Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх
 Спецпроект «Финансовая грамотность»

Как управлять рисками с помощью банковских сервисов. Советы для бизнеса

Управление рисками является неотъемлемой частью ведения бизнеса, в том числе в условиях пандемии. С помощью современных сервисов риск-менеджмент становится доступнее и понятнее. В прямом эфире IRK.ru руководитель направления Управления рисками экосистемы ПАО Сбербанк Маргарита Каримова рассказала о возможностях СберРейтинга для регионального бизнеса.

Что такое СберРейтинг?

Сбер сейчас работает по принципу «больше, чем банк» и ежегодно выводит на рынок новые сервисы своей экосистемы. Больше 20-ти из них направлены именно на поддержку предпринимательства.

В последнее время у бизнес-сообщества очень востребованы сервисы, связанные с безопасностью. Одни из новых в экосистеме Сбера инструменты «Риск блокировки», «Проверка контрагентов» и «Рейтинг юридических лиц», которые входят в СберРейтинг.

Пандемия усугубила запрос бизнеса на дополнительные меры защиты. Мы это видим по числу подключений к инструментам СберРейтинга. В Иркутской области за восемь месяцев 2021 года к возможностям рейтинг-сервисов подключились около 400 компаний и организаций.

Во всех регионах присутствия Байкальского банка Сбербанка, куда также входят Забайкальский край, Республика Бурятия и Республика Саха (Якутия), ими пользуются более 2000 компаний. И этому есть объяснение: экономическая ситуация для многих обернулась финансовыми потерями, вынужденными простоями, острее встали вопросы экономии, все чаще бизнес, особенно региональный, стал задумываться о том, как избежать разных потерь.

С чем столкнулся бизнес? Пандемия стала испытанием для многих деловых контактов. Некоторые недобросовестные контрагенты перестали выполнять свои обязательства, скрывают реальное положение дел в своих компаниях. На рынке активизировались мошенники.

Вопрос безопасности и раньше был для бизнеса ключевым. Неудивительно, что сейчас стратегически настроенный бизнес регионов особенно внимательно присматривается к сервисам, которые помогают минимизировать риски. Спрос на продукты экосистемы Сбера «Риск блокировки», «Проверка контрагентов», «Рейтинг юридических лиц» заметно вырос в последние месяцы.

Зачем бизнесу инструмент «риск блокировки»?

Как известно, несоответствие показателей бизнеса нормам 115-ФЗ может привести к блокировке счетов и получению запроса от уполномоченных финансовых служб. Как следствие, предприниматель может испытывать финансовые потери.

Сервис «Риск блокировки» — именно тот случай, когда «предупрежден — значит вооружен». Я бы сравнила его со светофором, который вовремя сигналит предприятию о необходимости тех или иных решений. С помощью этого инструмента бизнес получает своевременные уведомления по возможным рискам санкций контролирующих и надзорных органов.

Возможности «Риск Блокировки» позволяют организации отслеживать ключевые показатели и допустимые границы операций, согласно рекомендациям Банка России. К таким показателям относятся налоговые платежи и снятие наличных, переводы физлицам и остатки на счетах. Хочу отдельно отметить, что данный сервис носит информационный характер и не гарантирует отсутствие запросов и ограничительных мер, предусмотренных требованиями 115-ФЗ, но это хороший инструмент для своевременного реагирования.

Клиент видит в какой зоне рисков находится — в красной, желтой или зеленой. В зависимости от этого, он понимает, например, что в этом месяце уже не нужно выполнять переводы физическим лицам или снимать наличные, чтобы не допустить разбирательств и предоставления дополнительных документов — что, кому и зачем перечислил.

Сервис понятен бизнесу, что подтверждает обратная связь от клиентов и количество подключений. Если у предпринимателя нет возможности самому строить аналитику, он может в один клик зайти и посмотреть, не тратить свое время.

Как работает «проверка контрагентов»? Что именно проверяют?

В условиях пандемии, когда многие контрагенты не пережили кризис, бизнесу, который продолжает развиваться, необходимо оценивать свои возможные финансовые риски. Особенно важен такой подход для компаний, имеющих большое количество контрагентов.

«Проверка контрагентов» аккумулирует данные 23 официальных и открытых источников и, соответственно, с их помощью мы готовы предоставить нашему клиенту полный анализ по деятельности контрагента. Пользователи модуля в онлайн-режиме получают достоверные данные о своих потенциальных или действующих партнерах-контрагентах из ЕГРН — это юридический адрес организации и период ее деятельности, наличие или отсутствие статуса ликвидации, сведения о деловой репутации руководителей предприятия.

Сервис предоставляет и общедоступную информацию о финансах контрагента — каков баланс в его компании, выручка, убытки, есть ли дебиторская задолженность, имеются ли у компании факты арбитражных процессов или банкротства.

Будущий партнер может узнать и о наличии выигранных и реализованных госконтрактов у потенциального контрагента — это крайне важно и свидетельствует о надежности и стабильности предприятия. Сервис Сбера отражает данные о возможном присутствии партнера в реестре недобросовестных поставщиков, если в его истории деятельности уже были такие факты.

Все полученные сведения генерирует партнер банка по экосистеме — Корус Консалтинг СНГ. Его сводная информация собирается из официальных открытых источников — реестры ФНС, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, картотека арбитражных дел, портал государственных закупок, сообщения о банкротстве, аналитика контрагентов по финансовым показателям. Другими словами, предприятие, воспользовавшееся инструментом «Проверка контрагентов», действительно будет проверено на все возможные «болевые точки».

От каких реальных рисков может уберечь СберРейтинг?

Приведу пример, мне он кажется показательным и, главное, живым. Один из клиентов нашего сервиса в Иркутске — ООО «Лайм». Компания занимается организацией общественного питания и имеет репутацию надежного партнера и работодателя.

В нестабильный период, вызванный пандемией и ограничениями в работе предприятий сферы общепита в прошлом году, новый партнер предложил «Лайму» деловое сотрудничество — поставку продуктов питания по цене ниже рыночной. С помощью инструмента «Проверка контрагентов» возможного партнера проверили.

Выяснилось, что предприниматель проходит по ряду судебных разбирательств, компания-поставщик имеет долги. Таким образом, компания «Лайм» избежала финансовых потерь и сотрудничества с недобросовестным контрагентом.

Предложение о поставке продуктов по цене ниже рыночной кажется привлекательным. Но нужно соотносить риски и только потом принимать решение. Важно понимать, какие могут быть финансовые потери и сколько времени придется потратить на судебные разбирательства. В данном случае компания, конечно, отказалась от сотрудничества.

Вот реальный пример того, как от благонадежности контрагентов, их финансовых показателей и рисков, сильно зависит региональный бизнес. Но не у всех компаний или индивидуальных предпринимателей хватает собственных ресурсов на то, чтобы серьезно и глубоко изучить деятельность компании, с которой уже связывает бизнес или сотрудничество только на старте.

К сожалению, много подобных историй, когда потенциально рисковое сотрудничество оборачивалось финансовыми потерями, в том числе потерей деловой репутации. Серьезная комплексная проверка партнера как раз страхует от возможных рисков. Предприниматели, которые к нам уже за этим обратились, понимают, что применение процедуры проверки контрагентов особенно важно.

На мой взгляд, профилактика рисков — это залог успеха, и особенно важен такой подход для компаний, имеющих большое количество контрагентов. У такого бизнеса всегда есть риск финансовых потерь — контрагент может иметь долги или состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Большие данные партнера Сбера в помощь.

В каких ситуациях пригодится «Рейтинг юридических лиц»?

Это еще один инструмент поддержки регионального бизнеса. Как правило, он вызывает интерес у клиентов, которые, например, работают не с авансовой схемой взаиморасчетов, а на условиях отсрочки или предоплаты. Когда каждому руководителю важно понимать, как будет себя вести контрагент на протяжении всего срока договора сотрудничества.

«Рейтинг юридических лиц», по сути, это — актуальная оценка финансового состояния компании. Он, также как сервис «Проверка контрагентов», основан на данных из 23 открытых источников и уникальных знаний банка о своих клиентах.

Для расчета рейтинга коммерческой организации используются банковские модели оценки рисков. С учетом всех показателей, компания получает оценку в виде рейтинга от 1 до 10. Полученный статус показывает и доказывает надежность и финансовую стабильность предприятия.

Рейтинг также формируется из сведения больших данных, которые есть в Сбере. Аналитики сервиса способны оценить и развитие отрасли запрашиваемого бизнеса. Сервис проводит мониторинг всех изменений в заданном сегменте и уточняет заданную модель рейтинга с учетом экспертизы банка и большой базы клиентов. С достаточно высокой долей вероятности с помощью этого инструмента можно предсказать, как тот или иной бизнес будет вести себя в перспективе — близкой или долгосрочной.

Мало кто из региональных компаний способен в настоящее время самостоятельно провести такую разноплановую экспертизу. У Сбербанка такой опыт есть и он накоплен годами.

Для каких отраслей будет полезен сервис?

По сути — для всех, где имеет место взаимодействие с партнерами, где есть контрагенты. Приведу в качестве примера ресторанный бизнес. При открытии нового заведения владельцу нужно сделать большую закупку продуктов, собственных средств не всегда хватает. И, если раньше компания уже показала себя как надежный партнер и имеет высокую оценку в «Рейтинге юридических лиц», то данный бизнес может получить льготные условия по ряду направлений.

Так, представители розничной торговли, обладатели качественного статуса «Рейтинга юридических лиц», могут получить арендные каникулы, либо оплатить последний месяц аренды не в полном размере, а частично. Ведь рейтинг подтверждает финансовую стабильность компании, дает уверенность партнерам в надежности сотрудничества.

Или, например, при участии в тендерах и закупках компания — обладатель «Рейтинга юридических лиц» — может указать свой рейтинг в заявке. И он будет тем самым выигрышным инструментом, который позволит организации выделиться среди конкурентов. Ведь для членов конкурсной комиссии по определению победителя важно и финансовое положение участников торгов и их благонадежность.

Можно ли подключить только один из инструментов СберРейтинга?

Да, конечно. Каждая компания в зависимости от своих потребностей может выбрать любой из трех сервисов и подключить его отдельно. У предпринимателей и организаций есть возможность на практике попробовать, что удобнее и полезнее конкретно для их бизнеса.

Проверка контрагентов и рейтинг юридических лиц, например, актуальны для розничной и оптовой торговли, ресторанного бизнеса, грузоперевозок и сельского хозяйства. Ведь зачастую представители этих отраслей сотрудничают с большой группой компаний, и эти партнеры могут достаточно часто меняться. Благодаря сервисам СберРейтинга можно сформировать свою «подушку безопасности» и предупредить возможные риски.

Где получить дополнительную информацию?

Более подробно почитать о сервисе или подключить его в режиме онлайн можно на сайте Сбера.

Текст не является полной версией эфира и дополнен информацией.

  • kalin266 21 сентября 2021 в 20:50 (изменено) 0

    Логично и не бесплатно. Продукт для большинства. Но если кидалы раньше открывали фирму и куканили юрика скажем на лям, то сейчас, кидалы будут вкладываться в репутацию, поднимать какое-то время все показатели на сберРейтинге, а потом кидать… Но уже не на лям, а на 20 лямов! Жестко и сазу. -…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля