, до этого она жила в Усолье и работала в коррекционной школе. Мы проходим в гостиную. За небольшим столом в «Морской бой» играют старшие дети — одиннадцатилетние Дима и Соня. Услышав разговор о школе, они наперебой стали рассказывать о своих любимых предметах: «Мне нравится робототехника, надеюсь, и я ею буду заниматься», «А мне — танцы и русский язык», «А мне еще плавание». А потом Дима приносит свои тетради и показывает, чему он научился за год. В это время младшие девочки, застеснявшись, спрятались в комнате, но уже через несколько минут вышли к нам, также устроившись рядом.

Виктория Брикова
Виктория Брикова

— Первых своих приемных детей я уже вырастила, они живут отдельно. Несколько лет назад я стала опекуном своей племянницы. Девочке пришлось провести целый год в социальном учреждении, пока оформляли документы, — такие правила. А два года назад я забрала из приюта трех детей: Диму с сестрами — четырехлетней Викой и двухлетней Женей.

Творчество играет огромную роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе учащихся с различными заболеваниями стараются включать в музыкальные занятия и театральные постановки.

Я узнала о проекте «Точка будущего», когда как дефектолог проходила курсы повышения квалификации в Иркутске. И для нас сложилось все как нельзя лучше: мы переехали в коттеджный поселок при комплексе. Сейчас я работаю в комплексе в автономном классе. Старшие дети учатся в школе, а младшие ходят в детский сад.

Дима, когда я забрала его, знал несколько букв. Мы с ним упорно работали, и сейчас он бегло читает, решает простые примеры в уме, умеет писать. Женечка, когда приехали сюда, не разговаривала. Сейчас она научилась говорить, знает цвета. Дима мне очень помогает заботиться о младших девочках. Стараюсь со всеми детьми каждый день заниматься, даже на каникулах — по 15-20 минут.

Телефонов у детей нет, телевизор включаем редко. Когда есть свободное время, гуляем, играем в настольные игры. Каждый вечер устраиваем семейные вечера — дети делятся своими впечатлениями за день, рассказывают стихи, поют или танцуют. А когда есть возможность, ездим в Усолье к моим родителям погостить на выходные. Бабушка с дедушкой всегда с нетерпением ждут встречи с детьми, особенно сейчас, когда из-за ковида мы стали реже видеться.

Когда я взяла детей, поначалу было очень сложно. Мы узнавали друг друга, дети привыкали к новому распорядку — это ежедневный кропотливый труд. Но сейчас я просто не могу нарадоваться. С каждым годом они становятся все более самостоятельными, мне помогают по дому и заботятся друг о друге. Мне говорят: «Детям повезло с вами», — а я отвечаю, наоборот, что это мне повезло с ними. Я их многому научила, но они меня — еще большему.

В коррекционных школах детей с ОВЗ стараются опекать, а, на мой взгляд, надо им помогать. Учась в «Точке будущего», они стали более самостоятельными. Дети, когда им дают возможность и поддерживают их стремление познать мир, раскрываются очень быстро. Педагоги комплекса смогли найти подход к моим ребятишкам, и результат налицо — дети стали более активными, смелыми, многому научились. Инклюзивное обучение необходимо детям с ОВЗ, ведь мы живем в одном обществе. И если они не научатся общаться с другими людьми, им будет очень сложно потом приспособиться к самостоятельной жизни.

***

В рамках совместного проекта IRK.ru и благотворительного образовательного проекта «Точка будущего» мы выпустили серию материалов и интервью, посвященную инклюзивному образованию. О том, что важно учитывать при обучении детей с особенностями в общеобразовательных школах, как в «Точке будущего» организовано инклюзивное образование и почему детей с ОВЗ нельзя изолировать, — читайте в нашем спецпроекте.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Вениамина Вахрушева

  • shurikas 20 июля 2021 в 19:17 0

    Было бы здорово иметь больше таких семей в России!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля