Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Такие проекты и есть освоение космоса». Сергей Язев — о полете киноэкипажа на МКС

Первый в истории киноэкипаж вернулся после полета на МКС. Актриса Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко и космонавт Олег Новицкий успешно приземлились. В последние несколько недель их полет — одна из самых обсуждаемых тем в России. IRK.ru поговорил с директором астрономической обсерватории ИГУ Сергеем Язевым о значении этого события для развития космонавтики.

Мнения насчет полета киноэкипажа на МКС разделились. Одни считают, что никакой пользы для науки он не несет, другие оценивают его положительно, говоря о том, что съемки российского фильма в космосе привлекли внимание всего мира. Как относитесь к событию?
— Я положительно отношусь к этому проекту. Если совсем широко говорить, с моей точки зрения, такие проекты — это и есть освоение космоса, о котором мы говорили, начиная с полета Гагарина. Вспоминаются слова Сергея Павловича Королева о том, что скоро мы будем летать в космос по профсоюзным путевкам.

В состав киноэкипажа вошли: актриса Юлия Пересильд, космонавт Антон Шкаплеров и режиссер Клим Шипенко. Фото с сайта lentachel.ru
В состав киноэкипажа вошли: актриса Юлия Пересильд, космонавт Антон Шкаплеров и режиссер Клим Шипенко. Фото с сайта lentachel.ru

Еще после первого полета возникла идея, что космос — место для постоянной работы людей разных профессий. Первопроходцы обязательно нужны, они прокладывают путь вперед. Но теперь мы уже научились жить в космосе. У нас космонавт Валерий Поляков провел на борту орбитальной станции «Мир» 437 дней. Более того, мы научились возвращать людей здоровыми, быстро восстанавливать их.

Все это говорит о том, что теперь мы можем отправлять в космос не профессиональных космонавтов, а людей, которые могут делать там свою работу. Причем это не обязательно должны быть ученые или военные летчики.

На кораблях «Шаттл» американцы уже запускали людей далеких от космонавтики. Они там не отвечали за работу техники, что обязательно делают космонавты, а выполняли свои задачи, не всегда связанные с наукой. Например, они отправляли учительницу, которая должна была записывать уроки для школьников в невесомости. К сожалению, это был очень печальный опыт, потому что в этом полете весь экипаж погиб.

Учительница Криста Маколифф тренируется на тренажере невесомости КС-135. Фото с сайта wikipedia
Учительница Криста Маколифф тренируется на тренажере невесомости КС-135. Фото с сайта wikipedia

С моей точки зрения, пусть летают кинематографисты, художники и музыканты, журналисты и фотографы, писатели, политики — почему бы нет. Раз мы проникаем в космос, чтобы жить и работать, — там должны быть все.

Чем, на ваш взгляд, уникален этот полет?
— Космос в представлении многих людей уже стал рутинным и обыденным. Летают постоянно, к этому все привыкли и с детства знают, что кто-то летает и что-то там делает. Но неизвестно что и зачем. Мы говорим, что для науки это очень важно. Подробностей не знает никто.

Как раз обсуждение, которое сейчас идет, демонстрирует, что большинство людей не понимают, что киноэкипаж делал в космосе. Многие говорят: «Они (космонавты — прим. авт.) там проводят эксперименты, полет киноэкипажа не позволил их выполнить». Но еще ни один человек не произнес, какой конкретно эксперимент был отменен из-за полета съемочной группы и почему он важнее, чем съемки кино на орбите.

Во время этого полета у нас на телевидении было совершенно беспрецедентное количество информации, посвященной космосу. В прайм-тайм показывали не бандитов или раскрученных певцов, а смелых профессиональных людей готовых на очень серьезные трудности, препятствия, чтобы сделать свое дело. Считаю, это очень хорошо, что по телевидению и в других СМИ активно обсуждали космос.

Если бы просто полетел очередной экипаж, ничего такого бы не было. Беспрецедентное количество людей следило за пуском и полетом. Смотря эти передачи, они узнали, как готовятся космонавты, как происходит отбор, насколько это серьезно. Большинство людей понятия не имели об этом.

Полет киноэкипажа на МКС — дополнительный стимул для развития самой космонавтики. В этом смысле от него гораздо больше пользы, чем от обычного полета космонавтов, в котором бы выполнили очередные 84 эксперимента, о которых никто не знает. Люди, к сожалению, рассуждают о том, в чем совершенно не разбираются и чего на самом деле не знают и знать не хотят.

Сергей Язев: «Киноэкипаж готовили не как космонавтов. Их не называют космонавтами»
Сергей Язев: «Киноэкипаж готовили не как космонавтов. Их не называют космонавтами»

Многие с недоверием отнеслись к тому, что киноэкипаж готовили всего несколько месяцев, тогда как подготовка космонавтов к полету может занимать до 15 лет. Как можете прокомментировать?
— Это тоже от абсолютного незнания. Киноэкипаж готовили не как космонавтов. Их не называют космонавтами. Вот это надо запомнить. Они не умеют управлять кораблем, не знают, как устроена Международная космическая станция, не умеют работать с бортовым оборудованием, насчитывающим тысячи разных систем — к чему долгие годы готовят настоящих космонавтов.

За три-четыре месяца, действительно, все это выучить невозможно. Космонавты — это специалисты совершенно другого уровня. Разница здесь такая же, как между летчиком и пассажиром в самолете. Вы пришли в самолет, сели в кресло, и все ваши знания о самолете ограничатся тем, что вам рассказала бортпроводница, — как в случае чего надевать маску и пробираться к аварийному выходу.

Вот примерно так за три месяца подготовили киноэкипаж. Им сказали, чего нельзя, а что нужно делать, и дали небольшое поручение. Командир корабля не может дотянуться до правого крана во время посадки. Клим Шипенко по его команде этот кран открыл — вот и все.

Фото с сайта gtrk-vyatka.ru
Фото с сайта gtrk-vyatka.ru

Уровень подготовки космонавтов и участников космического полета, как называют киноэкипаж, абсолютно разный. Их просто немного потренировали, научили нескольким элементарным вещам. Там же ко всему надо привыкать: непонятно, как пользоваться туалетом, как двигаться и вести себя, находясь в невесомости, чтобы голова не болела и не тошнило. Существуют определенные приемы, навыки, как с этим быть, вот киноэкипажу о них рассказали.

А дальше, они профессиональные кинематографисты и выполняли свои задачи. Конечно, нет оснований считать, что космонавта можно подготовить за три месяца. Они готовятся к полету многие годы. Два года занимает только общекосмическая подготовка, необходимая для зачисления в отряд космонавтов. По результатам нужно сдать 50 экзаменов, причем тройки получать нельзя — отчислят. Они должны знать устройство сотен бортовых систем, чтобы в случае необходимости уметь их чинить.

Дальше человек продолжает готовиться, и даже когда его, наконец, годы спустя, включают в экипаж, у него год или полтора занимает подготовка к конкретному полету. Он изучает эксперименты, которые там планируются. Гигантская работа, с которой обычный человек просто не справится. Космонавты — редкие люди, которых отбирают из тысячи, потому что они могут все это выдержать и выполнить задачу.

Вы писали у себя в «Фейсбуке», что какие-то моменты сами впервые увидели. Можете подробнее рассказать о них?
— Роскосмос все дальше продвигается в качестве телевизионных передач. Они поймали в камеру с очень хорошей оптикой опускающийся аппарат на высоте почти 7 километров. Бывали случаи, когда никак не могут поймать, неизвестно, где он садится. Летят вертолеты, и мы видим трансляцию, когда аппарат уже на высоте 1,5 километра и совсем скоро приземлится.

В этот раз его поймали, когда он еще был высоко. Я впервые увидел такое. Раньше у наземных съемочных групп этого не получалось. Здесь было видно, как он летел, еще до того, как начали сбрасывать лишние газы за борт — перекись водорода и жидкий кислород — чтобы при ударе они не взорвались. Их стравливают за борт на большой высоте, и мы никогда этого раньше не видели. Еще показали, как отделился термозащитный экран. После этого начинаются всякие операции внутри корабля по подготовке к посадке.

Какие у вас ожидания от фильма, который планируют сделать?
— Документальные фильмы уже не раз снимали на борту. Конечно, я их видел. Но надо понимать, что качество изображения там было очень среднее, и снимали непрофессионалы. Сейчас люди воображают, что если человек взял камеру и включил ее, он уже великий оператор или режиссер, но это не так.

Для того чтобы снять хороший фильм, надо уметь это делать. Поэтому, прежде всего, я жду качественной картинки. Впервые в истории на орбиту привезли профессиональные камеры, которыми снимают настоящее кино. Надеюсь, что увижу съемки настоящей орбитальной станции, а самое главное — вид Земли из космоса с высоким разрешением.

Сейчас многие говорят, что нарисовать можно все, что угодно. Мне неинтересно смотреть на то, что нарисовано. Само ощущение, что это будут настоящие съемки, оно стоит многого. Надеюсь, что фильм получится добротным.

Фото с сайта rg.ru
Фото с сайта rg.ru

Не думаю, что Клим Шипенко — режиссер оскаровского уровня. Понятно, что режиссерское ремесло он знает неплохо. Ему много претензий предъявляют за фильм «Салют-7», в котором много всяких ляпов, там показано то, как не было на самом деле. Но если бы он назвал его не «Салют-7», а, допустим, «Север-4» и не упоминал реальных фамилий и названий, представив фильм как фантастический или научно-фантастический, никаких претензий бы не было.

Сейчас Шипенко сам прошел через настоящую, хоть и ускоренную, программу подготовки к полету. Думаю, что сильно врать он не станет. У него есть реальные съемки, сделанные в космосе, поэтому он будет вокруг них выстраивать сценарий и фильм. И это чрезвычайно важно и интересно.

Надеюсь, что фильм получится на хорошую четверку, как минимум. Главное для меня, что там будут настоящие съемки в космосе. Пойду в кино обязательно, причем лучше, конечно, смотреть на большом экране. Я думаю, что прокатная история фильма будет успешной. Не сомневаюсь, что его удастся продать за границу, и показы пройдут в других странах.

Какое значение имеет полет киноэкипажа для развития российской космонавтики?
— Я надеюсь, что этот пиар российской космонавтики (и сам фильм, и все, что вокруг него накручено) все-таки сработает. А значит появятся потенциальные космические туристы, которые увидят, что в космос летать не страшно. Теперь им не нужно будет отрываться от своего бизнеса на полтора-два года, на что никто не пойдет конечно. Но создана новая технология, и пройти ускоренную подготовку за три-четыре месяца вполне реально.

Полет киноэкипажа может подтолкнуть других людей к тому, что они захотят полететь в космос как туристы. Если хотя бы один такой полет состоится, то все деньги, вложенные в этот пиар государством, отобьются.

Как вам кажется, россияне смогут стать космическими туристами, или это предложение больше рассчитанное на иностранцев?
— Мне бы очень хотелось на это надеяться, хотя, конечно, понимаю, что, скорее всего, это могут быть в первую очередь иностранцы. В декабре японский миллиардер полетит со своим товарищем на нашем «Союзе». Надеюсь, что по его пути пойдут и другие люди. Смысл полета кинематографистов я вижу именно в этом.

Когда говорят, что зря мы так много денег потратили, а могли бы направить их на эксперименты, я думаю, что ничего страшного не произошло. Потому что надо рисковать. Это же реклама. А кто в нее должен вкладываться? Тот, кто рекламирует свой продукт. Если российское государство предлагает его, то кто тогда должен вкладываться в рекламу? Да, она дорогая, но по-другому в наше время не получится.

Конечно, есть риск определенный, может оказаться, что эти вложения не окупятся. Я же считаю, что они уже окупились, потому что именно благодаря полету киноэкипажа огромное количество людей следило за этой программой. Небывалое количество зрителей наблюдало за полетом, а потом многие будут смотреть фильм — не про бандитов и полицейских, а про космонавтов. Думаю, что сама цель оправдана и стоит таких государственных вложений.

Главное — надо начинать отвыкать от стереотипа, что космос нужен только для науки и каких-то таинственных экспериментов. Космос уже плотно вошел в нашу жизнь, и поэтому мы все тоже отправляемся в космос.

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Денис Баканов 26 октября 2021 в 22:23 (изменено)

    Посмотрите на её идеальный макияж и налакированные волосы, в условиях невесомости…..ню ню…. Космонавтов готовят годами, а здесь даму 35+ и режиссера, ещё старше, с дивана подняли и в космос отправили…. кто-то же в это верит. Если они ракеты под хохлому расскрашивают))) такой театр и на земле…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля