Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Министр лесного комплекса Иркутской области: о нелегальных вырубках, пожарах и лесовосстановлении

12 июля министром лесного комплекса Иркутской области назначен Владимир Читоркин. Журналист IRK.ru поговорила с Владимиром Викторовичем о состоянии лесной отрасли, о том, как проходит лесовосстановление в регионе, о борьбе с «черными лесорубами» и о планах министерства на следующий год.

Владимир Викторович, расскажите о состоянии лесного комплекса в Иркутской области, какие есть проблемы?

— Лесной комплекс состоит из двух основных сфер: лесного хозяйства и лесной промышленности, и они в регионе находятся в разных состояниях. Так, в области хорошо развита лесная промышленность. У нас есть гиганты мирового уровня. Среди них группа компаний «Илим», предприятия, входящие в ассоциацию «Русский лес», которые сейчас внедряют новые технологии: переработку опилок в гумус и топливные гранулы.

В Братске работает крупное предприятие «ДеКом», которое перерабатывает до половины всех древесных отходов, образующихся в Иркутской области. Кстати, эта компания вполне конкурентоспособна на мировом рынке и является поставщиком высококачественных погонажных изделий для «Леруа Мерлен». Также, в Братске расположена еще одна компания — «Ангара Плюс» с высоким уровнем производства строительных и отделочных материалов из натуральной древесины.

Отмечу также торговую марку BaikalWood — современное деревообрабатывающее предприятие, построенное по принципу безотходной технологии с комплексным использованием сырья и получением продукции, пользующейся повышенным спросом на внешнем и внутреннем рынке. Кроме экономических факторов, данный проект обеспечивает развитие лесного бизнеса в направлении увеличения глубины переработки древесины и реализации на экспорт и внутренний рынок продукции с большей степенью переработки. Это направление развития полностью совпадает со стратегией и задачами по развитию лесопромышленного комплекса Иркутской области, на которые делает акцент губернатор региона Игорь Кобзев.

Владимир Читоркин в 1998 году закончил Томский государственный университет по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», является кандидатом биологических наук; более десяти лет работал в Томске. С декабря 2013 по июнь 2021 года работал в Департаменте государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды и экологии России. Предыдущая должность — заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов.

Вторая часть – лесное хозяйство, которое, имеет потенциал роста. Однако некоторое отставание лесного хозяйства от лесной промышленности имеет исторические корни. Тормозит развитие и большой объем лесного массива, на территории которого крайне сложно внедряются инновации.

Есть такая фраза: «Лесное хозяйство – дитя нужды». Это значит, что наиболее развито лесное хозяйство в лесодефицитных регионах. В Сибири, например, – это Алтайский край с расчетной лесосекой в четыре миллиона кубометров, которые они максимально эффективно используют и вместе с тем активно занимаются лесовосстановлением, внедряя новые технологии. У нас в области, для сравнения, — 70 миллионов кубометров.

В Братске в начале сентября состоялась выставка SibWoodExpo-2021, в рамках которой мы со всеми заинтересованными ведомствами и предприятиями встретились и обсудили состояние и стратегию развития лесного комплекса в Иркутской области. Выработали пути решения многих проблем.

Расскажите о том, как регион в этом году боролся с лесными пожарами, и какие основные их причины?

– С начала пожароопасного периода в Иркутской области было зарегистрировано 590 лесных пожаров — это на 327 случаев меньше, чем в прошлом году. 60% всех пожаров было ликвидировано в течение первых и вторых суток после обнаружения. Наиболее опасная ситуация складывалась в отдаленных северных территориях. Так, в Катангском, Мамско-Чуйском, Бодайбинском и Киренском районах в этом году пришлось объявить режим чрезвычайной ситуации.

В большинстве случаев лесные пожары обусловлены природными факторами. Мы в своих карточках фиксируем предварительную причину пожара, а расследование случаев возгорания проводит МЧС, которое и предоставляет официальную статистику. По данным ведомства, 67% лесных пожаров возникает из-за сухих гроз. Можно в это верить или нет, но мы опираемся на факты.

«В Катанском районе Иркутской области, где была зафиксирована наибольшая площадь пожаров, два месяца не было дождей, и из-за аномальной жары начал гореть лес».

А в 27% (153) случаев причиной таких возгораний является человеческий фактор, когда происходит нарушение элементарных правил пожарной безопасности или поджог. Чаще всего крупные пожары возникают вблизи населенных пунктов. Но вторая часть правды связана с тем, что лесные пожары в области начинаются из-за вырубок. И речь идет не о «черных лесорубах», а о вполне легальных и согласованных случаях заготовки древесины, когда предприятия сжигают отходы на вырубках, разжигают костры и не соблюдают технику безопасности. Правда, в этом году был зафиксирован всего один такой случай, ранее это явление носило регулярный характер.

Насколько успешно идет борьба с «черными лесорубами»?

– Как бы странно это ни звучало: незаконные рубки – это побочный эффект развития нашего лесного комплекса. Идут легальные рубки, строят дороги, за ними следом, как шакалы, — нелегальные лесорубы. Где нет законной заготовки, там нет дорог, там нечего делать нелегальщикам.

С незаконными рубками в области сейчас боремся достаточно эффективно. Объем незаконной рубки в Иркутской области в 2021 году снизился на треть. За семь месяцев 2021 года объем незаконно вырубленного леса в Иркутской области по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сократился на 59 % и составил 104,9 тысячи кубических метров.

Количество незаконных рубок в 2021 году снижено на 48 %, а предполагаемый причиненный ущерб — на 42 %. Так, если в 2017 году ущерб оценивался в 9 миллиардов рублей в год, то сейчас он составляет в среднем миллиард рублей в год. Это стало возможным благодаря увеличению на 30% площади дистанционного непрерывного мониторинга, а также слаженной работе с правоохранительными и надзирательными органами.

Как проходит лесовосстановление в Иркутской области?

– 95% от необходимых работ по лесовосстановлению в регионе – это обязанности лесозаготовительных предприятий, так как им в аренду под заготовку древесины переданы наиболее перспективные площади. К сожалению, из всего перечня обязанностей, предусмотренных договором аренды, лесовосстановление всегда было на последнем месте. Но мы работаем с арендаторами и уже добились определенных результатов. Руководитель направления в министерстве ведет группу по претензионно-исковой работе с арендаторами. За нарушения по договорам они несут ответственность – платят штраф и неустойки, прорабатываем практику по расторжению договоров аренды.

На территории Иркутской области сосредоточено свыше 10% лесов страны. По данным государственного лесного реестра на 1 января 2021 года, леса в регионе занимают 71,4 миллиона гектаров, из них 69,4 миллиона гектаров — это земли лесного фонда.

Кроме этого, на территории области проводятся мероприятия по государственной инвентаризации лесов (ГИЛ), в рамках которых оценивается состояния и ведется учет лесных ресурсов области, которые находятся в аренде. Лесничества подписывают акт по каждому подведомственному участку. Конечно, проблемы есть, и они сформировались не за один месяц, это тянулось годами.

Часть мероприятий по лесовосстановлению выполняет министерство лесного комплекса Иркутской области через ОГАУ «Лесхоз Иркутской области». Лесовосстановление проходит в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов», входящего в состав национального проекта «Экология». Искусственное лесовосстановление планируем провести на площади в 13 тысяч гектаров.

В 2022 году вступит в силу запрет на экспорт из России необработанной древесины, как это отразится на экономике области?

– Действительно, с 1 января 2022 года президент РФ поручил ввести полный запрет на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Иркутская область не пострадает, так как у нас наиболее развита именно переработка древесины, а не заготовка, в отличие, например, от Дальнего Востока, где вывоз кругляка составляет около 80% от объема их экспорта. У нас есть небольшие предприятия, которые занимаются экспортом кругляка. Министерство будет им помогать с модернизацией производства в рамках программы развития малого и среднего бизнеса, которую разработало министерство экономического развития области.

Каждый год жители северных районов жалуются на нехватку дров для отопления частных домов. Как в этом направлении работает министерство?

– Что касается обеспечения дровами жителей северных территорий — дефицита дров нет. Жалобы поступают, но они единичные. С каждым крупным бизнесом заключен договор социального партнерства, в рамках которого предприятия берут на себя обязательства по обеспечению дровами жителей того или иного района. Если все-таки возникли проблемы, необходимо обратиться в органы местного самоуправления: мэр может напрямую позвонить мне или поднять договор социального партнерства и решить проблему с арендатором.

Ежегодно составляется план обеспечения местных жителей древесиной для отопления, так на текущей год запланировано 567,7 тысяч кубометров древесины. При этом мы можем в течении года менять эту цифру в зависимости от количества заявок. По нормативам на каждую семью в целях отопления в области выделяется: для жителей южных районов — 25 кубометров лесных насаждений в год, для проживающих в северных территориях области — 36 кубометров в год.

Что касается стоимости дров, то в сравнении с прошлым годом цена незначительно изменилась, в отличие от стоимости сырья. Так, цена за кубометр дров составляет до 5,7 рубля, там где преобладают хвойные насаждения цена будет выше, чем лиственных деревьев. Кроме этого, в районных лесхозах действуют фиксированные цены на дрова для категории граждан, имеющих льготы. Стоимость дров для них составляет в среднем от 3,8 до 5,7 рубля за кубометр.

В северных территориях существует другая проблема: как муниципалитетам оперативно закупать уголь или дрова для котельных. Сейчас топливо покупают через торги, и процесс этот иногда может затянуться.

Как министерство выстраивает работу с лесхозами?

– ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» имеет 37 филиалов. Они находятся в разном состоянии. У филиалов есть несколько источников доходов: это бюджетные заказы на тушение лесных пожаров, госзадание на выполнение работ по лесовосстановлению, оказание услуг бизнесу. В разных районах они по-разному справляются со своими задачами.

С предприятием министерство работает в ручном режиме. Два раза в неделю мы проводим совещания, курируем исполнение контрактов. Пока рано говорить об успехах, работа ведется, но ситуация непростая. Сказываются ошибки руководства прошлых лет, которые снижают эффективность работы сейчас.

Расскажите о планах на следующий год

— Губернатор определил приоритетные задачи для министерства лесного комплекса. Первоочередная задача – это повышение эффективности охраны лесов от пожаров. Там, где есть дороги, мы научились оперативно справляться с огнем, а в труднодоступных территориях бороться с пожарами сложнее. Поэтому в следующем году мы планируем создать четыре дополнительных авиаотделения со штатом парашютистов-десантников для тушения пожаров. Кроме этого, в регионе организуем дополнительно две новые лесопожарные станции третьего типа в Нижнеилимске и Тулуне для профилактики и тушения пожаров лесных массивов, оснащенные пожарной техникой, средствами транспорта и связи, огнетушителями.

Также в область прибудут шесть летчиков-наблюдателей, это наши специалисты, которые прошли обучение на базе ФБУ «Авиалесоохрана» в городе Пушкино Московской области. Сейчас у нас работают два летчика, которые выполняют авиапатрулирование лесов, а при обнаружении пожара определяют тактику тушения, решают, где безопасно высадить парашютистов-пожарных, и руководят тушением с воздуха.

Вторая приоритетная задача — это лесовосстановление. По новым правилам, те предприятия, которые претендуют на лесной ресурс, должны сразу в инвестиционном проекте предусмотреть строительство лесного питомника по самым современным стандартам, в противном случае мы их даже не рассматриваем на комиссии. Речь идет о высокотехнологичном производстве по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой. Действующие предприятия уже приступили к проектированию таких питомников. Так, группа «Илим», компании из ассоциации «Русский лес» и «ДеКом» уже представили свои проекты и в скором времени приступят к их строительству.

Министерство лесного комплекса также участвует в лесовосстановлении. Наше учреждение, мегетский лесной питомник, который находится в 25 километрах от Иркутска, в этом году увеличило выращивание сеянцев с закрытой корневой системой до миллиона, в следующем году планирует довести до двух миллионов. Сейчас министерство готовит проектно-сметную документацию для строительства еще одного лесного селекционно-семеноводческого центра.

В части использования лесов мы ориентируемся на обеспечение лесным ресурсом крупных компаний, а также на малый и средний бизнес, который снабжает необходимыми пиломатериалами и дровами близлежащие населенные пункты. Мы плотно работаем с федеральным центром, так как стратегию развития лесного комплекса все-таки определяет Москва. И в этом плане нам очень помогает авторитет Игоря Кобзева.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Big Floppa 29 сентября 2021 в 23:38

    поговорку «рыба гниет с головы» никто не отменял, министр этот сколько недвижимости купил на взятки? и оформил на родственников

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля